Процессуальные теории мотивации. Самая общая концепция мотивации основана на том, что человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение

 

Самая общая концепция мотивации основана на том, что человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями и возможностями, настраивает себя на определенное поведение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату.

Известны следующие основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий; теория справедливости; теория постановки целей; модель Портера-Лоулера.

1.Теория ожиданий (основоположник Виктор Врум). В соответствии с данной теорией наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению и приобретению желаемого. Т.е. основной фактор, который определяет человеческое поведение, - это результат, ожидаемый вследствие определенного поведения.

Эта теория утверждает: для того, чтобы вознаграждение подтолкнуло человека к деятельности, человек должен верить, что его усилия увеличат вероятность получения вознаграждения.

Некоторые виды вознаграждения приходят независимо от приложенного усилия и практически не являются мотивирующими факторами. Другие – непосредственно связаны с усилиями и стимулируют деятельность. Кроме того, есть вознаграждения, которые связаны с усилиями только вероятностным образом. Таким образом, вознаграждение не гарантировано, даже если усилия прилагаются, но до тех пор, пока человек верит, что, прилагая усилия, он может увеличить вероятность получения вознаграждения, работник мотивирован к труду. Для целей стимулирования большую важность представляет именно наличие связи между усилием и вознаграждением. Но при этом вознаграждаются не сами усилия, а качество выполненных работ – результаты (рис.9.3.).

 

  Мотивация     =   Ожидание того, что усилия дадут ожидаемые результаты   х Ожидание того, что результаты повлекут за собой желаемое вознаграждение   х   Ожидаемая ценность вознаграждения
    З - Р   Р – В   Валентность

Рис.9.3. Модель мотивации по В.Вруму

Ожидания в отношении «затрат труда – результатов» – соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигаемыми результатами нет, то мотивация будет ослабевать.

Ожидания в отношении «результатов – вознаграждений» - ожидание определяемого вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

Ожидаемая ценность поощрения или вознаграждения (валентность) – предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.

При этом различают внешние и внутренние вознаграждения.

К внешним вознаграждениям относятся: зарплата, положение в организации и за ее пределами, дополнительные льготы, благоприятные рабочие условия, разнообразие в деятельности, похвала, продвижение по службе, перевод на другую работу, свободное время и др.

Внутренние вознаграждения включают: самоуважение, чувство достижения, чувство познания нового, чувство выполнения чего-то нужного, чувство внесения важного вклада в работу, усталость.

2.Теория постановки целей Ведущий разработчик данной теории Эдвин Лок исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые тот ставит перед собой. При этом предполагается, что постановка целей – это сознательный процесс. Базисная модель, описывающая процесс постановки целей, представлена на рис.9.4.

 

Осознание и оценка человеком событий, происходящих в его окружении, с учетом эмоционального состояния

 

Определение цели, задающей направление и интенсивность действий

 

Осуществление действий, выполнение работы

 

 

  Достижение определенного результата  

 

Получение удовлетворения (удовлетворенность результатом)  

 

Рис.9.4. Модель постановки целей

 

Уровень исполнения работы непосредственно или опосредованно зависит от четырех характеристик целей:

· сложность, которая отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения. (Чем сложнее цели ставит перед собой человек, тем лучших результатов он добивается; речь не идет о недостижимых целях)

· специфичность, которая отражает количественную ясность цели, ее точность и определенность. (Более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, чем цели с нечетким содержанием)

· приемлемость, которая отражает степень, до которой человек воспринимает цель как свою собственную

· приверженность, которая отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для достижения цели.

Качество исполнения зависит не только от определяемых целью усилий работника, а также от организационных факторов и способности работника.

В свою очередь, эти факторы влияют и на цели, оказывая тем самым опосредованное влияние на мотивацию и, следовательно, дополнительное влияние на исполнение. Если в результате действий получен позитивный для субъекта результат, то он получает удовлетворение, если негативный – то расстройство. При этом удовлетворенность или же неудовлетворенность определяется двумя процессами:

1) – внутренним по отношению к человеку

2) – внешним.

1) – внутренний связан, с тем, как человек соотносит полученный результат с поставленной целью (цель достигнута – удовлетворение), отсюда вытекает требование и важность правильной постановки цели. Так, если поставлена очень высокая цель (несколько завышенная), то уровень исполнения работы выше, но и выше вероятность недостижения цели;

2) – внешний процесс – это процесс реакции на результаты труда со стороны окружения (благодарность руководителя, похвала коллег, продвижение по службе, повышение оплаты труда). Здесь также есть противоречие: если человек добивается поставленных целей, но при этом демонстрирует невысокий уровень исполнения, вероятна отрицательная внешняя оценка, которая может привести к расстройству и резкому снижении мотивации.

Недостатки данной теории:

1. Не обладает унифицированностью применения для всех людей, т.к. целевая ориентация различна.

2. Нет однозначного ответа, кто и как должен ставить цели.

3. Нет четкого определения, на что должен быть направлено стимулирование: на достижение цели или на исполнение.

3.Теория справедливости (или теория равенства). Основатель данной теории Стейси Адамс, проводивший исследования в компании «Дженерал Электрик», сформулировал концепцию, согласно которой люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением людей, выполняющих аналогичную работу. Если человек считает, что к нему подходят без дискриминации, то он ощущает справедливость отношения к себе и чувствует себя удовлетворенным. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. При этом неудовлетворенность может наступить даже тогда, когда человек получает высокое по отношению к затратам его труда вознаграждение.

С.Адамс выделил 6 возможных реакций человека на состояние неравенства:

1. Снижение уровня затрачиваемых усилий.

2. Попытка увеличить вознаграждение.

3. Переоценка человеком своих возможностей (снижение уверенности в себе).

4. Влияние на организацию и сравниваемых лиц, либо с целью заставить последних увеличить затраты, либо с целью уменьшить их вознаграждение.

5. Изменение объекта сравнения.

6. Попытка перейти в другое подразделение или покинуть организацию.

Основной практический вывод из данной теории следующий. В организации должна быть широко доступна информация о том, кто, как, за что, сколько получает вознаграждения и какого вида. Кроме того, руководство должно регулярно проводить исследования, как оценивается вознаграждение работниками, справедливо ли оно, должна быть ясная система оплаты труда, отвечающая на вопрос о том, какие факторы определяют ее размер. Закрытие информации об уровне оплаты труда работников не решает проблемы, так как невозможно скрыть такие виды внешних вознаграждений, как карьерный рост, похвала и т.д.

4. Модель Портера-Лоулера. Данная модель – это комплексная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости.

Согласно данной модели (рис. 9.5.) результаты, достигнутые сотрудником (6), зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей человека (4), осознание своей роли в процессе труда (5).

 

 


Рис. 9.5. Модель Портера-Лоулера

 

Уровень затраченных усилий (3) зависит от ценности вознаграждения (1) и насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2).

Достижение трудового уровня результативности (6) может вызвать внутренние вознаграждения (7а) (например, чувство удовлетворенности от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения), а также внешние вознаграждения (7б) (похвала руководителя, премия, продвижение по службе).

Удовлетворение (9) – это результат внутренних и внешних вознаграждений (7а, 7б) с учетом справедливости последних (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человека будущих ситуаций (2).

Один из наиболее важных выводов данной теории – результативный труд ведет к удовлетворению.

Потребности у разных людей значительно отличаются друг от друга. Эти потребности оказывают влияние на цели, к которым стремятся люди, на результаты и вознаграждение. Чтобы мотивация была достаточно высокой, необходимо наличие тесной связи между усилием и достижением желаемого качества выполнения работы. Эту связь можно обеспечить, если уделять должное внимание на выбор и подготовку кадров, на четкую постановку согласованных целей и на обеспечение необходимых ресурсов.

Анализ различных подходов к мотивации позволяет выделить в них нечто общее: все они подчеркивают важность потребностей высокого порядка. Менеджеру необходимо обращать внимание на эти потребности, не игнорируя потребности низкого порядка, которые также должны удовлетворяться. Оплата и условия труда важны, но необходимо также обращать внимание на то, каким образом организована сама работа, чтобы обеспечить эффективность деятельности организации.

 

Вопросы по теме

 

1. С точки зрения иерархии потребностей по Маслоу, какие потребности постоянно удовлетворяются Вашей настоящей работой?

2. Проанализируйте поведение человека, занятого монотонной работой. Оцените, какие потребности этого человека удовлетворяются?

3. Перечислите три уровня потребностей, сформулированных Альдерфером и МакКлелландом.

4. В кратком виде представьте, в чем состоят ключевые моменты подхода Герцберга?

5. Составьте список основных результатов и вознаграждений, которые дает Ваша работа, отметьте те виды вознаграждений, которые зависят от качества работы.

6. Разберите согласно модели Портера-Лоулера мотивы своего поведения при выполнении какого-либо задания. Оцените внешние и внутренние вознаграждения, сопоставите ожидаемые результаты с полученными.

7. Сформулируйте условия, которые должны существовать прежде, чем вознаграждение сможет мотивировать кого-либок работе.

 

Литература

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ.- М.: «Дело ЛТД», 1994.

2. Шеметов П.В. Практический менеджмент. Учебное пособие.- Новосибирск: НИНХ, 1993.

3. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.- М.: «Дело ЛТД», 1993.

4. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения, Пер.с англ.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

5. Коллектив авторов. Эти невероятные японцы. В. Вахрушев Принципы японского управления. Библиотека технологической школы бизнеса. Серия «Психотехнологии и эффективный менеджмент»», кн. 3 – М.: всесоюзный общественный фонд защиты от безработицы, 1992.

 

 


Тема 10. РЕГУЛИРОВАНИЕ И Контроль В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: