Экологический статус человека

Поскольку экология является частью биологии, то соотношение экологии человека и экологии Homo sapiens должно быть таким же как соотношение биологии человека и биологии Homo sapiens. Однако, сделать такое утверждение довольно сложно хотя бы потому, что их предметы также не различены, а к тому же достаточно расплывчато даже то, что можно было бы отнести к экологии Homo sapiens.

 

То, что ныне в профессиональных (не публицистических) работах относится к биологии человека, охватывает такие проблемы как изучение экологической ситуации в городах, исследование последствий хозяйственной деятельности, оценке степени благоприятности среды обитания и т.д. Иногда такие публикации содержат весьма специализированную информацию по эпидемиологии, медицинской статистике, тератологии, мутабильности (в том числе индуцированной) Homo sapiens и сопутствующих ему микроорганизмов и т. п. Казалось бы это вполне профессиональный, приемлемый для эколога, материал. Однако, за такими сухими выкладками частенько следуют какие-нибудь вполне “публицистические” сентенции, в которых явно выражены ценностные ориентации. При этом, тем не менее, не эксплицируются основания для таких ценностных суждений, которые, по-существу, призваны лишь законсервировать привычное положение дел.

 

Таким образом, даже в этих – лучших по своей вразумительности – работах по сути дела имеет место беспорядочное смешение совершенно разных позиций: профессиональной позиции эколога и основанной на здравом смысле позиции носителя обыденного сознания.

 

В той мере, в которой в данных работах представлена позиция эколога, она de facto является позицией зоологической. Привносимые же обыденным сознанием ценностные ориентации в явном виде содержат то или иное представление о природе человека – психической, социо-культурной или даже духовной. Рефлексия подобных представлений является основанием для смещения интересов экологистов за пределы экологии как раздела биологии. При этом можно отметить по крайней мере два направления таких смещений.

 

Первое из них явно представлено в появившейся недавно телевизионной рекламе “Гринпис”, в которой говорится о том, что после ядерной войны жизнь на Земле не погибнет – останутся более совершенные (экологически) чем человек, существа – низшие, прежде всего, прокариотические, организмы (в первую очередь сине-зеленые водоросли). Тем самым осознается, что сохранение человека с его культурой – проблема не экологическая, что становится доступным и обыденному сознанию10.

 

Второе заключается в расширении предмета экологии и рассуждениях об экологии культуры, экологии души или духа и т. д.

 

Достаточно проблематичным может показаться различение экологии человека и экологии Homo sapiens, если не принять изложенные основания их различения и утверждать, что коль скоро производится рассмотрение экологических последствий производства артефактов (сельскохозяйственных культур, промышленных производств и изделий, жилищ, произведений искусства и т. д.), то это уже и есть биология человека (а не Homo sapiens). Но продолжая эту логику, следует рассматривать в качестве биологии человека и биологию всех домашних животных и растений, а также грызунов, птиц и насекомых, сопутствующих ему и живущих в возведенных человеком сооружениях (т. е. всех организмов, которых касается процесс сапиентизации – см. выше). Но так или иначе, экологические процессы, связанные с артефактами, – примечательная черта как экологии Homo sapiens, так и экологии человека. Тем не менее, представляется целесообразным различать и даже противопоставлять их. При этом биология человека предполагает рассмотрение биологии такого существа, которое пользуется артефактами по-человечески, а не по-звериному. Примером последнего будет, скажем, использование храма в качестве курятника (ситуация обычная в Советском Союзе).

 

Небезынтересно задуматься и над другим вопросом – а какова экология человека как духовного существа?11 Этот вопрос не лишен смысла. В этом случае удастся покрыть практически все смыслы, вкладываемые в понятие “экология” (включая экологию культуры, души, Духа). Однако, очевидно, что в этом случае несмотря на то, что будут использоваться категории и аппарат традиционной экологии, обсуждать придется сюжеты совершенно несвойственные стандартной биологической экологии. Хотя при этом можно попытаться рассмотреть особенности экологии людей разных вероисповеданий, тем не менее имеющийся для этого материал крайне фрагментарен даже по сравнению с данными по биологии человека, отличной от биологии Homo sapiens.

 

5. Человек умелый

Homo habilis ("человек умелый"), по общему мнению, представлял собой первый известный вид нашего рода Homo. У Homo сравнительно более крупный мозг, чем у австралопитека; таким образом, мозговая коробка была больше, а лицо меньше и менее выдвинуто вперед; коренные зубы тоже были сравнительно меньше, но резцы крупнее, и зубной ряд имел открытую форму, похожую на латинскую букву U. Руки были короче по сравнению с ногами, а форма тазовых костей позволяла как ходить на двух ногах, так и рожать детей с крупными головами. Ростом Homo habilis был не выше 1,5 м. Его лицо имело еще архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперед челюстями. Но голова человека умелого стала более округлой формы, чем у австралопитеков; мозг также стал крупнее, хотя и составлял все еще лишь половину нашего. Выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у них центра Брока - центра речи, но гортань, возможно, еще не была способна производить столько же звуков, сколько наша гортань. Челюсти были менее массивные, чем у австралопитека; кости рук и бедер кажутся более современными, а ноги имели уже вполне современную форму. Этот вид существовал около 2-1,5 миллиона лет назад, а возможно, и более длительное время. Он произошел, вероятно, от Australopithecus afarensis или africanus. Но отдельные архаичные особенности его анатомии заставляют некоторых ученых причислять все ранние находки Homo habilis к австралопитекам.

 

6. Человек прямоходящий

Человек умелый жил в Восточной Африке и, возможно, в Южной Африке ("Telanthropus") и в Юго-Восточной Азии ("Meganthropus"). Остатки материальной культуры, найденные около костей человека умелого, позволяют думать, что эти существа занимались изготовлением каменных орудий, строили несложные укрытия, собирали растительную пищу, отрубали крупные куски мяса от туш животных, убитых хищниками,и охотились на малую, а может быть, и на достаточно крупную дичь. От Homo habilis, вероятно, произошел Homo erectus. Homo erectus (человек прямоходящий) имел более крупные мозг и тело, чем его вероятный предок Homo habilis, и во многих отношениях уже был похож на своего крепко сложенного непосредственного потомка - современного человека. Его череп, хотя и имел самые толстые стенки по сравнению с черепами всех прочих представителей человеческой трибы, сохранил архаические черты. Череп Homo erectus был длинным и низко посаженным, с костистой выпуклостью сзади, со скошенным лбом, толстыми надглазничными валиками, c более плоской, чем у нас, лицевой частью, с крупными выдвинутыми вперед челюстями, более массивными, чем у нас, зубами (но все-таки немного меньшими, чем у Homo habilis); подбородок отсутствовал. Сильные мышцы сзади шеи были присоединены к заднему черепному бугру и поддерживали голову с тяжелой лицевой частью, не давая ей провисать вперед. Объем мозга составлял в среднем 880-1100 см3 (мнения специалистов расходятся), что больше, чем у человека умелого, хотя и меньше, чем у современного человека. Некоторые взрослые особи, вероятно, достигали роста 1,8 м и весили по крайней мере столько же, сколько и мы. Homo erectus жил от 1,6 миллиона до 200 тысяч лет назад, а возможно, и в течение более длительного периода. Появившись впервые, вероятно, в Африке, отдельные группы распространились потом в Европу, Восточную Азию (сюда относится пекинский человек, или Sinanthropus) и Юго-Восточную Азию (яванский человек, или Pithecanthropus). По всей видимости, темпы эволюции отдельных изолированных популяций были различны. Передовая технология, включавшая применение стандартного набора орудий труда, охота на крупную дичь, пользование огнем и усовершенствование методов строительства продвинули человека прямоходящего далеко вперед по сравнению с предшествовавшими ему гоминидами, предоставив этому виду возможность существовать в новых природных и климатических условиях.

7. Человек Разумный

Виду Homo sapiens давали самые различные определения: разумное, политическое, пользующееся орудиями, общественное и обладающее самосознанием существо. Вооруженные высокоразвитой техникой и организованные в крупные социальные группы, мы в настоящее время используем растения и животных, преобразуем поверхность Земли для удовлетворения наших потребностей в пище, топливе, жилье и транспорте. Для защиты от себе подобных мы сейчас обладаем также оружием, способным полностью стереть с лица нашей планеты большинство видов живых организмов. И тем не менее, Человек разумный (Homo sapiens) - это самое могучее из всех живых существ - состоит из тех же химических элементов: углерода, водорода, кислорода и азота, что и любые прочие млекопитающие. Мы отличаемся лишь тем, как эти элементы сгруппированы в химические соединения, клетки, ткани и системы органов, которые образуют организм, обладающий всесторонним сочетанием разнообразных способностей, не встречающихся более ни у одного другого живого существа. Скачущая лошадь обгонит бегущего человека. У орла более острое зрение, чем у нас. Нашим зубам и ногтям не сравниться с клыками и когтями леопарда. И все же мы обладаем четырьмя решающими особенностями, сочетание которых присуще только нашему виду; это прямостоящий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по своей сложности мозг. Совокупность этих четырех свойств дает людям преимущества, превращающие их в хозяев планеты. Прямостоящий скелет позволяет нам передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на пальцы ноги, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию, требующее мгновенной координации работы мускулов спины, бедер и ног. Мы можем не только ходить, но также бегать, прыгать, плавать, нырять и взбираться на скалы и деревья. Бегуны на длинные дистанции своей выносливостью превосходят оленя. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры приходиться на носок Усилие создаётся ахиллесовым сухожилием, которое сокращая мышцы икры, поднимает пятку. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, а также сжимать их с необходимой силой и точностью. Пользуясь по своему желанию тем или иным орудием попеременно, мы можем значительно эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие, передние конечности которых снабжены копытами или вооружены когтями.Смотрящие вперед и чувствительные к цвету глаза позволяют нам отчетливо фокусировать изображения, точно определять расстояние и различать не только цвет, но также форму и яркость освещения предметов. Эти способности имеются у немногих других млекопитающих. Мы можем следить за перемещением предметов, не поворачивая головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, возвышаясь над уровнем земли, позволяет нам видеть значительно дальше, чем видят другие наземные млекопитающие таких же размеров. И наконец, мозг, очень крупный относительно размеров тела, обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью и к точной координации зрения и движений рук.

 

8. Неандертальцы

(Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) - таксономическое объединение гоминин (европейских и некоторых азиатские палеоантропов) времени от 200 или 130 до 35 тыс. лет. Названы по одной из первых находок в долине Неандера в Германии. Существует два понимания термина. В широком смысле это синоним термина "палеоантропы", в узком - только европейские "палеоантропы". Вид описан в 1864 г. по черепной крышке и костям скелета из долины Неандера под Дюссельдорфом в Германии. Характеризуются современным объемом мозга (1100-1750 см3) при его примитивном строении, а также сравнительно примитивном черепе. На нижней челюсти обычно нет подбродочного выступа. В строении тела сохраняются некоторые примитивные черты, но в целом оно похоже на современное. Значительны региональные отличия неандертальцев. Европейские варианты иногда разделяются на: ранних или "атипичных" - с датировками до 100-70 тыс. лет (Крапина, Гибралтар I, Саккопасторе I, Саккопасторе II, Эрингсдорф IX); поздних или "классических" - живших в период от 100-70 до 40-35 тыс. лет (Монте Чирчео I, Шапелль, Феррасси I, Спи I, Спи II, Кина V, Неандерталь). Иногда выделяют еще и "пережиточных" неандертальцев Европы, живших после 45 тыс. лет назад (Шипка, Виндижа, Сен-Сезер, Мустье I). Часто постулируется большая прогрессивность ранних неандертальцев Европы в сравнении с поздними, однако различия происходят в большей степени из-за того, что ранняя группа составлена в основном из женских черепов, а поздняя - из мужских. В целом, европейские неандертальцы характеризуются морфологической специализацией к холодному приледниковому климату. Любая черта их скелета может быть описана двумя словами - широкий и массивный. Важно отметить, что многие из этих черт являются не примитивными, а именно специализированными и даже в какой-то степени гиперсапиентными. Это значит, что такие признаки ушли от "обезьяньего" состояния дальше, чем это произошло у современного человека. Ближневосточные неандертальцы довольно отчетливо подразделяются на более прогрессивных, относящихся к группе Схул-Кафзех (Схул и Джебел Кафзех), и более примитивных, похожих на европейских (Табун, Амуд, Кебара). На последних похожи и неандертальцы Передней и Центральной Азии (Шанидар, Тешик-Таш). Африканские неандертальцы в целом более прогрессивны. У некоторых из них есть подбородочный выступ (например, Клазиес-Ривер в Южной Африке, около 100 тыс. лет), некоторые имеют весьма прогрессивное строение черепа (Херто в Эфиопии с датировкой 160 тыс. лет и Омо I, 130 тыс. лет). Однако, некоторые похожи на европейских, хотя и с местной спецификой (Джебел Ирхуд в Марокко, около 130 тыс. лет). Очевидно, тут было значительное разнообразие, пока плохо известное. В Восточной Азии неандертальцы неизвестны. Единственный череп их Мапы в Китае (130 тыс. лет) похож на европейские. Затем в Азии появляется уже современный человек с датировками около 40 тыс. лет. Неандертальцы пользовались орудиями культуры мустье. В Африке орудия были технологически прогрессивнее синхронных европейских. Ученые спорят, могли ли неандертальцы участвовать в сложении современного человека (есть доказательства обеих противоположных точек зрения).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: