Теория адаптивных ожиданий. Наклонные краткосрочные кривые Филлипса показывают ожидаемые темпы инфляции экономических агентов на всем протяжении рассматриваемых кривых

Долгосрочная кривая Филлипса в трактовке теории адаптивных ожиданий

 

Так, на кривой Ph1 инфляционные ожидания (πe) составляют 3% в год, на кривой Ph2 ожидаемая инфляция составляет 6% и т.д. Теория адаптивных ожиданий обосновывает краткосрочную кривую Филлипса наличием у экономических агентов ожиданий, которые не совпадают с фактической инфляцией в будущем, т.е. неверных инфляционных ожиданий. Фактический темп инфляции (он откладывается по оси ординат) в следующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции (πe). Пока у предпринимателей и рабочих сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая фискальная и денежная политика срабатывают, ведя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска и снижению уровня безработицы. Например, ожидаемый темп инфляции составляет в 1990г. 3%, а безработица в том же году – 6%, что соответствует ее естественному уровню в точке А1. политика стимулирования совокупного спроса подтягивает фактические темпы повышения цен в 1991г., скажем, к 6%-ному уровню. Однако экономические агенты продолжают считать, исходя из предыдущего опыта, что инфляция в 1991г. составит 3% в год. При повышении цен на их товары у предпринимателей появляется стимул больше производить, поэтому они начинают нанимать дополнительных работников. Это снижает уровень безработицы в краткосрочном плане, что соответствует передвижению вдоль краткосрочной кривой Филлипса из точки в А1 в точку В1. В точке В1 ожидаемые темпы инфляции составляют 3%, а фактические уже 6%. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост товарных цен и ставок номинальной з/п был чисто инфляционным. Скорректировав свою оценку инфляции (теперь ожидаемая инфляция составит 6% на кривой Ph2)? Они начинают адаптироваться к новому, более высокому ее уровню. Работники, желая сохранить свою реальную з/п, требуют повышения номинальной ставки з/п. предприниматели, поняв, что повышение цен не связано с расширением спроса на их продукцию, а издержки на з/п увеличились, сокращают выпуск, по крайней мере, до прежнего уровня. Снизившаяся на время безработица снова возвращается к отметке 6%. Эта адаптация показана перемещением из точки В1 в точку А2 вследствие сдвига краткосрочной кривой Филлипса в новое положение Ph2. если профсоюзы и правительство будут продолжать бороться за сокращение естественного уровня безработицы теми же методами, то повторится аналогичная история, но уже при более высоком уровне инфляции. Безработица сократится на время, пока ожидаемая инфляция ниже ее фактического уровня. Итак. В долгосрочном плане экономика будет перемещаться из точки А1, в точку А2, затем в точку А3 и т.д., что и объясняет вертикальное положение долгосрочной кривой Филлипса LRPh, полученной соединением этих точек.

Теория рациональных ожиданий, выдвинутая американскими экономистами Дж. Мутом, Р.Лукасом и др., основана на предпосылках, что свободное движение ресурсов и симметричная информация дают хозяйствующим субъектам возможность в точности просчитать последствия предпринимаемых правительством шагов. Экономические агенты прекрасно понимают, как ф-ет экономика. Их инфляционные ожидания точно совпадают с фактической инфляцией в будущем, т.е. πe1 = π1. Другими словами, инфляционные ожидания рациональны. Когда правительство пытается применить стимулирующую бюджетно-налоговую или денежную политику, предприниматели уже знают, что увеличился спрос не спрос именно на их продукцию, а повысился общий уровень цен в стране. Банкиры закладывают инфляционные ожидания в номинальную ставку процента, ухудшая условия кредита для заемщиков. Рабочие не увеличивают предложение труда, так как предвидят, что ставка реальной з/п не изменится в следующем периоде. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает ответной реакции со стороны совокупного предложения даже в краткосрочном плане.

Долгосрочная кривая Филлипса в соответствии с теорией рациональных ожиданий

Это обусловливает перемещение экономической системы из положения. Соответствующего точке А1, в точку А2, и затем в точку А3, минуя «семейство» точек В. Вертикальное положение долгосрочной кривой Филлипса (LRPh) показывает, что при наличии рациональных ожиданий естественный уровень безработицы (Un) ни в долгосрочном, ни в краткосрочном плане не чувствителен к изменению общего уровня цен. Поскольку на всем протяжении вертикальной кривой Филлипса ожидаемые и фактические темпы инфляции всегда совпадают, никакие попытки правительства снизить естественный уровень безработицы мерами дискреционной (гибкой, т.е. спад - стимулирующая, сдерживающая – в фазе бума) не венчаются успехом. Необходимо использовать кредитно-денежную политику «по правилам», например, монетарное правило (масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (3-5%).

 

 


Лекция 6. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.

Цель лекции: рассмотреть методологию ценообразования на предприятии во внешнеэкономической деятельности.

План лекции:

1. Мировые цены, их понятие и виды.

2. Принципы международного ценообразования.

 

Рекомендуемая литература: 1-5.

 

1. МИРОВЫЕ ЦЕНЫ, ИХ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

В мировой торговле часто используются два термина: цена международного контракта – цена, по которой реализуется конкретный товар, и цена мирового рынка – цена, наиболее характерная для данного товара при его международных продажах.

Цена может быть признана мировой при условии:

1. доступности для любого продавца или покупателя участия в международной торговле (цена должна обслуживать обычные торговые сделки);

2. представительности для мирового товарооборота (цена должна обслуживать крупномасштабные регулярные сделки).

Соответственно, цены случайных, незначительных по объему или носящих специальный характер сделок не могут рассматриваться в качестве мировых цен.

Обычные торговые сделки:

– носят «раздельный» характер;

– регулярны;

– оплачиваются в свободно конвертируемой валюте;

– осуществляются в условиях открытого торгово – политического режима.

К специальным сделкам могут быть отнесены продажи на условиях внутрифирменных поставок, в рамках программ государственной помощи, в счет предоставленных займов, на условиях взаимозачетов и т.д.

На практике в качестве мировых обычно используются цены основных экспортеров или импортеров соответствующих товаров. По некоторым, главным образом сырьевым товарам, мировыми считаются цены крупнейших мировых центров (бирж, аукционов, торгов).

Таким образом, мировые цены – это цены крупнейших импортеров или экспортеров продукции либо центров мировой торговли, относящиеся к обычным крупным регулярным операциям, проводимым в условиях открытого торгово – политического режима с платежом в свободно конвертируемой валюте.

Формирование и динамика мировых цен и национальных цен относительно самостоятельны, что объясняется следующими причинами:

1. различием в уровне затрат, на базе которых формируются эти цены;

2. разным объемом и структурой рынков, разными условиями их функционирования;

3. национальными особенностями государственного регулирования цен и внешней торговли.

Национальная цена, хотя и является важным фактором формирования мировой цены, тем не менее не определяет ее окончательного уровня.

Мировая цена, как правило, отклоняется от национальных цен отдельных стран, что отражает специфику мирового рынка и ценовых процессов на нем.

Характерной особенностью цен мирового рынка является их множественность, т.е. одновременное существование различных цен на примерно одинаковый товар, предлагаемый на мировом рынке. Многообразие цен может быть вызвано:

– наличием разных форм реализации;

– разными коммерческими условиями поставки;

– характером торговой сделки;

– уровнем транспортных расходов в составе цены и др.

Основные виды мировых цен и их характеристика. В зависимости от специфики товаров и преобладающей формы их реализации в международной торговле выделяют следующие виды цен.

Справочные цены – цены на товары, реализуемые на внутреннем оптовом и международном рынках. Публикуются в периодических изданиях объединениями производителей, информационными агентствами, консультационными фирмами. Справочные цены часто оказываются выше цен фактических продаж, причем на мировом рынке расхождения между ними более существенны, чем на внутренних рынках.

Цены прейскурантов, каталогов, проспектов – специально разрабатываемые производителями цены возможной реализации на базисные виды товаров обычно массового производства. Публикуются в отраслевых изданиях или сообщаются определенному кругу покупателей.

Цены предложений (оферт) – устанавливаются производителями без согласования с потребителями, при этом часто увязываются с конкретными условиями поставки. Могут носить индивидуальный характер, если оферты рассылаются по запросам конкретных покупателей, либо общий характер, если рассылаются широкому кругу покупателей или публикуются в рекламных проспектах, отраслевых бюллетенях и периодических изданиях.

Цены торгов (тендеров) – цены специализированной формы торговли, основанной на конкурсном размещении заказов на поставку товаров или выдаче подрядов на производство определенных работ. Используются, как правило, при продаже технически сложной и капиталоемкой продукции, имеющей часто уникальный или выраженный индивидуальный характер.

Уровень цен международных торгов зависит от ряда факторов:

– специфики реализуемых через торги товаров или услуг;

– вида торгов (гласные или негласные; открытые или закрытые);

– страны – организатора тендера (страны заказчика);

– стран – участниц или потенциальных исполнителей заказа;

– степени государственного вмешательства в механизм торгов;

– степени государственного вмешательства в механизм торгов;

– целей организаторов торгов.

Цены аукционов – это цены, действующие на специально организованных рынках продажи реальных товаров по максимально предложенной цене.

Организаторами международных аукционов обычно выступают либо крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара, либо специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов. Аукционные цены, складывающиеся в результате конкуренции покупателей, оказываются обычно выше, чем при других формах продажи.

Цены биржевой торговли – цены специально организованного постоянно действующего рынка массовых однородных товаров, распространяются главным образом на сырьевые товары. Биржевые цены рассчитываются и публикуются в биржевых бюллетенях, информационных и периодических изданиях. Сосредоточение на бирже большого количества продавцов и покупателей, регулярность и масштабность сделок, свободное ценообразование позволяют выявить равновесную «объективную» цену.

Биржевые цены в наибольшей степени соответствуют требованиям, предъявляемым к мировым ценам, поэтому именно их предпочтительно использовать в качестве мировых.

Контрактные цены – это цены фактических сделок при заключении прямых международных контрактов. Как и биржевые, контрактные цены объективно отражают конъюнктуру рынка, но получить о них информацию сложно (коммерческая тайна).

Расчетные цены – это среднестатистические цены, определяются в результате деления официально публикуемых данных о стоимости продаж того или иного товара на его количество (объем продаж). Исходной информацией обычно выступает таможенная статистика. Расчетные цены имеют ограниченное применение.

Мировые цены всегда даются с указанием базисных условий поставки, т.е. с включением в цену величины дополнительных расходов, связанных с хранением, таможенным оформлением и т.д.

Цены мирового рынка, как и национальные, могут испытывать различную степень воздействия со стороны функционирующих на мировом рынке экономических субъектов. По степени влияния со стороны участников рынка выделяют три категории цен:

1. свободные рыночные цены;

2. цены, в той или иной мере регулируемые государственными и государственно – монополистическими организациями;

3. трансфертные цены.

При определении текущей мировой цены применяются сравнительные и расчетные методы анализа.

Использование сравнительных методов предполагает наличие достаточного массива ценовой информации, возможность ее систематизации и последующей обработки.

Применение расчетных методов позволяют получить приблизительные оценки уровней мировых цен, которые рассчитываются на базе специальных формул с применением средних или удельных показателей.

 

2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

Внешнеторговые цены формируются в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством, основными задачами которой является:

– поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, что требует обеспечения рациональной товарной структуры ввоза в РФ и вывоза товаров из России;

– защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

– обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке;

– обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику;

– фискальные задачи.

Основными экономическими рычагами реализации внешнеторговой и таможенной политики являются дифференциация таможенных пошлин и установление порядка определения таможенной стоимости.

Таможенные пошлины и тарифы. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 19 ст.18 ТК России, ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Таможенная пошлина определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля таможенной стоимости перемещаемого через таможенную границу РФ товара, т.е.

Таможенная пошлина = таможенная стоимость товара × ставка таможенной пошлины.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ в соответствии с положениями Закона РФ «О таможенном тарифе». Они являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом (ст.3 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Обычно, говоря о таможенных пошлинах, упоминают Таможенный тариф РФ. Закон РФ «О таможенном тарифе» определяет Таможенный тариф РФ как свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ (как ввозимым, так и вывозимым) и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД России.

Ставки таможенных пошлин бывают следующих видов:

1) адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Исчисление такой таможенной пошлины производится по формуле:

 

Таможенная пошлина = таможенная стоимость товара × адвалорную ставку

 

2) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров.

Специфическая ставка выражается в евро за единицу измерения товара.

Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых по специфической ставке, рассчитывается по формуле:

 

Таможенная пошлина = кол-во единиц товара, подлежащих налогообложению × специфическая ставка × курс евро, установленный ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации

 

3) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения (ст.4 Закона «О таможенном тарифе»).

Импортные таможенные пошлины – это пошлины, взимаемые с импортируемых в данную страну товаров.

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применять особые виды таможенных пошлин.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению производства подобных товаров.

Специальные пошлины используются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминацию или иные негативные действия других государств или их союзов.

Компенсационные пошлины взимаются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых использовались субсидии, либо при котором наносится или возможен материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо ввоза товаров, препятствующего организации и расширению их производства.

В отличие от обычных таможенных пошлин особые пошлины вводятся при условии проведения специальных расследований относительно влияния импорта на ухудшение состояния соответствующей отрасли. Срок действия этих пошлин всегда ограничен. Особые пошлины уплачиваются сверх ставки обычной таможенной пошлины (а не вместо нее).

Кроме того, могут устанавливаться сезонные пошлины. Сезонные пошлины используются для оперативного регулирования ввоза товаров, при этом ставки таможенных пошлин, предусмотренных Таможенным тарифом, в этом случае не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.

Таможенная стоимость и методы ее определения. Таможенная стоимость представляет собой цену товара для таможенных целей, исчисленную в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

К расчету таможенной стоимости и к документам, ее подтверждающим, предъявляются строгие требования. Методы определения таможенной стоимости (методы оценки) определены Законом РФ «О таможенном тарифе» и Порядком определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ.

При ввозе в РФ участник внешнеэкономической деятельности может рассчитать таможенную стоимость товаров с помощью:

– метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами;

– метода определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами;

– метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами;

– метода определения таможенной стоимости путем вычитания стоимости;

– метода определения таможенной стоимости путем сложения стоимости;

– резервного метода.

При вывозе из РФ таможенная стоимость определяется двумя способами:

– на основе цены сделки. Фактически это тот же самый метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами;

– на основе резервного метода.

На практике и в документах методического характера приведенные способы определения таможенной стоимости часто именуют по их порядковому номеру. То есть метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами называют первым методом, метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами – вторым методом и т.д.

Методы определения таможенной стоимости не могут использоваться произвольно. В Законе РФ «О таможенном тарифе» оговорено, что метод по цене сделки с ввозимыми товарами является основным. В том случае, когда он не может быть использован, применяется следующий, второй метод. Если не может быть использован и второй метод, применяется третий и т.д. В любой последовательности могут применяться только методы вычитания и сложения стоимости.

Т.о., методы определения таможенной стоимости применяются в строгой последовательности. Для того, чтобы применить любой метод, кроме основного (первого) – метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, участник внешнеэкономической деятельности должен доказать, что предыдущие методы он использовать не мог.

Таможенные платежи увеличивают расходы импортера, общая сумма которых должна быть покрыта из выручки от реализации импортируемой продукции на внутреннем рынке.

Минимальная оптовая цена продажи импортируемой продукции (расчетная ценя), при которой импортер не получит прибыль, но покроет все свои затраты, рассчитывается по формуле

 

где Цр – цена расчетная (минимальная оптовая цена продажи импортируемой продукции);

Цк – цена контрактная, включает затраты, связанные с доставкой до таможенной границы РФ, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ;

Тп – сумма таможенной пошлины на единицу продукции;

А – сумма акциза на единицу продукции;

Т сб – сумма таможенных сборов на единицу продукции;

Рвн – расходы по реализации внутри страны на единицу продукции;

НДС – сумма налога на добавленную стоимость, рассчитываемая от уровня расчетной цены без НДС.

Реальная оптовая цена продажи импортируемой продукции на национальном рынке будет определяться конъюнктурой этого рынка, т.е. соотношением спроса и предложения на нем, уровнем цен, по которым аналогичная продукция уже продается на отечественном рынке.

 


Лекция 7. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.

Цель лекции: рассмотреть методологию ценообразования на предприятии во внешнеэкономической деятельности.

План лекции:

1. Порядок формирования мировых цен, методологические подходы к определению уровня мировых цен.

2. Международные аспекты ценовой политики предприятия в современных условиях.

 

Рекомендуемая литература: 1-5.

 

1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВЫХ ЦЕН, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ МИРОВЫХ ЦЕН

 

Внешнеторговые цены включают контрактные цены на экспортируемую и импортируемую продукцию. При обсуждении и заключении внешнеторгового контракта цены обычно имеют ключевое значение. При этом позиции продавца (экспортера) и покупателя (импортера) в отношении цен противоположны. Различие интересов предопределяет и различие подходов к выбору ценовых показателей и ограничителей. Для экспортеров в ходе переговоров ограничителем будет выступать нижняя планка цены (минимально приемлемая для экспортера цены). Цена меньше этого значения убыточна для экспортера, а превышение этой цены отвечает его интересам. Для импортера, наоборот, объективной границей цены служит верхняя ценовая планка (максимально допустимая в ходе переговоров для импортера цена), определяемая возможностями реализации импортируемого товара на внутреннем рынке. Превышение этой планки означает, что сделка для импортера убыточна. Поэтому реально переговоры по контрактной цене ведутся в рамках определенного диапазона цен, нижняя граница которого определяется интересами продавца, а верхняя – интересами покупателя.

Как правило, экспортер определяет цену предложения одним из трех методов:

– на базе издержек производства;

– исходя из уровня спроса;

– ориентируясь на уровень цен конкурентов.

Основное преимущество метода установления цен на основе издержек производства заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные затраты и включающая прибыль фирмы.

Учет издержек производства осуществляется на основе калькуляции.

Формальная схема калькуляции экспортных цен практически не отличается от схемы, используемой при расчете внутренних цен. Главным отличием экспортной калькуляции от внутренней заключается в дополнительных расходах по сбыту:

– комиссионное вознаграждение продавцов и представителей;

– импортные таможенные расходы в стране покупателя;

– транспортные издержки;

– затраты на финансирование;

– расходы по страхованию товара;

– расходы по упаковке;

– резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;

– расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.

На практике существует два основных подхода к использованию данного метода при определении цены: на основе полных издержек производства и на основе предельных издержек производства. Суть первого метода состоит в исчислении суммы затрат на единицу продукции, т.е. полных издержек производства. К полученной сумме совокупных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую фирма рассчитывает получить. При установлении цены товара на основе метода предельных издержек учитываются только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к его производству.

Согласно методу определения цен с ориентацией на спрос цена товара определяется исходя только из спроса на него, т.е. из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар.

Производственные затраты рассматриваются в этом случае как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет. Данный метод успешно используется при условии наличия на рынке взаимозаменяемых товаров, позволяющих покупателю сравнивать аналогичные товары между собой и делать для себя выводы о них. Поскольку спрос в данном случае есть лишь число заключенных контрактов, ни у продавцов ни у покупателей нет в этом случае возможности сравнивать между собой отличные типы изделий, так как конкретные, четко обусловленные качественные характеристики этих изделий уже оговорены в контракте, где зафиксирована и соответствующая этому изделию цена. Помимо действующих факторов спроса, фирма должна также принимать во внимание и действия конкурентов.

Расчет экспортных цен по методу с ориентацией на уровень конкуренции. Для слабомонополизированных рынков характерна ориентация на среднюю рыночную цену товаров данного рода, а для рынков, где доминируют несколько фирм, т.е. сложилась олигополия, - ориентация на цены этих ведущих компаний или на ценового лидера, доля которого на рынке является наибольшей. Этот метод определения экспортных цен используется большинством фирм и стран в мировой торговле, включая российских экспортеров. Алгоритм расчета цены данным методом следующий.

– из имеющейся базы данных делают выборку наиболее свежих сведений о ценах на товары конкурентов, аналогичные тем, которые предполагается экспортировать;

– в заранее приготовленную таблицу заносят основные технико-экономические показатели товаров, включая условия поставки и цены;

– с помощью поправок цену экспортируемого товара приводят к условиям реализации на выбранном рынке.

Поскольку конкурирующих товаров несколько, как правило, рассчитывают усредненную цену, которая и является базой для переговоров с покупателями.

Импортер рассчитывает цену сделки на основании конкурентных материалов, которые приводятся к единым коммерческим условиям приобретения товара путем внесения коммерческих и технико-экономических поправок в следующей последовательности.

1. Цены на конкурирующие товары приводятся к масштабу цен базового товара по количественным показателям, т.е. рассчитывается цена одной единицы изделия (например, единицы веса). Далее рассчитывается скидка с цены за объем заказа, и цена единицы товара корректируется на процент скидки.

2. При продаже или покупке сложного комплектного оборудования вносится поправка на комплектацию поставки. Например, из общей стоимости исключаются цены тех комплектующих, которые не входят в комплект поставки. И наоборот, если отсутствует возможность закупить недостающие комплектующие внутри страны, то их цены включаются в общую цену внешнеторговой сделки.

3. В основе поправки на серийность лежит снижение издержек производства на единицу выпускаемой продукции при повышении объема производства. Цена единичного товара может быть представлена следующим образом:

 

где Цед – цена единичного изделия;

С – стоимость проектирования и изготовления оснастки;

И – издержки производства на изготовление продукции);

Н – неизменная часть цены (прибыль, амортизация, накладные расходы).

При серийном производстве стоимость проектирования будет распространяться на всю партию, а издержки производства за счет роста производительности труда и экономии сырья будут снижаться. Цена оборудования с поправкой на серийность может быть представлена следующим образом:

 

где Цп – цена одного изделия в серии;

n – число изделий в серии;

М – доля стоимости материальных затрат в издержках производства,

Р – доля затрат на рабочую силу в издержках производства,

К1 – коэффициент, учитывающий снижение стоимости материальных затрат за счет серийности заказа;

К2 – коэффициент, учитывающий снижение трудовых затрат за счет серийности заказа.

Как показывает практика, подобная скидка может составлять около 10% цены.

4. Осуществляется пересчет цен конкурентов для выражения их в валюте предстоящей сделки по курсу на момент ее заключения.

5. Цену, пересчитанную в валюту предстоящей сделки, приводят к сроку ее совершения, чтобы учесть изменения цен при удорожании товаров, инфляции и изменении курсов валют. При этом используются официально публикуемые статистические индексы цен. Таким образом, производится поправка на сроки поставки.

6. На внешнеторговую цену оказывают условия платежа. Платеж может быть осуществлен наличными, авансом или в кредит. Контрактная цена товара при платеже наличными, как правило, ниже, чем при продаже в кредит, на величину банковского процента кредитуемой части цены и на скрытые в контрактной цене затраты продавца в связи с кредитом (стоимость страхования кредита в страховых компаниях и др.). Обычно для заключения контракта условия платежа приводят к условиям платежа наличными.

7. Приведение по базисным условиям поставки производится с учетом разницы между затратами по предстоящей сделке и затратами конкурентов на фрахт при условии СИФ и на страхование грузов. В практике российских внешнеторговых организаций принято приводить цены конкурентов для экспортных поставок к условиям ФОБ российский порт, а для импортных – ФОБ страны – поставщика.

8. Поправка на уторговывание с первоначальной цены предложения, которая бывает, как правило, завышена, определяется субъективно на основе практики работы с данной фирмой-поставщиком и экспертных оценок. Поэтому она вносится в последнюю очередь. На размер поправки воздействует конъюнктура рынка, форма рынка, отношения между продавцом и покупателем. Величина скидки зависит от наличия информации. Если необходимой информации о работе данной фирмы нет, то поправка принимается в размере 10 – 15% от первоначальной цены, указанной в коммерческом предложении. Когда же за основу расчетов берется прейскурант, то можно получить скидку в 50% и даже еще выше. В среднем размер поправки на уторговывание колеблется в пределах 15– 30% от первоначальной цены.

9. Обычно предложения разных фирм отличаются по технико-экономическим параметрам. Тогда цены этой продукции можно сравнивать только после поправок на технико-экономические различия.

Цены конкурентов приводят к цене одного изделия (базисного) последовательно по каждому техническому параметру: производительности, мощности и др. по формуле:

 

где Р1 – цена сравниваемого изделия;

Р0 – цена базисного изделия;

N1 – значение сравниваемого технико-экономического параметра продаваемого изделия;

N0 – значение сравниваемого технико-экономического параметра базисного изделия;

N – коэффициент торможения, показывающий нелинейный характер зависимости цены от параметра и изменяющийся в пределах от 0,6 – 0,8 до 1 и выше по мере роста значений параметра.

Метод сопоставления по одному параметру достаточно прост и поэтому широко используется на практике. Однако он имеет существенные недостатки. Часто товары различаются не одним, а несколькими параметрами, и учет только одного из них недостаточен.

Одновременный учет нескольких параметров возможен при регрессионном анализе. В этом случае предварительно определяют вид зависимости, составляют уравнение регрессии (математическую модель цены). Чаще всего применяют линейные или степенные уравнения.

После введения в расчет всех поправок получают окончательную приведенную цену конкурентных материалов, на основе которой формируется цена предстоящего экспортного или импортного контракта.

Если в расчете участвовало несколько конкурентных материалов, то обычно для экспортных сделок оптимальным уровнем цены принято считать среднюю из приведенных цен нескольких конкурентных материалов. Однако если конкуренция на рынке высока, то целесообразно выбрать наименьшую из приведенных цен. Выбранная цена служит базой для ведения переговоров при заключении экспортного контракта.

Реальная цена экспортного контракта может отклоняться от базисного уровня в зависимости от ситуации на мировом рынке, положения экспортера, тактики ведения переговоров и других причин.

При решении вопроса об импортных поставках процедура приведения различных конкурентных предложений к единым базисным условиям, за которые принимаются условия одного из конкурентных материалов, позволяет ответить на вопрос: какое из предложений поставщиков, если их несколько, наиболее привлекательно (имеет минимальную приведенную цену), либо насколько обоснованны запрашиваемые поставщиками цены по сравнению с текущей мировой ценой. В процессе переговоров импортер стремится по возможности скорректировать предлагаемую цену в свою пользу. При этом учитываются внешнеторговая и таможенная политика государства, возможные цены реализации импортируемой продукции на национальном рынке и соответственно, ожидаемая прибыль.

 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Транснациональные корпорации - комплекс взаимосвязанных и действующих под общим руководством подразделений, для организации внутренних финансовых потоков используют трансфертные цены.

Трансфертными называют цены, применяемые корпорациями в сделках между их подразделениями, действующими в одной или нескольких странах.

Основная задача трансфертного ценообразования – обеспечение соответствие цели каждого подразделения общей цели компании.

Процесс детализации внутрифирменных расчетов на основе децентрализации управления ведет к тому, что во многих корпорациях трансфертные цены устанавливаются по соглашению между подразделениями. Если последние не способны принять согласованные решения или расчетные трансфертные цены противоречат общекорпоративной цели, вопрос решается высшим руководством, центральной службой корпорации. В отдельных случаях, как показывает практика, могут привлекаться даже внешние организации.

Для устранения противоречий между общекорпоративными интересами и интересами подразделений оценка деятельности последних основывается прежде всего не на достигнутых этими подразделениями индивидуальных уровнях доходности, а на их реальном вкладе в развитие, прибыльность всей ТНК. Трансфертные цены, от которых зависит доходность подразделений ТНК, позволяют увязать условия их деятельности с общими целями функционирования корпорации.

Функции, выполняемые трансфертными ценами, в значительной мере определяются юридическим статусом партнеров во внутрикорпоративной сделке. Если партнеры выступают как самостоятельные юридические лица, трансфертная цена не отличается от обычной внешнеторговой цены. Если же партнеры не являются самостоятельными юридическими лицами, то трансфертные цены приобретают характер условно-расчетных цен. Если взаимоотношения между отдельными подразделениями регламентируются из центра, политика трансфертных цен жестко регулируется и контролируется, внешнеторговые цены имеют расчетный характер.

В целях улучшения организации и повышения эффективности своей деятельности ТНК варьируют уровнями цен с учетом воздействия двух групп факторов:

– внутренние, влияние которых на уровни трансфертных цен и организуемые с их помощью финансовые потоки зависят только от решений, принимаемых руководством корпорации;

– внешние, определяемые условиями деятельности отдельных подразделений ТНК в разных странах и учитываемые в достижении целевых установок, принятых руководством корпорации.

В качестве главного критерия эффективности деятельности дочерних фирм используется оценка их реального вклада в рост корпоративной прибыли в целом. Такой подход обеспечивает соблюдение основного принципа трансфертного ценообразования – подчиненность частных целей отдельных подразделений общей цели деятельности всей ТНК.

На основе оценки реального вклада подразделений в совокупный доход ТНК может формировать стимулирующие потоки. Дополнительные денежные потоки со стороны материнской компании формируются с помощью трансфертных цен в те подразделения, корпорации, которые обеспечивают повышение ее конкурентоспособности на национальных и международных рынках.

При формировании трансфертных цен ТНК учитывает уровень налогообложения в тех странах, где находятся ее дочерние фирмы, для роста общей суммы доходов и прибыли. Реализация этого подхода на практике осуществляется путем установления заниженных трансфертных цен на продукцию подразделений, расположенных в стране с высоким уровнем налогообложения доходов, и завышения трансфертных цен в странах с льготным налогообложением. Таким образом, уменьшается общая сумма налогов, уплачиваемых с доходов, и увеличивается размер чистой прибыли ТНК. Пользуясь различиями в уровнях налогообложения, корпорация имеет возможность маневрировать уровнем трансфертной цены с целью уменьшения сумм налогообложения прибыли и переводимых материнской компании дивидендов, роялти, процентов по кредиту, рентных платежей путем перемещения прибыли в страны с низкими налоговыми ставками. Эта операция проводится как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах.

В современных условиях свободного ценового и валютного режимов существенными факторами формирования трансфертных цен являются ценовые и курсовые соотношения.

Учитывая значительные перепады в динамике цен и валютных курсов, ТНК стремятся к повышению стоимости активов. Это достигается за счет своевременного перевода финансовых ресурсов с помощью трансфертных цен тем подразделениям, которые расположены в странах с устойчивой национальной валютой и относительно высоким валютным курсом.

Методы трансфертного ценообразования. Для формирования трансфертных цен ТНК используют следующие методы ценообразования.

1. Затратные методы, когда в качестве основы формирования трансфертных цен принимаются издержки. К ним относятся:

– метод полных затрат;

– метод маржинальных затрат;

– метод полной стоимости.

2. Рыночные методы, ориентированные на использование в качестве базы трансфертных цен уже сложившегося уровня рыночных цен:

– метод текущих рыночных цен;

– регрессивный метод;

– метод договорных цен.

3. Комбинированные методы, основанные на сочетании преимуществ, присущих затратным и рыночным методам:

– метод технологической цепочки;

– метод распределения прибыли;

– договорно-индексный метод;

– метод математического программирования.

При использовании метода полных затрат трансфертная цена определяется исходя из полученной расчетным путем суммы переменных и постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции.

Технология трансфертного ценообразования на основе маржинальных затрат следующая. В качестве первоначальной трансфертной цены выступают предельные затраты подразделения – поставщика. Прибавляя к этой цене свои предельные затраты, последующее подразделение производственного цикла, выступающее сначала как подразделение – потребитель, получает полные маржинальные затраты. Если данное подразделение имеет представление о величине своих предельных доходов, которое оно получит на определенном этапе производственно – сбытового цикла, и эти доходы будут равны полным предельным издержкам, тогда данное подразделение достигнет оптимума. При определенных условиях использование этого метода может быть оптимально как для отделений, так и для корпорации в целом.

Метод полной стоимости является практической реализацией методов определения трансфертных цен на базе полных затрат с накидкой на прибыль. В этом случае трансфертные цены обеспечивают возможность получения подразделениями корпорации дополнительной прибыли, повышающей их экономическую самостоятельность.

Однако, поскольку величина прибыли, включаемая в трансфертную цену, определяется на основе распределения общей прибыли корпорации между подразделениями с высокой степенью субъективности. Это может привести к искажению оценки работы подразделений и снижению эффективности деятельности корпорации в целом. В последние годы корпорации во избежание роста трансфертных цен идут по пути сокращения объема внутрифирменного оборота и передачи части комплектующих независимым поставщикам. При этом происходит во все большей степени переход трансфертного ценообразования к рыночным методам.

Наиболее распространенным среди рыночных является метод текущих рыночных цен. Усредненные цены применяются в случае, если корпорация отказывается от сбора информации о текущей рыночной ситуации. Успешное использование рыночных цен в качестве базы трансфертных цен возможно при соблюдении следующих принципов:

– подразделение-покупатель корпорации должно иметь возможность приобретения товара, услуги по внутренней трансфертной цене лишь до тех пор, пока продающее подразделение соблюдает правило «добросовестных рыночных цен»; в противном случае подразделение-покупатель должно иметь возможность приобретать товар на внешнем рынке;

– аналогично продающее подразделение должно иметь возможность внешних продаж, если оценивает их как равновыгодные или более эффективные по сравнению с внутренними.

Разновидностью метода рыночных цен является регрессивный метод. В качестве конкурентной ценовой информации используются фактические цены, по которым корпорация ранее продавала свою готовую продукцию на открытом рынке. Для определения трансфертных цен на промежуточный продукт из фактической рыночной цены производят выплаты, покрывающие издержки и прибыль других отделений. Вычеты производятся по технологической цепочке в обратном порядке.

Метод договорных цен основывается на приспособлении рыночных цен к особенностям внутрифирменных отношений. При заключении внутрифирменных сделок обычно придерживаются следующих правил:

– партнерам по сделке представляется свобода выбора в реализации или приобретении продукции как у своего отделения, так и на стороне;

– допускается минимальное вмешательство арбитражного комитета корпорации;

– стороны обязуются информировать друг друга о возможных альтернативных закупках и продажах.

Метод технологической цепочки является разновидностью комбинированного подхода к формированию трансфертных цен. Сущность данного метода заключается в том, что подразделение-поставщик передает товары родственному подразделению по рыночной цене, в то время как последнему они обходятся по себестоимости, включающей прямые издержки.

Разница покрывается центром за счет корпоративной прибыли. Это позволяет, с одной стороны, проводить оценку эффективности деятельности подразделений на основе реальных рыночных цен, а с другой – не завышать уровня цены конечной продукции, что неизбежно происходит при реализации полуфабрикатов одним подразделением корпорации другому по ценам, включающим издержки и прибыль.

Другой разновидностью комбинированного подхода к формированию трансфертных цен является метод распределения прибыли. Схема распределения прибыли и расчета трансфертных цен следующая.

Общая прибыль корпорации определяется по формуле:

где П к – совокупная прибыль корпорации, Д – доход от продаж конечного продукта корпорации на рынке, Зa, З b в – полные затраты отделений a и b.

Распределение корпоративной прибыли осуществляется согласно формулам

где Па – прибыль отделения a;

где П b – прибыль отделения b.

Уровень трансфертных цен на промежуточную продукцию определяется суммированием издержек и распределенной величины прибыли. Применительно к отделению a это выглядит следующим образом:

где та Ц – трансфертная цена на поставляемые отделением a товары и услуги.

Для использования договорно-индексного метода формирования трансфертных цен необходимо соблюдение двух основных условий: обеспечение договоренности между отделениями и установление индекса распределения прибыли. Уровень трансфертной цены по этому методу устанавливается выше полных затрат отделения-поставщика, но ниже рыночной цены. Индекс распределения корпоративной прибыли определяется по формуле:

где k In – индекс распределения корпоративной прибыли, Ц т – трансфертная цена, р Ц – рыночная цена.

Если индекс распределения прибыли равен, например 2, это означает, что на каждые 2 долл. прибыли отделения-поставщика трансфертная цена должна быть на 1 долл. меньше рыночной цены.

Индекс устанавливается один раз в год в результате переговоров между отделениями – партнерами и остается неизменным на определенный срок (как правило, до следующих переговоров).

Метод математического программирования является наиболее формализованным. Согласно данному методу трансфертная цена складывается из переменных затрат на производство и «программируемой» цены, которая является стоимостной оценкой ресурса, показывающей степень его дефицита. Определение «программированных» цен основано на линейных зависимостях. Наиболее высокие трансфертные цены устанавливаются на те товары, способные увеличить корпоративную прибыль. Определение трансфертных цен на базе математического программирования является оптимальным с точки зрения распределения корпоративных ресурсов.

Недостатки этого метода связаны со сложностью расчетов и ограниченностью использования, поскольку далеко не все зависимости носят реальный характер.

Основные стратегии трансфертного ценообразования. Существуют две группы трансфертного ценообразования:

– дифференцированные, учитывающие влияние отдельных, наиболее существенных факторов: стратегия управления прямыми налогами на прибыль, стратегия валютного трансфертного ценообразования;

– комплексные, ориентированные на интегрированный учет нескольких основных факторов, влияющих на консолидированную прибыль корпорации: налогово-таможенная стратегия, комплексная налоговая стратегия.

Стратегия управления прямыми налогами на прибыль направлена на поиск путей максимально эффективного использования средств за рубежом в тех случаях, когда эти средства при перечислении в головную компанию подвержены высокому налогообложению. Для достижения этой цели корпорация имеет различные возможности:

– снижение трансфертных цен на продукцию дочерней компании, находящейся в зоне высокого налогообложения, с одновременным увеличением цен на поставляемое сырье и материалы, включаемые в затраты;

– использование дополнительных источников инвестирования свободных денежных средств в развитие дочерней компании, сопровождаемое ростом затрат в стране с высоким уровнем налогообложения прибыли;

– установление завышенных трансфертных цен на используемые дочерней компанией научные, методические, технические разработки, продаваемые ей другими отделениями ТНК;

– создание в структуре дочерней компании специального подразделения для проведения исследовательских работ, результатами которых могут воспользоваться и другие компании, входящие в корпоративную структуру.

Стратегия валютного трансфертного ценообразования предполагает наращивание активов материнской компании на основе корректировки в сторону снижения валютных курсов трансфертных цен для стран с усиливающейся валютой и повышения – для стран с ослабевающей валютой.

Комплексные, интегрированные стратегии трансфертного ценообразования основаны на одновременном учете воздействия на деятельность ТНК нескольких факторов, что позволяет максимизировать общую прибыль корпорации.

При реализации налогово – бюджетной стратегии трансфертного ценообразования материнская компания старается сбалансировать преимущества в разнице прямого налогообложения стран и потери от более высоких таможенных пошлин. Оптимизация трансфертных цен проводится с использованием формулы:

где Тi – ставка таможенного тарифа по i -му товару (i = 1,2,… n), Н м – ставка налога на прибыль в стране пребывания материнской компании, Н ф – ставка налога на прибыль в стране пребывания филиала.

Комплексная налоговая стратегия основана на использовании комплексного подхода к прямому и косвенному налогообложению. Данная стратегия основана на различном влиянии прямого и косвенного налогообложения на прибыль корпорации. Прямые налоги снижают ее прибыль. Косвенные, увеличивая цену реализации, не сокращают прибыль корпорации при условии стабильного спроса на ее продукцию и могут рассматриваться как дополнительные затраты, увеличивающие цену реализуемой продукции.

Высокая эффективность комплексных налоговых стратегий трансфертного ценообразования обеспечивает их широкое использование в управлении финансовыми потоками ведущих ТНК. Однако при общей результативности данной стратегии ее применение сопряжено с определенными трудностями. Это обусловлено тем, что управление глобальным налоговым бременем связано с использованием большого числа законодательств разных стран, формирующих систему ограничений трансфертного ценообразования.


Лекция 8. Цены и финансово-кредитные отношения, ценообразование и система налогообложения

Цель лекции: рассмотреть взаимосвязь цен и финансово-кредитных отношений, ценообразования и системы налогообложения.

План лекции:

1. Политика либерализации цен.

2. Регулирование цен и тарифов в РФ.

3. Налоговая и финансово-кредитная система и ценообразование, их взаимосвязь.

 

Рекомендуемая литература: 1-5.

1. ПОЛИТИКА ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН

 

Одним из необходимых условий формирования рыночной экономики является переход от государственных фиксированных цен к свободному ценообразованию, т. е. либерализация цен. Сущность либерализации состоит в том, что уровень цен устанавливается свободно, без прямого влияния государственных органов на основе конъюнктуры рынка и долговременности партнеров.

Либерализация цен не ослабляет, а повышает роль государства в политике ценообразования, которая должна заключаться не в установлении конкретного уровня цены, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию, активном влиянии на общую ценовую конъюнктуру рынка. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, уровень заработной платы в государственном секторе, выплаты населению из бюджета, государство влияет на спросовые ограничения, инфляцию и тем самым на динамику общих уровней цен. Государство должно создавать общие рамочные условия для ценовой политики предприятий. Но для того чтобы создать эти условия, необходимо учитывать положение в экономике на момент либерализации цен

Экономическая ситуация в России на момент либерализации цен с точки зрения ее управления подобна той, в которой находились страны Западной Европы после Второй мировой войны, когда состояние экономики характеризовалось дефицитом товаров и услуг, излишком денег в обращении, ростом цен, большим разрывом между официальными и ценами теневой экономики, а также наличием государственного администрирования по типу «командной» экономики. Практика этих стран свидетельствует о том, что нельзя внезапно перейти от административной, регламентированной экономики к рыночной системе. Необходим длительный переходный период и определенная последовательность в либерализации цен. При этом ценовой механизм должен способствовать развитию рынка, а роль цены – посредничество между экономикой и населением с тем, чтобы смягчить трудности, переживаемые экономикой. Характер переходного периода к рынку должен быть постепенным, а не «шоковым». Западноевропейские страны начали такой переход в 1945 году.

Цены и производство контролировались государством. В Великобритании в 1946 году контролируемые цены составляли 60 % цен потребительских товаров. Переход к свободным ценам происходил поэтапно в соответствии с установленным государством порядком в течение 40 лет. Во Франции, например, считается, что полная свобода цен была достигнута к 1986 году (кроме квартплаты и сельскохозяйственных продуктов, имеющих общеевропейскую регламентацию). Основной упор был сделан на «классические» средства – восстановление реального роста экономики путем развития производства, роста производительности, а такие показатели, как заработная плата, затраты, постоянно контролировались экономическими службами государства. При этом освобождение цен от администрирования происходило в виде циклического процесса, при котором фазы усиления контроля чередовались с фазами его ослабления в зависимости от состояния экономики и решаемых задач.

Рассмотрим с этой точки зрения процесс либерализации цен, произошедший в России. Причем надо отметить, что, помимо тех проблем, которые существовали в европейских странах, ситуация с ценами на момент отпуска у нас характеризовалась еще и оторванностью уровня цен от мировых, а также большим разрывом между ценами на продукцию, товары, услуги и их стоимостью.

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ

 

Основой свободного ценообразования стали Указ Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. № 297 и аналогичное Постановление Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 55, введение в действие которых совпало с началом построения рыночной экономики.

Либерализация цен упразднила действующие на территории России многочисленные виды цен в зависимости от формы собственности и территории действия. На смену им пришли цены свободные и регулируемые – оптовые, опускные или розничные в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения и характера реализуемой продукции, при этом оговаривалось, что цены на все товары, продукцию, услуги, которые не вошли в перечень регулируемых, устанавливаются свободно под влиянием конъюнктуры рынка. Первоначально регулируемые цены формировались на основе государственных фиксированных и регулируемых цен, действовавших в 1991 году, с применением различных методов прямого административного ограничения. Большинство оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения и услуги регулировались с помощью установления предельного коэффициента повышения к действующей оптовой цене или тарифу в 1991 году.

Предельные коэффициенты повышения цен были установлены и для некоторых видов потребительских товаров и услуг.

На электроэнергию для сельскохозяйственных предприятий и потребителей, услуги водопровода и канализацию установлены фиксированные цены, а на драгоценные металлы, камни – предельные цены. Предписывалось также на I квартал 1992 года сохранить действующие размеры торговых скидок на потребительские товары. Вспомним, что до 1992 года размер торговых скидок дифференцировался по группам товаров и был одинаков на территории всей России.

Эта система регулирования цен сохранялась недолго, практически в том же 1992 году был принят целый ряд нормативных документов, упорядочивающих и изменяющих процесс ценообразования. Уже в январе 1992 года местным органам власти было дано разрешение при необходимости изменять регулируемые розничные цены на сахар и молочные продукты. В марте Постановлением Правительства Российской Федерации № 141 «Об изменении порядка формирования цен на отдельные виды потребительских товаров» местным органам власти было разрешено отменять установленные ранее предельные коэффициенты повышения цен, кроме продуктов детского питания, спирта, водки, изделий медицинского назначения и лекарств.

В мае 1992 года были отпущены цены на спирт и водку и снижены размеры предельных коэффициентов повышения цен. В сентябре 1992 года принято Постановление Правительства РФ «Об упорядочении практики установления торговых надбавок» № 712, в соответствии с которым местным органам исполнительной власти разрешено регулировать размеры торговых и оптовых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров (масло животное и растительное, молочные продукты, мясо, колбасные изделия, сыры, яйца, крупы, сахар, хлеб, продукты детского питания и др.) Это постановление было отменено 1 января 1994 года.

В декабре 1992 года были отпущены цены на лекарства и изделия медицинского назначения при установлении предельного уровня рентабельности в размере 30 % к себестоимости, в середине октября 1993 года – на продукты детского питания при установлении предельного уровня рентабельности в размере 20 % к себестоимости.

С целью социальной защиты населения от инфляции в феврале 1993 года Постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 3 февраля 1993 г. № 94 «О государственном регулировании цен на хлеб и хлебобулочные изделия» введено регулирование розничных цен на этот товар, уточненное Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1993 г. «О ценах на хлеб».

Так, регулируемые розничные цены на хлеб с 1 января 1994 года формировались путем установления:

свободной закупочной цены для производителей зерна;

предельного уровня рентабельности для элеваторов;

предельного уровня рентабельности для мукомольных предприятий;

предельного уровня рентабельности для предприятий хлебопекарной промышленности;

предельного уровня торговой надбавки для розничных предприятий.

 

Регулирование цен на хлеб осуществлялось в течение 1,5 лет и было отменено в июле 1995 года (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 600).

Параллельно государство принимало ряд мер по контролю за деятельностью предприятий-монополистов. В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 были определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а именно:

предусмотрено создание Антимонопольного комитета РСФСР и определены его задачи, функции, полномочия и ответственность;

определены действия, которые классифицируются как монополистические;

определен перечень действий со стороны предприятий-монополистов, которые запрещены законодательно;

разработаны мероприятия по устранению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках;

определен порядок контроля за деятельностью предприятий-монополистов и ответственность за нарушение Закона.

 

Решением Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 29 декабря 1991 года в России утвержден Государственные реестр (Реестр) РФ объединений и предприятий-монополистов. Целью формирования Реестра являлось определение объекта постоянного государственного контроля и регулирования производственной, сбытовой, посреднической, торговой и других видов деятельности предприятий-монополистов, по сути, данный Реестр стал одним из элементов реализации механизма Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с Реестром и Законом монополистом признавался хозяйствующий субъект, если доля его продукции на соответствующем товарном рынке превышала 35 % или величину, ежегодно устанавливаемую ГКАП России. Для предприятий-монополистов основным методом регулирования стало декларирование повышения свободных цен, порядок которого утвержден январским постановлением Комитета цен при Министерстве экономики РФ.

Предприятия-монополисты сообщали потребителям продукции о намечаемом повышении цен не позднее чем за месяц до их введения, само повышение должно было быть согласовано с основным потребителем или не менее чем с тремя потребителями, занимающими наибольший удельный вес в объеме реализации данной продукции. В государственные органы ценообразования предоставлялась декларация, а новые повышенные цены регистрировались, при этом для обоснования изменения цен и тарифов прилагались:

копии протоколов согласования цен;

сопроводительные письма с указанием и обоснованием причин повышения цен и тарифов;

данные об основных экономических показателях (калькуляция себестоимости, объемы производства за два года, фактическая рентабельность предприятия, достигнутый уровень рентабельности продукции и ее планируемые размеры).

 

Орган ценообразования анализировал представленные материалы и в течение месяца обязан был принять решение: согласиться с указанной ценой, изменить ее, отказать в повышении цены. Зарегистрированная в органах ценообразования цена являлась предельной, если предприятия продавали продукцию по более высоким ценам, то разница между ценами перечислялась в бюджет. Одновременно действовали предельные уровни рентабельности продукции предприятий-монополистов, дифференцированные по отраслям и группам товаров, отмененные в 1994 году.

Таким образом, за 1992–1995 годы Россия прошла путь сокращения сферы государственного регулирования цен, который в других странах длился десятилетиями. В результате такой государственной политики, которую можно оценить как «шоковую», ценообразование в России оказалась слишком «либерализованным» без учета состояния национального производства, платежеспособности предприятий, уровня жизни населения.

Естественным следствием либерализации цен стала инфляция. Обуздать инфляцию удалось лишь к 1996 году, когда среднегодовые темпы инфляции постепенно стали снижаться (до 1998 года). Ограничение инфляции было осуществлено путем проведения жесткой ограничительной финансовой политики, и в результате увеличились массовые неплатежи между предприятиями, сократились налоговые поступления в бюджет, произошел рост задолженности по заработной плате, резкое ухудшение жизненного уровня населения.

К 1995 году в основном сложилась система регулирования цен, действующая в настоящее время.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow