Деньги как объект психологической оценки

Тема 10. Деньги, налоги: психологический аспект

Деньги как объект психологических исследований. Результаты макроэкономических исследований психологического аспекта денег. Типы личностей в зависимости от их отношения к деньгам. Отношение к деньгам у разных социальных групп. Факторы от которых зависит отношение человека к деньгам.

Формы поведения налогоплательщиков. Способы изучения поведения налогоплательщиков. Модели поведения налогоплательщиков. Причины разрушения «налоговой морали». Фактор справедливости в поведение налогоплательщиков. Роль общественного здравомыслия в поведении налогоплательщиков. Особенности налогового менталитета украинцев.

Деньги - необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбережений и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социальный прогресс. Разносторонность денег как фактора детерминации абстрагированных межличностных процессов экономического обмена делает их психологизированным явлением.

Экономическая природа денег очень тесно связана с психологическими аспектами хозяйствования. Факторы и закономерности отношения к деньгам рассматриваются в Блоке 1

В блоке 2 уделяется внимание поведению налогоплательщика и его отношение к налоговой системе – важнейшей форме экономической власти, призванной регулировать социально – экономические процессы, контролировать доходы и перераспределять богатство.

 

БЛОК 1. ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И «ДЕНЕЖНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ

 

Несмотря на всебольшую актуальность и приклонную важность, а также «эксклюзивность» этой темы в экономической психологии, психологические аспекты денег до сих пор являются малоразработанными. В зарубежной психологии имеется ряд различных и не связанных между собой исследований восприятия, монет и банкнот, отношения людей к деньгам, а также несколько теорий о происхождении убеждений и поведения касающихся денег. Единой логически последовательной теории или исследования данной проблемы пока нет.

 

Деньги как объект психологической оценки

Экономические теории восновном исходят из «безликости», «одинаковости» денег.

Психологи,напротив, считают, что любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются обьектом психологической оценки, и она оказывает сильное влияние на функционирование данной конкретной суммы.

Так, восприятие денег судъективно, и оно влияет на их использование.

Неодинаковорассходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются снакоплением, а мелкие – с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупные купюру, человек может поступить нерационарно и не купить нужную или болле дешовую внщ, а на мелкие денги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субьективной оценки денег их наминалу проявляется ив разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавится от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и наминальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данний период исторического времени.

Психологическая «окраска» денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Бережному и економному отношению к зароботной платечасто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство.

Отношение к деньгам зависит и от конкретных целей их использования. На этом эффекте основано так называемое «отмывание» денег, создание различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения.

Различные психологические оттенки использования имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки).

Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается предосудительным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: