Преимущества и недостатки ЭС

 

2.3.1. Преимущества ЭС:

1) Постоянство

2) Лёгкость передачи информации

3) Устойчивость и воспроизводимость результатов

4) Стоимость

 

2.3.2.Недостатки ЭС:

На данный момент развитие ЭС несколько приостановилось. Существует несколько причин этого:

- Одной из серьезных проблем является сообщение «глубоких» знаний о предметной области экспертным системам. Это происходит из-за того, что очень сложно формализовать эвристические знания экспертов.

- ЭС не могут предоставить объяснения своих рассуждений, как это делает человек.

− Тестирование и отладка любой ЭС особенно трудоемки

 

22. Управление развитием трудового потенциала.

Следует заметить, что понятие "трудовой потенциал"как экономическая категория начало рассматриваться в 70-80-х гг. XX в., причем сформировалось и развивалось оно преимущественно в отечественной научно-экономической литературе. Трудовой потенциал - возможное количество и качество труда, которым располагает общество (трудовой коллектив) при данном уровне развития науки и техники. Трудовой потенциал характеризуется не только степенью подготовленности человека к выполнению какой-либо трудовой функции, но и его возможностями выполнять эти функции с учетом возраста, опыта, образования и других характеристик.

В зависимости от масштаба используемых производственных ресурсов принято различать трудовой потенциал общества, трудовой потенциал организации (предприятия), трудовой потенциал отдельного работника.

Структура трудового потенциала организации: организационная, психофизиологическая, интеллектуально-образовательная, профессионально-квалификационная, карьерная и инновационная составляющие.

Развитие трудового потенциала - приобретение новых качеств и свойств трудового потенциала, которые позволяют оптимизировать его и повысить эффективность его использования в условиях изменяющейся внутриорганизационной и внешней среды. Оно обычно предполагает количественное и качественное изменение трудового потенциала, в результате которого формируется потенциал нового улучшенного качества.

Управление развитием трудового потенциала организации - целенаправленное воздействие на квалификационную и личностную составляющие трудового потенциала для его развития, выражающегося в качественном, количественном и структурном изменении трудового потенциала персонала организации в соответствии с ее целями и задачами.

Существует несколько подходов к управлению развитием трудового потенциала: управление по инструкциям, управление по целям, управление по компетенциям, управление по ценностям. Наиболее целесообразным по мнению многих специалистов является применение совокупности двух подходов: управления по целям и управления по компетенциям. Данная система подходов позволяет связать желаемые и планируемые изменения трудового потенциала с целями организации, обеспечить управление количественными и качественными изменениями трудового потенциала персонала и многое другое.

Основными задачами развития трудового потенциала являются:

• определение необходимой для достижения оперативных, технических и стратегических целей деятельности величины трудового потенциала организации;

• осуществление периодической оценки будущего и настоящего уровней трудового потенциала организации;

• обеспечение развития трудового потенциала организации с помощью воздействия на факторы ее развития.

Для того, чтобы наиболее эффективно использовать трудовой потенциал организации, необходимо распределить роли между субъектами процесса управления развитием трудового потенциала на:

• запуск процесса, той или иной задачи в рамках процесса;

• управление процессом или отдельными задачами в рамках процесса;

• непосредственно исполнение той или иной задачи в рамках процесса;

• участие в процессе, реализации той или иной задачи;

• согласование и утверждение промежуточных и итоговых результатов процесса.

Инициатором и администратором процесса выступает руководитель организации вместе с руководителями отдельных подразделений. Служба управления персоналом осуществляет управление задачами, связанными с планированием развития трудового потенциала, реализацией программ развития, оценкой их эффективности. Наиболее активную роль в реализации процесса наиболее эффективного управления трудового потенциала организации играют руководители подразделений, осуществляющие согласование на этапе разработки и внедрения процесса, а также руководители работников, отвечающие за реализацию этих процессов. Работники организации тоже участвуют в процессе оценки собственного потенциала, планирования развития инициации и реализации мероприятий по развитию трудового потенциала.

Эффективность работы любой организации зависит не только от распределения ролей участников процесса использования трудового потенциала организации, но и от качества человеческих ресурсов. Поэтому необходимо также улучшать и поддерживать психологическое и физиологическое здоровье персонала на уровне организации.

23. Теория развития человеческого потенциала. Государственное регулирование развития общества и человеческого потенциала.

Человеческий потенциал (ЧП) – это системная совокупность способностей индивида, социальных групп и общества к действиям, взаимодействиям и отношениям, обеспечивающая их жизнедеятельность и его воспроизводство.

Носители ЧП – индивиды, социальные группы, общности и общество.

Идея развития человека возникла ещё в Древней Греции. Аристотель утверждал, что “богатство, несомненно, не есть благо, к которому мы стремимся, ибо его польза лишь в том, чтобы служить чему-то иному”. В системе целей и фундаментальных ценностей эволюции на современном этапе доход и экономический рост является лишь средством, а не главной целью развития.

 

Первые попытки проанализировать и оценить роль человека в развитии экономики и общества были сделаны Адамом Смитом и его последователями, которые рассматривали человека не только в качестве производителя, но и как важную часть общественного богатства. Прямое или косвенное утверждение человека целью общественного производства можно найти и в трудах представителей последующих экономических школ. Так, один из основоположников неоклассического направления в экономике, основатель кембриджской школы Альфред Маршалл в своём фундаментальном труде «Принципы политической экономии» писал: “Производство богатства – это лишь средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил – физических, умственных и нравственных. Но сам человек – главное средство производства этого богатства, и он же служит конечной целью богатства...”.

 

Во второй половине 80-х годов прошлого века пришло понимание того, что развитие науки, образования, здравоохранения и культуры – главных факторов, обеспечивающих развитие человека. В этот период был заложен интеллектуальный фундамент концепции развития человеческого потенциала. К концу 80-х гг. идея наивысшего приоритета развития человека и человеческого потенциала завоевала умы многих прогрессивных учёных, получила научное обоснование, признание общества, государственных деятелей и правительств ряда стран, начала реализовываться в национальных программах развития и проектах международного сотрудничества (Махбуб уль-Хак, Клейн Гриффин, Джон Найт и др.). Последующая эволюция этой идеи обеспечила формирование концепции развития человеческого потенциала, которая на рубеже ХХ – ХХI вв. начала трансформироваться в теорию развития человеческого потенциала. На рубеже ХХ – ХХI вв. прогрессивные учёные признали, что “в демократическом и гуманном обществе высшей целью и центром внимания является не государство, а человек”.

 

В XX веке доминировал индустриализм, главной целью которого были экономический рост и накопление богатства. В новом тысячелетии человечество вступило в новый этап развития цивилизации, в котором существенно возросли роль человека и семьи в обществе и экономике, значимость их гармоничного, продолжительного развития, высоких стандартов уровня и качества жизни, расширения возможностей человека, рациональных взаимоотношений с природой. Наука, образование, высокие технологии и здравоохранение признаны ключевыми факторами социально-экономического развития.

 

В новой парадигме социально-экономического прогресса человек признан главным субъектом, а его развитие – их глобальной целью социальных и экономических изменений.

 

В центр современного анализа поставлена способность социальных и экономических систем к совершенствованию их функций и качественным структурным сдвигам, заложенная, во-первых, непосредственно в самом человеческом потенциале, во-вторых, в соответствующей мотивации со стороны общества, и следовательно, в стимулировании тех видов экономической и социальной деятельности, которые обеспечивают его развитие и совершенствование. Вложения в человека и развитие его способностей признаются не убыточными издержками, а наиболее эффективными в долгосрочном плане инвестициями. Другими словами, в XXI веке меняется система приоритетов экономического роста и социального развития.

 

Основные концептуальные положения теории развития человеческого потенциала

Теория человеческого развития охватывает все аспекты жизнедеятельности человека, общества и государства. Ни одна из сторон не выпадает из её рамок, но в фокусе теоретических исследований и практических рекомендаций – человек, развитие его потенциала и расширение свобод выбора.

 

Изучаемая теория полагает в качестве глобальной цели развитие человека и человеческого потенциала и основывается на следующих концептуальных положениях:

- Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться согласованной и скоординированной деятельностью государства, бизнеса и общества, усилиями многих людей не только в интересах отдельных социальных групп. Люди должны всемерно участвовать в процессе принятия решений и во всех других процессах, влияющих на их жизнедеятельность. В таких вопросах чрезвычайно велика роль гражданского общества, социальной политики и общественных организаций. Одним из необходимых условий такого развития является полная подотчётность правительства своему обществу. Повышение ответственности за судьбы своей семьи, общества, страны и человечества в целом, особенно учитывая современные возрастающие способности человека и возможности технологий привести среду жизнедеятельности к необратимым разрушениям.

- Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности. Ограничения по признакам пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания, уровня благосостояния и т.п., препятствующие обретению и расширению возможностей в экономической жизни, политической и социальной деятельности, должны быть ликвидированы с целью создания наиболее благоприятных условий для реализации возможностей и способностей человека.

- Продуктивность. В государстве и обществе должны быть созданы условия для постоянного повышения продуктивности деятельности человека, его полноценного участия в процессе формирования дохода и достойного труда. Поэтому теории экономического роста, динамики занятости и заработной платы являются не самостоятельными, независимыми экономическими теориями, а теоретическими компонентами глобальных моделей человеческого развития.

 

- Эффективность. Равенство и высокая продуктивность являются необходимыми условиями для обеспечения максимальной эффективности использования природных ресурсов и производимых благ. Критерием эффективности социально-экономического развития являются обобщенные показатели и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

- Устойчивость. В основе этого концептуального положения лежит принцип «универсализма и воспроизводства человеческих прав», согласно которому доступ к ресурсам и возможности сбалансированного развития должны быть обеспечены не только нынешним, но и будущим поколениям. Надлежит обеспечить расширяющееся воспроизводство всех видов ресурсов: человеческого, материальных, финансовых, экологических, не оставляя долгов в наследство будущим поколениям; справедливое распределение возможностей развития между нынешним и будущими поколениями, а также внутри каждого поколения, не принося чьи-либо интересы, потребности и возможности в жертву каким-либо другим.

Рис. 1. Взаимосвязь социальной и экономической политики в развитии человека и ЧП

 

 

Одним из принципиальных концептуальных положений теории является положение о том, что человеческое развитие не сводится лишь к экономическому росту, увеличению денежных доходов и накоплению материального богатства. Теория человеческого развития рассматривает развитие человека и расширение спектра возможностей его выбора в качестве глобальной цели и как критерий общественного прогресса.

 

В соответствии с изложенной концепцией декомпозиция глобальной цели – развития человеческого потенциала может быть представлена следующей системой целей:

- свобода выбора образа жизни и основных жизненных благ;

- долгая здоровая и активная жизнь;

- непрерывное образование, начиная с этапа подготовки, в течение всей последующей жизни;

- возможности получения ресурсов, необходимых для достойного уровня, высокого качества жизни и гармоничного развития.

Представленные концептуальные положения определяют цели и задачи человеческого развития, ориентируют дальнейшие теоретические исследования и основные положения активной социальной политики, направленной на их достижение.

 

Для эффективного расширенного воспроизводства человеческого потенциала необходимы меры государственного регулирования, позволяющие добиться качественного улучшения и динамичного развития человеческого потенциала. Государство в первую очередь должно гарантировать потребление благ и услуг для простого воспроизведения человеческого потенциала (сохранение здоровья населения, что является отражением количественного и качественного потребления продуктов питания, услуг здравоохранения, обеспечение жильем). Государство должно обеспечить рациональную структуру потребления для всех граждан страны. Для этого необходимо:

• Произвести расширенный расчёт потребительской корзины;

• Учитывать необходимый уровень всех наименований потребительской корзины;

• Обеспечить максимальное соответствие потребительской корзины и минимального размера оплаты труда;

• Субсидировать доставку продуктов в отдаленные и труднодоступные регионы;

• Ограничивать потребление алкогольной и табачной продукции;

• Содействовать улучшению здоровья подростков и трудоспособного населения; стимулировать обеспечение медицинского обслуживания на предприятиях;

• Увеличить объемы строительства жилья для граждан;

• Разработать и внедрить эффективные формы кредитования граждан и организаций для жилищного строительства.

Ослабление внимания государства в РФ к проблемам человеческого потенциала привело к его некачественному воспроизводству, снижению квалификации работников, низкой производительности труда. Резкое ухудшение качества человеческого потенциала связано с сокращением потребления товаров и услуг в области сохранения и улучшения здоровья, развития образования, повышения культуры населения.

Механизм управления человеческим потенциалом должен учитывать актуальные проблемы личного потребления населения, что позволит эффективно задействовать систему элементов развития человеческого потенциала, реализация которого приведёт к повышению эффективности социально-экономической политики, обеспечению конкурентных преимуществ страны и усилению её инвестиционной привлекательности.

 

24. Сравнительный анализ развития человеческого потенциала в различных странах. Классификация стран и регионов по уровню развития человеческого потенциала.

Масштабные политические и экономические преобразования в конце прошлого века привели к системной трансформации российского и других постсоциалистических обществ, однако успех рыночных реформ и становления либеральной демократии в одних странах и их неудачи в других сегодня как никогда требуют критического анализа основных теоретико-методологических подходов к объяснению их эволюции.

1. На основе обобщения работ наиболее известных авторов, занимавшихся сравнительным изучением цивилизаций, обоснована идея о том, сущностное идентификационное ядро цивилизаций образует идейно-институциональная платформа, которая отражает уникальный исторический опыт приспособления народа (или системы народов) к специфическим условиям существования, в том числе во взаимодействии с другими народами. Процесс этого приспособления представляет собой последовательное, но не везде одинаковое чередование способов организации жизнедеятельности, происходящее неизбежно вследствие непостоянства как внутренних (напр., рост численности населения, исчерпание ресурсов и т.п.), так и внешних факторов (напр., напряженность экономической или военной конкуренции и т.п.). В свою очередь, неодинаковость и непостоянство этих факторов порождают различия и в историческом опыте цивилизаций и, как следствие, делают этот опыт неуниверсальным в одних и тех же институциональных контекстах (что проявляется в эстетических свойствах той или иной культуры, религии, особом экономическом укладе, принципах реализации власти и т.п.).

2. Предложен оригинальный способ операционализации понятия «локальных цивилизаций», основанный на т.н. концепции «реальных социальных групп», применяемой в социологическом анализе (конкретно: в социальной стратификации). Идея состоит в том, что ни один из признаков «локальных цивилизаций» в многочисленных перечнях, составленных разными авторами, сам по себе обязательным не является – имеют смысл лишь определенные их сочетания, которые проявляются по-разному в разных контекстах. Аналогия с «реальными социальными группами» заключается в том, что последние представляют собой реальную социальную целостность, характеризуемую общностью условий существования, причинно взаимоувязанными сходными формами деятельности в разных сферах жизни, стилем жизни и т.п. Реальные социальные группы противопоставляют номинальным, аналогией которых является, скажем, совокупность лиц определенной национальности, выделенных исключительно по формальному (национальность), а не реальному признаку – национальному самосознанию или особенностям культуры.

3. Предложена теоретическая схема реализации обществом своего человеческого потенциала как результата взаимодействия существующего институционального оформления системы с ее идейно-институциональной платформой, сочетающиеся в определенный момент времени. Под институциональным оформлением понимаются, в частности, конкретные способы социальной, политической и экономической организации общества, которые определяются соотношением известных институциональных противоположностей («частная собственность» vs «власть-собственность»; «договорное управление» vs «приказное управление»; «рынок» vs «редистрибуция» и т.п.). Именно такое концептуальное разделение структуры социального объекта на некий неслучайный инвариант (идейно-институциональная платформа) и действующий способ организации жизнедеятельности делает возможным определение оптимального и неоптимального состояния системы. Неоптимальность достигается в том случае, когда установившееся в результате определенного стечения обстоятельств институциональное оформление общества (напр., революция, приводящая к резкой смене одного общественного строя на другой) приводит к снижению жизнеспособности системы и увеличивает риск ее разложения, вплоть до деформации идейно-институциональной платформы.

4. Введено важное концептуальное разграничение между часто смешиваемыми понятиями «человеческий потенциал» и «человеческое развитие», а также определено их соотношение с понятием «жизнеспособность», которое рассматривается авторами проекта как системное экзистенциальное качество обществ. Если человеческий потенциал в строгом смысле характеризует принципиальную возможность достижения определенного состояния человеческого развития, то последнее должно рассматриваться исключительно как процесс, направленный на реализацию этого потенциала, или, другими словами, движение от существующего состояния человеческого развития к потенциальному, т.е. возможному. В такой постановке «развитие человеческого потенциала» представляется уже не столько как процесс его направленной реализации, сколько как объективный (т.е. не зависящий от мер государственной политики) процесс формирования границ развития творческой, физической и познавательной активности людей. Это разделение принципиально в контексте рассмотрения обществ не просто как конкретных конфигураций политического, социального и экономического устройства, а как сложных социальных систем, формирующиеся под влиянием специфических цивилизационных процессов. Эти цивилизационные процессы на протяжении длительных исторических периодов формируют в населении определенный тип личности, приспособленность к определенным видам и циклам трудовой активности и проч., и, таким образом, фактически могут рассматриваться в качестве тех объективных факторов, которые определяют, в конечном счете, «развитие (но не реализацию!) человеческого потенциала».

5. Предложена оригинальная трактовка человеческого развития, как процесса лежащего в основе развития «жизнеспособности» современных обществ, т.е. их способности, во-первых, к численному воспроизводству, а, во-вторых, способности успешно противостоять развитию потенциально опасных для их устойчивого развития дисфункций, или, другими словами, патологий: «социальных» (выражающихся, например, в наличии чрезмерных дистанций между социальными группами, социальной дезинтеграции, криминализации повседневной жизни и т.п.), «физических» (низкая продолжительность жизни, деградация физического и психического здоровья населения и т.п.) и «моральных» (интеллектуальная и нравственная деградация населения).

6. Наконец, предложен инструментарий количественной оценки «жизнеспособности» разных обществ. В результате критического рассмотрения существующего опыта оценки человеческого развития (напр.: ИЧР ООН и т.п.), авторами проекта предложена альтернативная система эмпирических показателей, с помощью которой были проанализированы последствия постсоциалистических трансформаций в Европе и странах СНГ за последние 20 лет. В состав этих показателей вошло в общей сложности 24 индикатора о физическом, социальном и духовном аспектах человеческого развития, включая уровень естественного прироста населения (а точнее риск депопуляции как признак наличия системных дисфункций в обществе). В результате анализа сформулированы предварительные выводы относительно успешности разных социально-экономических моделей развития в разных культурно-исторических (цивилизационных) контекстах. Эти выводы, в частности, позволили выдвинуть гипотезу о том, что жизнеспособность обществ зависит не столько от способа их институционального оформления как такового, сколько от градуса его отклонения от приемлемых форм социальной, экономической и политической организации, присущих конкретному локальному цивилизационному контексту. Так, например, выяснилось, что характерная для стран западной культуры идеально прямая связь между уровнем развития политических свобод и уровнем человеческого развития, принимает совершенно неоднозначный характер в группе таких стран, как Турция, Казахстан, а также ряд стран СНГ, включая Россию. Кроме того, найдены очередные убедительные доказательства, опровергающие распространенное среди сторонников теории модернизации заблуждение о том, что приоритетность стимулирования экономического роста является оптимальной стратегией для развивающихся стран.

Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

Таблица 2.4. Индекс развития человеческого потенциала в 2005 г. (выборка из 174 стран)

Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

 

25. Интеллектуальный капитал организации как фактор ее конкурентоспособности

В современных условиях нематериальные факторы конкурентоспособности приобретают особенную значимость. К таким факторам относятся новизна, наукоемкость и качество товара. При этом главные конкурентные преимущества сейчас проистекают из развития навыков, суммы опыта, внедрения инноваций, понимания рынка, обладания базами данных, использования систем обмена информацией, высокой квалификации персонала - иными словами, компонентов интеллектуального капитала, активов скорее нематериальных, чем материальных. Интеллектуальный капитал становится более значимым, чем физический, стабильным конкурентным преимуществом. Таким образом, конкурентоспособность организации напрямую зависит от того, насколько полно и успешно она использует свой интеллектуальный капитал и насколько активно инвестирует в его развитие.

Организация должна представать не просто совокупностью индивидов, которые что-то знают и умеют, но как целостная, настроенная обучающаяся система. Говоря об использовании человеческого капитала, нельзя забывать о том, что он принципиально не может находиться в принадлежности у компании. Поэтому охота на ценных специалистов, борьба за них часто принимает очень широкие масштабы и выраженные формы. Важным фактором в конкуренции является также известность и популярность бренда, его имидж, авторитет и доверие, которыми он пользуется, что также входит в интеллектуальный капитал компании.

Классическая теория конкурентоспособности организаций выделяет такие свойства источников конкурентоспособности, как ценность – он дол-жен реализовывать внутреннее преимущество, либо использовать внешние возможности, или же нейтрализовать угрозы извне с целью эффективного осуществления стратегии организации. Источник должен быть редким и не должен быть тем, что можно попросту приобрести, или такая покупка должна быть очень сложной. Ресурс должен быть сложен для копирования, воссоздания и равноценного замещения иным ресурсом. Необходимо определить центральный приоритет, то есть понять, где и как организация способна достичь наилучших результатов. Именно на эти виды деятельности следует направлять основной объем ресурсов. Центральная компетенция должна культивироваться, развиваться и оберегаться всеми способами.

Центральная компетенция организации может базироваться как на материальных, так и на нематериальных активах. К последним относятся связи, репутация, бренд, имидж, патенты и так далее, причем они должны быть уникальными, неповторимыми, иметься только у данной организации и ни у какой другой из числа их реальных и возможных конкурентов. К таким ресурсам все чаще относятся персонал со своими опытом и квалификацией, логистика, знание рынка, технологии, особенности обслуживания, планирование, экономика, основанная на знаниях, сети дистрибуции, инновационный потенциал. Все это во многом основано на знаниях – клиентов, рыночной ситуации, технологий, продуктов, процессов, конкурентов, культуры, методов эффективного обучения и так далее. Некоторые крупные корпорации вообще не осуществляют производство товаров как таковых, так как не это является их центральной компетенцией: они могут заниматься, например, только исследованиями, дизайном и маркетингов, в то время как товары их торговой марки производятся контрагентами.

В целом, современная тенденция такова, что физические преимущества уступают в важности ресурсам интеллектуального капитала и его использованию. Стратегически для организации важно развивать те виды активности, которые связаны с их центральной компетенцией, укреплять препятствия входа на рынок, создавать союзы с поставщиками внешних услуг.

Обычно организация делает ставку на один из компонентов интеллектуального капитала, не столь беспокоясь о развитии прочих. Некоторые акцентированы на персонале, его обучении и развитии, мотивации. Другие предпочитают развивать маркетинг и завоевывать сегменты рынка. Третьи вкладываются в информационные технологии и создание на их основе корпоративных систем управления. Однако, не упуская из виду ни одну из составляющих интеллектуального капитала и развивая его, организации в конечном итоге оказываются в выигрыше.

26. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала организации

Как и материальные активы организации, интеллектуальный капитал нуждается в грамотном и эффективном управлении и распределении. Для наглядности доказательства необходимости управления нематериальными активами организации проведем аналогию с материальными активами. Представим простаивающие активы, незадействованные ресурсы, которыми владеет организация, избыток наличных средств. Организация, ведущая такого рода экономическую политику, будет функционировать себе в убыток и скорее всего долго не продержится в условиях серьезной конкуренции на рынке. Так и интеллектуальный потенциал остается не капитализированным, не задействованным, когда отсутствует грамотно выстроенная управленческая структура, подобраны метод управления и регулирования интеллектуальными ресурсами организации. Такая фирма при прочих равных факторах значительно уступает фирмам, эффективно использующим факторы интеллектуального капитала.

Эффективное управления интеллектуальны капиталом организации невозможно без изменения ее структуры: необходимо введение должностей менеджеров по управлению знаниями, альянс-менеджеров, креатив-менеджеров, координаторов и менеджеров знаний и т.д. От менеджеров нового поколения будет требоваться такая поведенческая линия, которая необходима для того, чтобы найти и оценить интеллектуальный капитал и затем управлять этим капиталом, как активом организации. Эффективное управление интеллектуальным капиталом, стимулирующее креативный подход к решению проблем будет способствовать повышению конкурентоспособности и развитию организации в современных экономических условиях. Для решения поставленных задач организовываются рабочие группы (команды), имеющие функциональную компетентность, межличностные навыки и навыки лидерства для совместной работы по выполнению поставленного задачи. Формирование концепции и стратегии организации базируется на новых функциях управления, которые включают в себя аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для передачи и усвоения знаний.

Интеллектуальный капитал рассматривается как интегральная составляющая и подразумевает комплексное управление всеми составляющими активами. Попытка управлять отдельным интеллектуальным активом в отрыве от других активов организации подразумевает более низкий уровень эффективности. Для стабильного функционирования высокотехнологичной организации, деятельность которой имеет ярко выраженную инновационную и новаторскую направленность, необходимо обеспечить оптимальное соотношение динамики развития отдельных составляющих капитала. Это касается не только материальных активов, когда превышение заемного капитала над собственным снижает финансовую стабильность предприятия, но и в полной мере относится к интеллектуальному капиталу (человеческому, организационному, взаимодействий). Непропорциональное, негармоничное развитие отдельных составляющих в структуре интеллектуального капитала за счет необоснованного роста затрат может привести к снижению показателей эффективности и результативности деятельности высокотехнологичной организации вместо предполагаемого повышения значения этих показателей. Реализация концепции управления интеллектуальным капиталом в первую очередь повлияет на создание новой рыночной стоимости, воплощенной в инновационных продуктах, персонале и бизнес-процессах, реализуемых высокотехнологичной организации. Эта концепция будет выступать препятствием для быстрого проникновения на рынок конкурентов с новыми продуктами, поскольку составляющие интеллектуального капитала сложно, а порой и невозможно воспроизводить даже в долгосрочной перспективе. Конкурентная стратегия, обеспечивающая сохранение уникальности и самобытности предприятия, посредством развития интеллектуального капитала формирует стратегию долгосрочного инновационного развития высокотехнологичной организации.

Интеллектуальный капитал организации является постоянным конку-рентным преимуществом, которое увеличивает рыночную стоимость компании. Организациям, нацеленным на долгосрочное повышение стоимости, необходимо уделять особое внимание формированию и развитию интеллектуального капитала, включающего человеческий, организационный и капитал взаимодействий.

Самый ценный и незаменимый, не воссоздаваемый вид интеллектуального капитала – человеческий. Он является базовым и способствует успешному развитию остальных элементов интеллектуального капитала. Происходит обеспечение организации квалифицированным и креативным персоналом, за счет работы которого увеличивается эффективность деятельности и формируется конкурентное преимущество, что ведет к увеличению рыночной стоимости компании.

Вторая составляющая развития интеллектуального капитала компании – развитие организационного капитала, цель которого заключается в создании условий для быстрого обмена знаниями, их коллективного накопления, сокращения времени на овладение новыми знаниями, повышения производительности. В процессе формирования и развития организационного капитала индивидуальные знания сотрудников переносятся во внутрикорпоративные системы, после чего могут широкого использоваться другими сотрудниками компании. Формализованные знания становятся частью организационного капитала организации. Так создаются условия для быстрого обмена знаниями и их постоянного накопления. Использование и развитие человеческого капитала также становится продуктивнее благодаря организованным, структурированным, легкодоступным и обогащенным новыми знаниями производственным процессам.

Третьей составляющей развития интеллектуального капитала является развитие капитала взаимодействий, основная цель которого – создание эффективной системы коммуникаций с клиентами, поставщиками и партнерами для укрепления отношений с ними и привлечения новых постоянных клиентов.

При этом человеческий, организационный, а также капитал взаимодействий связаны друг с другом и влияют друг на друга. Поэтому при развитии одного элемента интеллектуального капитала происходит параллельное влияние на развитие другого. Причина этого – взаимосвязь и взаимозависимость всех трех составляющих интеллектуального капитала. И здесь нельзя забывать о том, что исключительно важны все три компонента интеллектуального капитала и невнимание к какому-то из них может пагубно сказаться на развитии организации и изменении её стоимости, поскольку только в комплексе они поддерживают друг друга, создавая при этом эффект синергии.

27. Управление знаниями с целью развития интеллектуального капитала организации и ее конкурентоспособности

Важными направлениями развития человеческого капитала организации является внедрение в предприятия многоуровневой системы обучения кадров и повышения их квалификации. Повышение квалификации персонала способствует привлечению хороших специалистов, снижению текучести кадров, использованию новых технологий, улучшению качества продукции и услуг, а значит, повышение уровня удовлетворенности потребностей клиентов, выявлению потенциальных лидеров и руководителей, позволяет организации быстрее реагировать в изменяющихся условиях рынка.

Эффективным методом развития и использования человеческого капитала служат неофициальные интеллектуальные группы внутри организации. Этот способ обучения и передачи знаний – участие персонала компании в неформальных группах, основанных на социальных и профессиональных интересах. Участники неформальных групп взаимодействуют друг с другом, инициативно делятся идеями и учатся друг у друга, передают свои знания и опыт группе. Такие объединения возникают сами собой и не могут контролироваться руководителями, но при этом руководство может способствовать их развитию и распространению.

Мотивация и стимулирование работников являются одним из самых значимых методов развития человеческого капитала организации. К примеру, посредством предоставления социальных льгот сотрудникам работодатель решает следующие задачи: стимулирование к длительной работе в компании, повышение лояльности персонала, укрепление корпоративной культуры, повышение внутреннего и внешнего имиджа организации, заботящейся о своих сотрудниках, что способствует привлечению дополнительных человеческих ресурсов.

Среди инструментов развития организационного капитала компании – создание сетей коммуникаций и базы знаний, то есть использование про-грамм, управляющих информацией и знаниями и обеспечивающих каждому сотруднику организации доступ к коллективным инновациям. Такие программы помогают сэкономить времени, которое работники выделяют на выполнение одной и той же работы, обеспечивают мгновенное подключение специалистов и базы знаний фирмы к решению проблем в любом месте. Компьютерные базы знаний облегчают доступ к знаниям работников и помогают компаниям работать в любой стране.

Успешное внедрение корпоративного портала обеспечивает организациям существенные конкурентные преимущества, связанные с производительностью и эффективностью труда, процессом принятия решений, распространением информации внутри компании, координацией деятельности сотрудников, а также эффективностью работы ИТ-систем. Существуют и другие преимущества: улучшение качества принимаемых решений, широкое использование экспертного опыта, распространение новой корпоративной культуры, рост удовлетворенности сотрудников своей работой и ряд других.

Достаточно эффективным инструментом развития организационного капитала являются инвестиции в подготовку менеджеров знаний, которые повышают эффективность управления знаниями. Организационный капитал зависит от желания людей добровольно делиться знаниями и опытом. Без высокой культуры командной работы и развитой системы мотивации, стимулирования и поощрения он работать не будет. Вместе с тем в организации необходима структура, которая будет отвечать за содержание фонда знаний, за технологию их использования. Все это относится к сфере деятельности менеджеров знаний.

Результатами развития организационного капитала могут быть экономия времени на выполнение одной и той же работы, мгновенное подключение специалистов и базы знаний фирмы к решению проблем в любом месте и в любой отрасли, повышение эффективности управления знаниями, автоматизация различных областей деятельности предприятий, организация эффективного взаимодействия между всеми участниками производственного процесса.

Одним из основных инструментов развития капитала взаимодействий является создание и совершенствование базы данных о клиентах и потребителях, их предпочтениях, вкусах, что выступает одним из факторов конкурентоспособности компании. Формирующийся таким образом капитал взаимодействий организации способствует повышению качества обслуживания потребителей.

В рамках развития капитала взаимодействий возможно создание альянсов с конкурентами или потребителями. При этом клиентский капитал увеличивается за счет получения информации о конкурентах или потребителях, о способах организации их бизнеса, неявных знаниях сотрудников.

Значительный вклад в развитие капитала взаимодействий привносит индивидуальный подход к потребителю. Наделенные большими полномочиями, потребители могут в большой степени увеличить объем информации компании-производителя в области рынка. Чтобы преобразовать эти знания в капитал взаимодействий нужно своевременно и чутко реагировать на пожелания отдельных клиентов, покупателей или заказчиков.

Это, в свою очередь, потребует полного отказа от массового производства или массового сбыта. Для развития капитала взаимодействий меньшее значение имеет рост числа потребителей, более значимым является углубление и распространение деловых контактов с постоянными клиентами. В этом смысле могут помочь дополнительные услуги, которые фирма может предложить специально для них.

Корпоративная репутация как составляющая капитала взаимодействий играет важную роль в его развитии. Организации с хорошей корпоративной репутацией и благоприятным имиджем значительно опережают своих конкурентов по объему продаж, привлечению инвестиций, найму лучших профессионалов и поддержанию доверия к себе. Кроме того, репутация является важным фактором эффективного управления. Поэтому крупнейшие международные корпорации уделяют огромное внимание созданию репутации и управления ею.

Развитие интеллектуального капитала организации и общества в целом — это крайне важная и актуальная тема в сложившихся современных экономических условиях. Повсеместное использование факторов интеллектуального капитала, эффективное внедрение в производство нематериальных активов позволит мировой экономике выйти на качественно новый уровень, приблизит социум к окончательному построению социально ориентированного общества. Капитализация интеллектуального потенциала организации поднимает эффективность ее функционирования и обеспечивает стабильное положение на рынке, предоставляя возможность с достоинством выдержать жесткую конкуренцию.

28. Современные методы и технологии развития организации.
(вопрос не доделан, т.к. данных не было найдено)

 

Организация ̶ структурная социально-экономическая система.

Развитие организации – это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение в заранее обозначенное время самой организации (ее целей, содержания, методов, форм организации производственного процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности.

 

29.​ Современные тенденции управления развитием социальных, социально-политических и экономических систем.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей, в качестве которой может выступать социальная группа, социальная организация и др. Элементы социальной системы – это люди, чье поведение обуславливается их социальными позициями (статусами) и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе; их индивидуальными качествами.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолировано, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т. е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Управление развития социальных систем представляет собой социальную политику государства. Так, деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу, называется социальной политикой.

Объектами социальной политики являются: положение классов и соци-альных групп, наций и народностей, отдельных семей, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния. Отсюда следует, что социальная политика — понятие довольно емкое. В широком смысле она должна охватывать все аспекты жизни общества: улучшение условий труда и быта, осуществление принципа социальной справедливости, социальная защита и социальные гарантии населения, проблемы занятости, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, совершенствование национальных отношений и пр.

Главная цель социальной политики — это повышение уровня качества жизни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами.

Управление развития социальных систем – одно из основных направле-ний государственной политики, которая осуществляется на основе следую-щих принципов:

ü определяется характером государственного устройства и соответствует целям политики государства;

ü формируется в контексте социальной структуры общества;

ü выступает в роли концепции социального развития страны;

ü неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (экономическая сфера общества в процессе своего функционирования обеспечивает социальную сферу необходимыми ресурсами);

ü представляет собой систему мер распределения ресурсов в интересах не только индивида, но и общества в целом;

ü разделяется на декларируемую и реальную (декларируемая политика провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп, а реальная социальная политика выражает интересы правящих групп).

Собственно, социальная политика, политика в узком смысле, состоит в перераспределении на основе действующего законодательства финансовых и иных ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства и т.д. с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем.

Однако сам процесс этого перераспределения по своему воздействию на социально-экономическую систему и эффективность её функционирования неоднороден.

Предметом управления развития социальных систем, как науки, являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Политическое руководство определяет цели социального развития общества, а комплекс мер по их реализации – важнейшая задача социальной политики.

Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную по-литику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повы-шением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального взаимодействия в обществе.

В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает всё население, отдельные граждане, социальные общности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан. Субъектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по её реализации.

Управление развития социальных систем проводится государством с ис-пользованием определяемых при его формировании различных, но взаимосвязанных механизмов.

 

30. Сбалансированное социально-экономическое развитие и его сущностные характеристики

 

Классификационный признак Типы устойчивости регионального развития
1.Направление развития региона -Экономическая устойчивость; -Финансовая устойчивость; -Социальная устойчивость; -Экологическая устойчивость; -Бюджетная устойчивость; -Комплексная устойчивость социально-экономического развития региона.
2 Характер формирования устойчивости -Устойчивость региона, сформировавшаяся естественным путем; -Устойчивость региона, сформированная посредством целенаправленного государственного регулирования; -Устойчивость региона, достигнутая в результате действия механизма государственно-частного партнерства.
3. Временной фактор -Долгосрочная устойчивость региона; -Среднесрочная устойчивость региона; -Краткосрочная устойчивость региона.
4. Роль субъективного фактора -Устойчивость, формируемая за счет исключительно объективных факторов; -Устойчивость, формируемая в результате субъективного взаимодействия; -Устойчивость региона, формируемая в результате синтеза объективных и субъективных факторов.
5Социальный эффект -Социально эффективная устойчивость развития региона; -Социально деструктивная устойчивость развития региона.
6 Возможность количественной оценки - Устойчивость, оцениваемая количественно при помощи экономико-математических методов; -Устойчивость, оцениваемая на основе синтеза экономико-математических и экспертных методов; - Устойчивость, уровень которой невозможно непосредственно оценить количественно.

 

Между тем можно выделить множество факторов, оказывающих влияние на уровень социально-экономического развития региона. Разделим их на 2 большие группы: группу внутренних и внешних факторов.

К внутренним (те, на которые органы управления могут оказать влияние, факторы, зависящие от региона) факторам можно отнести:

1.Социально-экономическую политику региональных властей.

2.Имеющийся социально-экономический потенциал.

3.Тип (уровень) социально-экономического развития региона.

4.Сложившуюся структуру экономики региона.

5.Степени освоенности территории.

6.Демографическая ситуация, социокультурные особенности населения (традиции и нормы), оказывающие влияние на доходы и занятость населения.

К внешним факторам, т.е. не зависящим от региона, социально-экономического развития региона можно отнести:

1.Естественные природно-климатические условия, территориально-географическое положение.

2.Крайне неравномерное размещение производительных сил.

3.Переход к экономике нового типа, вследствие чего происходит формирование нового геополитического пространства, меняется воздействие процессов глобализации.

4.Воздействие процессов глобализации на развитие России и включение ее на мировой рынок.

5.Социально-экономическая политика федеральных властей.

 

31. Условия, факторы и возможности сбалансированного управления развитием государства, общества, экономики и социально-трудовой сферы

Управление развитием составляет необходимую подсистему новой системы регулирования экономики, включающей индикативное планирование социально-экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики, механизмы стимулирования НТП и инновационной активности, другие инструменты государственной политики роста. Без активно функционирующей подсистемы развития меры по подъему инвестиционной активности и оживлению производства будут лишены целенаправленности, что может существенно снизить их эффективность.

В зависимости от национальной специфики, традиций и основополагающей парадигмы системы регулирования экономики формы и структура подсистемы развития могут существенно различаться. Они включают в себя законодательно оформленные процедуры индикативного планирования, выбора приоритетов национального социально-экономического развития, механизмы их реализации посредством целевых программ, государственных закупок, институтов развития, специально создаваемых организаций, планирования бюджета и государственного сектора. Целеполагание приоритетов социально-экономического развития оформляется в политических документах, как правило, имеющих форму докладов глав правительств. Реализация приоритетов осуществляется через целевые программы, государственный бюджет и законодательство. И хотя формально целостных индикативных планов может и не быть, фактически применяемый набор элементов планирования их замещает.

Политика развития должна включать в себя определение приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и приумножение научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, внешнеторговой и бюджетной политики, обеспечение их реализации за счет использования гарантий, осуществления целевых инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития, планирования бюджета и развития государственного сектора, регулирования инвестиционной и стимулирования инновационной активности. Полезным, а в наших условиях необходимым элементом такой политики должно быть индикативное планирование. Она должна органично включать научно-техническую и промышленную политику, включая политику реструктуризации предприятий, создавать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий и условия для выращивания национальных лидеров – локомотивов экономического роста.

Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития должны предшествовать принятию концепции структурной перестройки экономики на основе современных технологий, разработке и реализации федеральных программ по ее осуществлению. Определение приоритетов технико-экономического развития по основным направлениям НТП должно исходить из закономерностей долгосрочного роста и национальных конкурентных преимуществ. Обеспечение их реализации должно вестись посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства.

С научно-технической точки зрения выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования современного технологического уклада и своевременного создания заделов становления следующего.

С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую хозяйственную среду и условия развития деловой активности, инициировать ее рост в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать постоянный импульс роста предпринимательской деятельности.

С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль локомотивов роста для всей экономики.

С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

 

 

32. Возможности и проблемы сбалансированного регулирования современного социально-экономического развития.

 

Достижение устойчивого развития - одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми странами мира. Цель - обеспечить экономический подъем и одновременно защитить ресурсную базу и окружающую среду с учетом интересов будущих поколений. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность выходных (конечных) параметров развития производственных, социальных и экономических показателей.

При этом к пониманию устойчивости экономического развития можно подходить двояко.

1 Поддержание стабильности заданного уровня каких-либо конечных экономических показателей. В этом случае речь идет о стабилизационной устойчивости.

2 Поддержание стабильности приростных, предельных показателей экономического роста, например поддержание определенных темпов ежегодного прироста ВВП или поддержание инфляции в заданных пределах. В данном случае речь идет о динамической устойчивости.

Понятие устойчивости социально-экономического развития связывается с удовлетворением конечных результатов воспроизводства - материальных и духовных потребностей населения. В соответствии с этим устойчивость воспроизводства рассматривается как социально-экономическое понятие и определяется в виде системы экономических отношений, обеспечивающей непрерывное поддержание стабильности или экономического роста в условиях оптимальной пропорциональности при минимальных затратах и экологической безопасности, способствующей более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения страны и ее регионов.

Устойчивое развитие экономики в каждой стране и отдельном регионе наряду с общими законами функционирования и развития имеет специфические особенности, определяемые условиями производства, ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т.д. В период экономического подъема начинается оживление всех составляющих производства, формируется устойчивый уровень спроса, предопределенный растущим уровнем жизни. При этом следует отметить, что достижение подъема экономики имеет свою цену и определенные негативные последствия. В этой связи искусство достижения устойчивости состоит в выборе оптимальных приоритетов и соответствующей стратегии достижения цели.

Устойчивое развитие как ключевое понятие включает два основных признака: во-первых, выживание и неопределенно долгое развитие цивилизации (общества) и, во-вторых, сохранение окружающей природной среды, прежде всего биосферы. Таким образом, устойчивое развитие - это гармоничное (сбалансированное) развитие общества и окружающей его природной среды.

Ядром системы устойчивости развития выступает подсистема воспроизводства качественных ресурсов, главным среди которых является человеческий потенциал. Если исходить из общих позиций, то устойчивое развитие следует понимать как развитие, учитывающее равновесие интересов настоящего и будущих поколений. Следовательно, основу формирования концепции устойчивого развития должна составлять идея динамично сбалансированного взаимодействия экономической, социальной и экологической сфер общественного развития. При этом социально-экономическая основа устойчивого развития предопределяет реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направленных на:

• борьбу с нищетой и бедностью;

• изменение структуры потребления; регулирование роста населения;

• сохранение здоровья человека;

• содействие устойчивому развитию регионов.

С категорией устойчивости тесно связана категория стабильности, которая характеризует неизменность, постоянство какого-либо параметра динамики развития. В экономической теории и практике это весьма важная характеристика экономического показателя. Между тем категория устойчивости социально-экономического развития более емкое и фундаментальное экономическое определение. Она включает понятие стабильности, в частности стабильности основных социально-экономических и экологических показателей хозяйственной системы. Вместе с тем устойчивость экономического развития подразумевает также и комплекс условий, факторов и мер регулирующего воздействия, обеспечивающих за счет экономического равновесия стабильность конечных показателей.

Основу устойчивости составляет экономическое равновесие, которое выступает важнейшим условием эффективного функционирования и развития любой экономической системы. Достижение, в частности, рыночного равновесия спроса и предложения зависит от множества факторов. В формировании устойчивости производственной системы исключительно важен внутренний спрос. Речь идет, прежде всего, о платежеспособном спросе, ибо именно он стимулирует или сдерживает рост производства и потребления. Формированию устойчивости спроса способствует наличие емкого рынка.

Во-первых, постоянно растущий спрос при емком рынке позволяет при больших объемах производства экономить на издержках и затратах при сбыте продукции. Во-вторых, размер рынка наиболее важен для формирования конкурентных преимуществ в отраслях, связанных с использованием НИОКР. Но он по-настоящему становится преимуществом только тогда, когда стимулирует инвестиции, реинвестиции и динамизм производства. В-третьих, емкий рынок - наличие определенного числа независимых покупателей, а не двух-трех доминирующих, что создает дополнительные стимулы и возможности для инноваций. В-четвертых, увеличивающийся спрос создает лучшие предпосылки для его более раннего выявления и, соответственно, раннего насыщения теми фирмами, которые оказались оперативнее других.

Важнейшим условием установления и поддержания устойчивости рыночного обращения является образование необходимого товарного запаса, постоянный контроль за его структурой, состоянием, скоростью оборота, издержками по его содержанию. Постоянство и непрерывность расширенного воспроизводства требуют, чтобы средства производства и продукты труда в их движении образовывали запас. Устойчивым может быть признано производство, имеющее незначительные колебания по годам или сезонам, гасящее их за счет оптимальных запасов. В то же время если растущие объемы производства не удовлетворяют разумные потребности, такое производство вряд ли можно признать устойчивым. Проблема устойчивости развития тесно связана с национальной безопасностью. Разработка любой программы эколого-экономической безопасности должна строиться, исходя из общей концепции перехода страны и её регионов на путь устойчивого развития. И это предполагает усиление роли государственного регулирования процесса устойчивого социально-экономического развития.

Целью государственной экономической политики выступает достижение внутренней и внешней устойчивости системы. При этом внутренняя устойчивость предполагает такое состояние экономики, которое характеризуется стабильностью производства, цен, занятости и поддержанием определенного уровня жизни. Под внешней устойчивостью системы следует понимать устойчивость платежного баланса, положительное внешнеэкономическое сальдо, стабильное состояние золотого запаса страны. Таким образом, государственное регулирован


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: