double arrow

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и при сравнительных оборотах.

Тема 7. Особенности публицистического стиля.

1. Практикум по стилистике: составление плана-конспекта публичного выступления на заданную тему.

Правописание окончаний.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и при сравнительных оборотах.

Упражнение 91. Спишите текст, выделив в нем (кроме первого) три абзаца в соответствии со структурными частями текста. Подчеркните в каждом абзаце ключевые слова и конструкции.

Что же, следовательно, является достоянием искусства оратора? Создать вступление к речи. Чтобы привлечь внимание слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную, и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказательств; наконец, замкнуть это все воспламеняющим или успокаивающим заключением.

 

Упражнение 92. Составьте на основе рекомендаций Цицерона краткие «Советы себе как оратору». Выпишите те советы, которые относятся к основной части ораторской речи. Обоснуйте свой выбор и последовательность расположения советов.

Современный оратор … будет говорить так, чтобы одно и то же содержание повторилось в различной форме; он будет останавливаться на каком-нибудь одном предмете, задерживаться на какой-нибудь одной мысли; он будет иной раз умалять что-нибудь, иной раз выставлять на смех; будет отступать и отклоняться мыслью от предмета; будет заранее сообщать, о чем он скажет; закончив мысль, подведет ей итог; будет сам себя призывать к делу; будет говорить уже сказанное; будет логически заключать доводы; … будет словно сам себе отвечать на поставленный вопрос; говоря одно, заставит понимать и чувствовать противоположное; изобразит сомнение, что и как ему сказать; разделит речь по частям; кое-что оставит в стороне, словно пренебрегая; заранее оградится от возможных нападок. … Будет то и дело относиться с рассуждением к публике…; введет описание речей и нравов; иной раз обратится к шутке и насмешке; заранее завладеет доводами, которые могут быть выставлены против него; воспользуется уподоблениями, обратится к примерам.

 

Упражнение 93. В ораторской речи часто используются вопросительные предложения. Это один из эффективных приемов привлечения внимания слушателей. В каком из приведенных отрывков (из речи Демосфена) на поставленный вопрос отвечает сам автор, а в каком вопрос не предполагает конкретного ответа, а является по сути утверждением? Как называется такой вопрос?

1. О чем бы я мог вам, если хотите, напомнить? О том, как он (Андротион, нарушивший законы) готовил к процессии священные сосуды? О том, как он погубил венки? Или о его «великолепных успехах» в изготовлении фиал? Да ведь только за одни эти преступления (если бы даже он никакого другого вреда государству не причинил) он трижды, а не один раз заслуживает смерти!

2. Вы (афинские граждане) хорошо знаете, как недавно, всего три дня тому назад, вы послали помощь жителям Эвбеи и избавились от фиванцев, заключив перемирие. Разве смогли бы вы сделать все это так быстро, если бы не имели новых кораблей, в которых вы перевезли ваши войска на помощь союзникам? Конечно, не смогли бы!

Упражнение 94. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».

Упражнение 95. Прочитайте начало выступления. Допишите его.

Новый год для студентов, особенно первокурсников, радостен уже потому, что несет как дорогой подарок – сессию.

Ведь сессия – это соревнование между экзаменатором и экзаменующимся в том, кто, что, кому докажет. Иногда побеждает преподаватель, которому удается убедить сдающего, что он что-то знает и заслуживает положительной оценки. Но бывает и обратное: победителем оказывается студент, который успешно и аргументированно доказывает, что он мало знает и рад будет повторить приятную для обоих встречу. Замечу, деканат второй вариант не одобряет.

 

Упражнение 96. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочеты в предложениях, взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения.

1) Тишина надолго прописывается среди поблекших красок художественных фотографий и акварелей, украшающих стены комнаты. 2) Неплохими темпами организованы работы на строительстве коровника. 3) Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия нынешнего года. 4) Знания помогли нам стать активными участниками в борьбе за поднятие охотничьего хозяйства на более высокую ступень развития. 5) Настал момент самым серьезным образом решить вопрос о том, каково значение русской псовой борзой в настоящее время. 6) На окружной базе имелись случаи нарушения правил заготовки овощей в вопросах привоза и разгрузки и грубые ошибки в вопросах закладки их на зимнее хранение. 7) Многие вопросы, касающиеся дальнейшего подъема туризма, еще ждут своего решения. 8) В настоящее время имеется в виду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.

Упражнение 97. Вставьте пропущенные буквы.

В каждом дел… у Емел…

Столько лишней канител…,

Что не хватит и недел…,

Чтоб управиться Емел….

 

В телег… на сен…

Мы ехали к Сен….

У Сен… в артел…

Все лошад… в тел…,

Живут как в отел….

Упражнение 98. Составьте словосочетания с указанными существительными и запишите их в Р.п. и П.п. с предлогами (у, с, для, про, от; о, на).

Опушка (роща), крыша (пристройка), изголовье (постель), ложка (настойка), территория (республика), увольнение (авиация), лекция (техника безопасность), сражение (поле брань), прибывание (дача подруга), спор (сила воля), приближение (ограда дача).

 

Упражнение 99. Вставьте пропущенные буквы.

Играть на роял…, жить на окраин…, стоять в гаван…, ждать на причал…, смеяться от радост…, запутаться в тюл…, подниматься по лестниц…, деревья в ине…, радоваться оттепел…, прийти в кител…, вернуться из поездк…, находиться в поко…, пряжка на туфл…, заблудиться в ущель…, прийти из бан…, задеть по случайност…, подойти к изгород…, плыть по речк…, исчезнуть в метел…, приблизиться к алле…, болеть от старост…, за стенами крепост…, увидеть на экскурси…, скрываться в подземель…, остановиьться в гостиниц…, съезжать к пропаст…, в ожидани… отъезда, находиться в безопасност…, бежать по тропинк…, вернуться из арми…, пребывать в весель…, не получать пищ…, сережки на топол…,т жить в поместь…, позвонить Ксени….

 

Упражнение 100. Согласуйте прилагательные с существительными.

(Утренний) ветерком, на (свежий) сене, при (малейший) движении, (субботний) вечером, в (полнейший) тишине, о (заячий) испуге, к (лисий) хитрости, в (пптичий) гнездах, о (детский) питании, (овечий) хвостом, (летний) днем, (яркий) красок, (глубочайший) тишиной, в (колючий) сплетении, (еловый) ветвей, (тончайший) кружева, (березовый) листвы, на (нежнейший синий) фоне, о (горячий) днях, в (столетний) лесу, (дальний) глубину, по (скрипучий) мостику, (раскидистый) кустами, (искуснейший) узором, в (паучий) сеть, (кратчайший) путем, (древесный) стволов, (свежий) дыханием, ощущением (мнимый) опасности, за (могучий) стволом, с (добрейший) улыбкой.

Упражнение 101. Подберите к существительным прилагательные или причастия и запишите полученные словосочетания.

В степи, с благодарностью, для матери, у друга, на перекрестке, под машиной, за столом, к двери, на диване, под березами, к окошку, около дома, над рекой, под небесами, из банки, в книгу, из тетради, из кармана, под ногами, перед лекцией, на собрании, в письме, в саду, над городом, под подушкой, от соседей, с возраста, о днях, о кинофильме, о сыне.

Упражнение 102. Вычлените последовательно все причастные обороты и определеите, к каким словам они относятся (зафиксируйте это графически). Затем допишите пропущенные окончания, определив их при помощи вопроса. Расставьте запятые в соответствии с основным правилом обособления причастных оборотов.

1) Все вокруг утонуло в снегу наконец-то выпавш… в эту ночь начавш…ся нудным осенним дождем и закончивш…ся обильным снегопадом означающ… долгожданный приход сильно задержавш…ся в этом году зимы.

2) К остро пахнущ… листьям берез растущ… вдоль аллей в старом парке уже сильно одичавш… от времени по вечерам слетаются десятки проснувш…ся после долгой зимы майских жуков радостным жужжанием встречающ… весеннее тепло.

3) В сильно обмелевш… пруду почти сплошь заросш… всякой болотной травой сплетающ… в частую сеть свои загнивающ… в стояч… воде побеги еще водится кое-какая рыба.

Упражнение 103. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Любимое блюдо рыболова.

Если ваша рыбная ловля сост…ялась то вспомн…те о любимом блюде рыболова а когда вспомн…те то приготов(?)те его. Если вы не зна…те рецепта запишите а когда запиш…те не забуд(?)те его испробовать.

Почист…те рыбу и выб…р…те все крупные кости. Когда почист…те и выб…р…те разреж(?)те рыбью тушку на куски посолите и пересып(?)те мукой. Постав(?)те на огонь сковородку нак…лите ее и растопите масло. Когда оно совсем растоп…тся заполн…те сковородку заготовл…нной рыбой. Когда заполн…те всю жар(?)те рыбу пока она не подрумян…тся.

Приготов(?)те подливку из лука масла и муки и воды и залейте ею рыбу. Ваше блюдо готово и теперь еш(?)те его в свое уд…вольствие.

Ра…кажите о любимом блюде рыболова своим друзьям и вышл…те им этот рецепт. Когда ра…каж…те и вышл…те пожелайте им приятного аппетита.

Упражнение 104. Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Предложения запишите.

1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада (Т.). 2) Был уже август кое-где на березах висели первые пожелтевшие листья (Арс.). 3) Наконец мы расстались я долго следил за нею взором пока ее шляпка не скрылась за кустарниками и скалами (Л.). 4) Со всех сторон вьются с веселой песнью и быстро падают хохлатые жаворонки в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек (Ш.). 5) Вот молча оба расходятся богатырский бой начинается (Л.). 6) Прошло лето зарядили дожди развезло дороги (Арс.). 7) Возвратясь домой я сел на коня и поскакал в степь я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра (Л.). 8) Пройдет стар человек перекрестится пройдет молодец приосанится пройдет девица пригорюнится (Л.). 9) Местами просека была вся залита водой по обеим сторонам расстилалось лесное болото, все земное и темное, все покрытое тростниками и мелким ольшаником (Т.). 10) Звонче жаворонков пенье ярче вешние цветы сердце полно вдохновенья небо полно красоты (А.К.Т.). 11) Поляна пахнет медом и полынью вода в ручье сосновой пахнет хвоей (Сол.).

Упражнение 105. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Читал профессор на четырех языках, кроме русского, а по-французски и немецки говорил как по-русски. 2) Ломая и опрокидывая все законы, известные Персикову как свои пять пальцев, они (амебы) почковались на его глазах с молниеносной быстротой. 3) Движения их были стремительны, их ложноножки гораздо длиннее нормальных, и работали они ими, без преувеличения как спруты щупальцами. 4) Наутро весь город встал как громом пораженный, а к вечеру городок Стекловск гудел и кипел как улей. 5) Панкрат появился в дверях как будто поднялся по трапу в опере. 6) Опять загремела вода, колыхнулась шляпа с перьями, потом появилась лысая как тарелка голова и обняла Филиппа Филипповича. 7) Его слова на сонного пса падали точно глухой подземный гул. 8) Хозяин ввалился в чернобурой лисе, сверкая миллионом черных блесток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, бензином, одеколоном, сукном, и голос его как командная труба разносился по всему жилищу. 9) Шарик лежал на теплой плите как лев на воротах. (По М. Булгакову)

Контрольные вопросы:

1. Дайте общую характеристику публицистическому стилю речи.

2. Что такое речевой штамп? Приведите свои примеры.

3. Раскройте правила правописания падежных окончаний существительных. Приведите свои примеры.

4. Раскройте правила правописания окончаний прилагательных и причастий. Приведите свои примеры.

5. Раскройте правила правописания личных окончаний глаголов. Приведите свои примеры.

6. Расскажите об основных правилах расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

7. Расскажите об основных правилах расстановки знаков препинания при сравнительных оборотах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: