Понятие, сущность и нормативное закрепление принципов экологического права

Лекция 3. Принципы охраны окружающей среды

Пути и средства реализации государственной политики в области экологии

Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ

- Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

- Экологические приоритеты в здравоохранении

- Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций

- Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды

- Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов

- Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

- Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

- Экономические и финансовые механизмы

- Экологический мониторинг и информационное обеспечение

- Научное обеспечение

- Экологическое образование и просвещение

- Региональная политика в области экологии

- Международное сотрудничество и др.

Субъекты Федерации в области охраны окружающей среды активно используют свои полномочия в соответствии со ст.73 и 76 Конституции РФ. Во-первых, это опережающее правотворчество по вопросам совместного ведения, не урегулированным в федеральном законодательстве. Но это не единственное направление повышения эффективности.

Во-вторых, правотворчество субъектов Федерации направляется на принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с федеральными законами и отведенной в них компетенции субъектов Федерации.

Примеры:

1. Закон Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области»;

2. Закон Мурманской области от 14.01.2003 г. «О северном оленеводстве Мурманской области»;

3. Закон Мурманской области от 20 декабря 2002 г. № 376-01-ЗМО «О спортивном и любительском рыболовстве в Мурманской области»;

4. Закон Мурманской области от 21 ноября 1997 г. № 84-01-ЗМО «О радиационной безопасности населения в Мурманской области»;

5. Постановление Правительства Мурманской области от 04.09.2002 «О Красной книге Мурманской области» и др.

План:

1. Понятие, сущность и нормативное закрепление принципов экологического права

2. Характеристика отдельных принципов экологического права

Известный американский публицист Barry Commoner сформулировал следующие принципы общения человека с природой (принципы экологии):

1) Все связано со всем,

2) Все должно куда-то деваться,

3) Природа знает лучше,

4) Ничто не дается даром.

ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ: ВЫЯСНИТЬ МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ИХ СОБСТВЕННОМУ ПОНИМАНИЮ ЭТИХ ПРИНЦИПОВ

Принципы права - это его основные начала, руководящие идеи и по­ложения, определяющие общую направленность и конкретное содержа­ние правового регулирования в данной сфере. Принципы права распро­страняют свое действие на более обширную область общественной жиз­ни, нежели правовые нормы (как правило, принципы находят свое отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм, то есть они имеют законодательную форму).

Принципы – это «каркас», на котором строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области экологических отношений.

Принципы отрасли права выражают ее специфику: достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы соста­вить себе адекватное представление об ее предмете, методе, системе, со­циальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

Принципы экологического права составляют основу этой отрасли, а их соблюдение может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и интересов, обеспечению экологической безопасности.

Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды. Они отра­жают характер и тенденции развития экологического законо­дательства. Они призваны занимать ведущее место среди правовых норм, и более того, они «выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не толь­ко нормы, институты или отрасли, но и вся... система» права [5]. М. М. Бринчук замечает, что «со­блюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспече­нию рационального природопользования и охра­ны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина [6].

Сегодня существует разветвленная система принципов экологического права, которые, в свою очередь, могут реализовываться на меж­дународном, региональном и национальном уровнях. Их соблюде­ние в процессе законотворчества позволяет:

а) создать стройную, сбалансированную систему норм, регули­рующих экологически значимое поведение людей, не способную нарушить устойчивость, общеправовой порядок и структуру права в целом;

б) рассчитывать на эффективную реализацию предписаний об охране окружающей среды.

Принципы сформулированы в законодатель­ных актах экологического законодательства по разному поводу (аналогично целям законодатель­ства [7]): либо как принципы законодательства, ли­бо как принципы реализации конкретного вида деятельности, порядок осуществления которого ус­тановлен законодательством [8]. Понятие принци­пов, так или иначе используется в следующих нормативных актах [9]:

1. Законе РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 3 марта 1995 г.),

2. ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздо­ровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.,

3. ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.,

4. Водном кодексе РФ от 03 июня 2006 г.,

5. Лесном кодексе РФ от 04 декабря 2006 г.,

6. Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г.,

7. ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.,

8. ФЗ «О континенталь­ном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г.,

9. ФЗ «О безопасном об­ращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 г.,

10. ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» от 24 июня 1998 г.,

11. ФЗ «О гидрометеоро­логической службе» от 19 июля 1998 г.,

12. ФЗ «Об исключительной экономиче­ской зоне РФ» от 17 декабря 1998 г.,

13. ФЗ «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.,

14. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999г.,

15. ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г.,

16. ФЗ «О специальных экологиче­ских программах реабилитации радиационно за­грязненных участков территории» от 10 июля 2001 г.,

17. ФЗ «Об охране окружа­ющей среды» от 10 января 2002 г.,

18. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственно­го назначения» от 24 июля 2002 г.

Например, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах (ст. 1. Основные принципы лесного законодательства (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г.)

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

6) обеспечение охраны и защиты лесов;

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Например, водное законодательство основывается на следующих принципах (ст. 3. Основные принципы водного законодательства Водного кодекса РФ от 03.06.06 г.):

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством РФ;

7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;

9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

11) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;

12) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа;

13) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

14) платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

15) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов и др.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Основные отраслевые принципы экологического права определены в ст. 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 12 января 2002 г. Основные из них:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

учет природных и социально - экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия и др.

Приведенный в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г. перечень принципов не является ни исчерпывающим, ни полным. Процесс формирования принципов экологического права продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием российского экологического законодательства. Доказательством этого может служить увеличение числа отраслевых принципов российского законодательства с 6 (по Закону «Об охране окружающей природной среды» 1991 г.) до 23 (по ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г.). Данные принципы имеют императивное значение и для охраны ок­ружающей среды, и для хозяйственной деятельности, и для всей отрасли экологического права. Каждый принцип получает определенное развитие в группе эколого-правовых норм,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: