Формирование антикоррупционного правосознания

В Послании Федеральному cобранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Президент России Д.А. Медведев отмечал, что для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один – коррупция.

В различных своих проявлениях она проникла во все сферы общественной жизни и фактически стала неотъемлемым элементом повседневной жизни как на бытовом уровне, так и в экономике. В 2008 г. в рейтинге коррумпированности Россия заняла 147-е место из 180-ти. Среди наиболее коррумпированных институтов люди выделяют местную власть, правоохранительные органы. Самое плохое, что согласно данным ряда социологических центров, большинство россиян воспринимает коррупцию не как криминальное явление, а как нормальное условие жизни.

Следовательно, борьба с коррупцией должна стать одной из важнейших составляющих российской национальной политики. Это сложный и длительный процесс и может растянуться на многие годы. Сегодня программная борьба с коррупцией базируется на Национальном плане противодействия коррупции. Принятие Национального плана противодействия коррупции означает попытку подойти к решению этой проблемы системно, что отличает от прежних действий органов власти.

Антикоррупционные меры должны осуществляться на всех уровнях управления и направлениях деятельности. Одним из таких направлений антикоррупционной борьбы является общественно-просветительская, связанная с воспитанием управленца, формированием антикоррупционного правосознания.

Считается, что многие люди просто не знают своих прав и поэтому дают взятки. Что нужен правовой ликбез, начиная со школы. Для этого надо активнее и шире использовать возможности СМИ, издательской деятельности.

особую роль должна играть профилактика коррупционных злоупотреблений, делающая коррупционный сговор трудноосуществимым. Одним из таких вариантов решения может стать формирование антикоррупционного правосознания, опирающегося также на предусмотренную в Плане реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации, создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества. При этом, должна быть выработана оптимальная система взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающая возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

Следует воспитывать у правоприменителей уважительное отношение к закону. Необходимо усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования. Все это должно обеспечиваться усилением государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, разработкой и внедрением в практику механизма их общественной аккредитации со стороны общественных образовательных, научных и промышленных структур.

Повышение качества правового просвещения возможно лишь при поддержке со стороны государства широкого участия общественных и религиозных организаций в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции. Требуется повышение правовой культуры общества в целом и осуществление ряда других мер. При этом, крайне важно, чтобы антикоррупционная работа строилась на использовании мер упреждения. Формирование антикоррупционного правосознания у будущих управленцев, государственных и муниципальных служащих должно базироваться на ряде принципиальных, последовательных подходов и действий учебных заведений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: