Экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты управления экономическими системами.
Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.
Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.
Организационно - технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.
Социально-трудовая система – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов социально-трудовой системы в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.
При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.
Элементы системы социально-трудовых отношений:
▪ субъекты социально-трудовых отношений;
▪ уровни социально-трудовых отношений;
▪ предметы социально-трудовых отношений;
Субъекты социально-трудовых отношений
К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.
Наемный работник - это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.
Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).
Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.
Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:
▪ индивидуальный и коллективный;
▪ государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.
Предметами социально-трудовых отношений являются различные аспекты трудовой жизни человека и организации.
К ним относятся:
▪ организация и эффективность труда;
▪ наем-увольнение;
▪ оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения;
▪ кадровая политика организации и т.д.
12. Менеджмент, его основные характеристики и особенности.
"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление"и "менеджмент"употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".
Слово "менеджмент"обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией. Эти организации управляются определенным образом. Общие закономерности, принципы и методы управления организациями составляют предмет науки общего менеджмента.
Слово "менеджмент"имеет вполне устоявшуюся практику его употребления в английском языке. Словарь У.Коллинза дает два основных смысла этого слова:
• процесс управления (например: "Менеджмент в условиях неопределенности - очень сложное занятие");
• группа людей, составляющих орган управления (например "Менеджмент данной компании в основном состоит из выпускников столичного университета").
Оксфордский словарь предлагает более широкую трактовку слова "менеджмент":
• административные навыки и умение особого рода;
• искусство управления;
• способ обращения с людьми; орган управления и люди, его составляющие.
Современная практика употребления термина "менеджмент"в русском языке охватывает три его основных значения:
• процесс управления людьми в организациях;
• наука управления;
• орган управления и люди, его составляющие.
Общий менеджмент изучает общие принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивация, лидерство), реализуемые применительно к самым разным объектам управления. Так, например, стандартные функции управления, или менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), встречаются в жизни любой организации – и в армейском подразделении, и на предприятии, и в коммерческой фирме, и в гос. учреждении, и в различных неформальных организациях.
Специальный менеджмент рассматривает управление объектами с учетом их специфики, например, менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент. В рамках специального менеджмента можно рассматривать более детальное дробление, выделяя все более специфические объекты управления. Так, например, в рамках муниципального менеджмента можно отдельно и более подробно рассматривать и изучать менеджмент переработки мусора (управление сбором и утилизацией бытовых отходов), управление городскими финансами, управление городской собственностью.
Специальный менеджмент может рассматривать также и управление специфическими процессами, ресурсами, уровнями или отдельные аспекты управления. Например, широко известны такие виды специального менеджмента, как стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Построение египетских пирамид, функционирование государства шумеров со сложной системой налогообложения, организация военных походов во времена Александра Македонского или в Древнем Риме были бы невозможны без соответствующих комплексных управленческих воздействий. Любое древнее государство предполагало стройную систему управления.
Становление теории менеджмента проходило постепенно; отдельные фрагменты этой теории можно найти в Библии, Коране, трудах Конфуция, Платона, Макиавелли, а также в трудах теоретиков военной науки нового времени. Современная целостная теория менеджмента - относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в XX столетии.
13. Государственное регулирование в развитии рыночной экономики: цели, задачи и приоритеты. Организационная структура государственного управления.
Основные цели государственного управления и регулирования:
• Законодательная политика.
• Фискальная политика (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
• Регулирование внутреннего рынка
• Регулирование внешней торговли.
• Регулирование развития социально-трудовой сферы.
• Регулирование распределения доходов.
• Социальная защита и социальное страхование (пенсионное обеспечение) населения.
Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками, исходя из интересов определённых социальных групп.
Причины регулирования:
• Наличие частного и общественного характера производства.
• Необходимость более справедливого распределения общественных благ (образование, здравоохранение, социальная защита населения, охрана окружающей среды и др.)
• Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы).
• Укрепление безопасности и обороноспособности страны.
• Необходимость развития научно-технического прогресса.
• Тенденция к монополизации.
• Наличие международной конкуренции.
• Преодоление кризисных явлений в экономике.
Методы регулирования разделяются на:
• Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
• Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
• Внешнеэкономическое регулирование.
Формы регулирования:
• Государственные целевые программы (социальные)
• Прогнозирование
• Моделирование ситуаций
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
• Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
• Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
• Законодательная политика
• Социальная политика
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
Причины регулирования:
• Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)
• Наличие частного и общественного характера производства.
• Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)
• Научно-технический прогресс
• Тенденция к монополизации
• Наличие международной конкуренции.
Организационная структура государственного управления представляет собой определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь людей, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственного воздействия и поддержание жизнедеятельности самого субъекта управления.
Критерии, которые позволяют группировать органы управления. К таким критериям относятся:
• Территориальный масштаб компетенции. На его основе выделяют: федеральные (центральные) органы, субъектов федерации и их местные органы, а также органы местного самоуправления.
• Соподчиненность органов между собой. Это позволяет разделить органы на вышестоящие и нижестоящие.
• Порядок образования. Такое основание классифицирует органы на образуемые (вышестоящим органом в пределах его компетенции) и избираемые (населением или представительным органом).
• Характер и содержание полномочий приводит к разделению органов управления на органы общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции.
• Порядок разрешения вопросов компетенции разделяет органы коллегиального и единоличного управления.
• Источник финансирования служит способом выделить бюджетные органы и внебюджетные, экономически самостоятельные.
14. Государство как субъект управления и регулирования общественных и экономических процессов. Цели и основные задачи государственного регулирования социальной и социально-трудовой сферы. Приоритеты современной социальной политики.
Объекты управления и регулирования: экономика, общество, социально-трудовая сфера.
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп.
В качестве инструментов социальной политики используются социальное законодательство, гарантии, социальные стандарты (минимальный потребительский бюджет; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий, пособий, стипендий), потребительские бюджеты и другие рычаги.
Основные направления социальной политики:
• Реформирование образования
• Реформирование здравоохранения
• Политика в сфере культуры
• Развитие физической культуры и спорта
• Социальная поддержка населения
• Пенсионное обеспечение и страхование
• Трудовые отношения и занятость населения
Задачи государственного регулирования социальной сферы:
• гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы;
• создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни (обеспечение качества и доступности образования, медицинских услуг, жилья, повышение зарплат бюджетников и устойчивости пенсионной системы, эффективности сферы социальных услуг;
• обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения;
• обеспечение рациональной занятости в обществе;
• снижение уровня криминализации в обществе;
• развитие отраслей социального комплекса, таких как образование, здравоохранение, наука, культура и т. д.;
• обеспечение экологической безопасности страны.
Цель гос. регулирования социально-трудовой сферы: улучшение ситуации на рынке труда, в области оплаты труда, охраны труда и социальной защиты, защиты наемных работников, развитие социального партнерства.
Приоритеты современной социальной политики:
• повышение доходов населения в увязке с темпами экономического роста;
• создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
• улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
• развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
• создание эффективного цивилизованного рынка труда;
• обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
• создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
15. Корпоративный менеджмент. Управление развитием организации.
Корпоративное управление (менеджмент) — профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, направленное на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Можно выделить несколько отличительных признаков корпоративного менеджмента как типа управления:
1. Акционерная собственность. Она порождает компромисс интересов, сводимых к общей цели, позволяет создать механизм демократического решения основных проблем и в соответствии с этим выбрать такие организационные формы управления, которые мотивировали бы интеграционные процессы в организации.
2. Организационная интеграция, «подпитываемая» определенным видом организационного поведения персонала и демократическим стилем управления.
3. Внешняя среда, которая служит фактором «признания» целостности организации и ее особых качеств как корпорации.
4. Отношение персонала к организации (фирме), позволяющее более успешно оперировать приоритетами управления.
5. Корпоративная культура, «скрепляющая» все перечисленные факторы и выражающаяся в комплексе таких характеристик, как установки, ценности, интересы, привычки, социальные нормы поведения, традиции, ограничения, ожидания и опасения.
Ключевая задача Корпоративного управления (КУ) – это защита участников корпоративных отношений от потенциального произвола (неэффективной деятельности) наемных менеджеров.
КУ можно свести к трем важнейшим направлениям:
· управление собственностью или пакетом акций;
· управление производственно-хозяйственной деятельностью;
· управление финансовыми потоками.
Главная функция КУ – предупреждение и разрешение конфликтов внутри компании, что является залогом ее выживания в агрессивной конкурентной среде.
Предмет КУ – система отношений между органами управления и должностными лицами корпорации, а также другими заинтересованными лицами, вовлеченными в управление данного юридического лица.
Объект КУ – учредители, акционеры, дочерние компании, бизнес-единицы, центры финансовой ответственности, производственные и прочие подразделения корпорации, а также заинтересованные группы.
Субъект КУ – совет директоров, штаб-квартира и т.п.
Система КУ – это организационная модель, с помощью которой корпорация должна представлять и защищать интересы своих акционеров.
Механизм КУ – совокупность экономических, организационных, правовых и прочих форм и методов, позволяющих осуществлять контроль над деятельностью корпорации (участие в совете директоров, враждебное поглощение, получение полномочий по доверенности от акционеров, банкротство).
Управление развитием организации — это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности персонала организации по наращиванию ее производственного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов деятельности.
Для того чтобы управление развитием организации было эффективным, система внутриорганизационного управления должна отвечать определенным требованиям. Она должна обеспечивать:
• высокую информированность о потенциально возможных нововведениях;
• полноту выделения актуальных проблем;
• рациональность выбора общей и частных целей;
• интегрированность целей;
• реалистичность планов достижения целей развития;
• заинтересованность персонала в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности;
• контролируемость преобразовательных процессов.
16. Современное управление в сетевых организациях и структурах.
Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний ("внутренние рынки") вызвало к жизни новый тип структур - сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды.
В качестве примеров действующих сетевых организаций можно назвать следующие:
1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).
2. Сетевая организация в районах ("долинах") с малыми производственными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компании, такие, как "Бенеттон") или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).
3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. Эти формы включают хорошо известные азиатские "keiretsu" (коммерческие объединения) и кооперационные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, "Вольво"в Швеции).
4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.
Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков:
Во-первых, фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи.
Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы - не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в ценностной цепи.
В-третьих, хотя подрядные сетевые организации были частным явлением, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.
В-четвертых, в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы - производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.
Основные достоинства сетевой структуры организации:
1) конкурентоспособность на мировом уровне;
2) гибкое использование рабочей силы;
3) высокая адаптивность к требованиям рынка;
4) сокращение числа уровней иерархий (2–3 уровня) и, соответственно, потребности в управленческом персонале.
Основные недостатки сетевой структуры организации:
1) отсутствие непосредственного контроля за деятельностью компании;
2) возможность нежелательной утраты участников группы (если субподрядчик отходит от дел или его предприятие терпит банкротство);
3) низкая лояльность сотрудников.
17. Методы управления и их классификация.
Метод – это регулятивная норма, способ, прием решения задачи теоретического или практического характера.
Классификация – это многоступенчатое деление чего-либо по определенным критериям.
Методы управления классифицируются по различным критериям:
1) по масштабам применения метода – общие, которые относятся ко всей системе и особые, которые обращены к отдельным частям управленческой системы или к внешней среде и ее субъектам (потребители, посредники, конкуренты)
2) по отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии.
3) по роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организации, которые формируют, упорядочивают, стабилизируют, развивают организацию данную организацию;
4) по уровню опосредованности воздействия – прямые и косвенные;
5) по уровню универсализации различных знаний – методы, теории, практики управления;
6) по управленческим функциям, которые позволяют осуществлять методы управления: методы планирования, анализа, мотивации и контроля.
7) по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которая требует решение.
Традиционная общепризнанная классификация группирует методы управления по характеру воздействия:
Административные методы управления (организационно-административные или организационно-распределительные) – это методы, реализуемые путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.(приказы, устав, инструкции, правила и тд.)
Экономический метод управления предполагает воздействие с помощью цен, оплаты труда, прибыли, налогов, кредита и многих других экономических рычагов на интересы сотрудников с целью создания эффективного механизма работы.
Социально – психологические метод. Сущность таких методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников добиться эффективной работы. Они предполагают использование моральных стимулов, образов и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. (убеждение, внушение, демонстрация примеров поведения)
Также в управлении широко применяются общенаучные методы:
• Наблюдение
• Эксперимент
• Анализ
• Синтез
• Дедукция
• Сравнение
• Оценка и тд.
18. Культура организации. Роль культуры организации в организационном развитии.
Термин " культура "произошел от латинского слова culture и означает "возделывание, образование, воспитание". Он начал применяться в качестве научного в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII в. - века Просвещения. Функция термина "культура"в научном языке изначально относилась к сфере развития "человечности", "человеческой природы", "человеческого бытия", "человеческого начала" - в противоположность природному, стихийному, животному бытию. В этом случае невозможно переоценить значение культуры применительно к процессу активизации человеческого ресурса в новых экономических условиях.
Культура организации (организационная культура, корпоративная культура) – это не только оригинальная смесь ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, но и вся среда обитания организации, присущий ей стиль отношений и поведения. Культура организации - это хорошо согласованная совокупность организационных, управленческих, технологических и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития управленческой деятельности и управленческих знаний.
Распространяющаяся в настоящее время в мире теория корпоративной культуры является вариантом соединения японского и американского стилей управления.
Основное назначение культуры организации - создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного "мы".
Функции культуры организации:
1. Охранная функция. Культура представляет собой своеобразный барьер для нежелательных тенденций и отрицательных явлений внешней среды, нейтрализует негативное воздействие внешних факторов.
2. Интеграционная функция. Прививая определенную систему ценностей, организационная культура создает у работников ощущение равенства всех членов коллектива, что позволяет каждому:
• лучше осознать цели фирмы;
• приобрести благоприятное впечатление о фирме, в которой он работает;
• ощутить себя членом единого коллектива и определить свою ответственность перед ним.
3. Регулирующая функция. Культура организации включает в себя неформальные, неписаные правила поведения работников. Эти правила определяют последовательность выполнения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т.д.
4. Замещающая функция. Корпоративная культура способна эффективно замещать официальные механизмы и уменьшать поток информации и распоряжений руководства. Так сокращаются издержки управления, потому что многие его элементы не требуют специальных усилий и затрат.
5. Функция адаптации. Наличие культуры организации облегчает адаптацию работника к организации и организации к работнику. Адаптация достигается совокупностью мер, называемой социализацией.
6. Образовательная и развивающая функция. Культура всегда связана с образовательным, воспитательным эффектом. Фирмы похожи на большие семьи, поэтому руководство должно заботиться об образовании своих работников. Результат таких усилий - приращение навыков и знаний работников, которые фирма может использовать для достижения своих целей.
7. Функция управления качеством. Качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.
8. Функция ориентации на потребителя.
9. Функция регулирования партнерских отношении. Культура организации развивает и дополняет нормы и правила поведения, выработанные экономической культурой рынка.
10. Функция приспособления организации к нуждам общества. Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности фирмы.
В чем проявляется организационная культура:
1. Внешняя обстановка, интерьер. О многом говорит архитектура. Классические фасады, мраморные холлы офисов рассматриваются как признак консерватизма, солидности, респектабельности. Некоторые так увлекаются видимой стороной респектабельности, что забывают о клиентах.
2 .Корпоративная литература. Брошюры, проспекты и другой рекламный материал, который выпускает компания, тоже очень показательны. Они несут в себе информацию о культурных ценностях компании. Ежегодные отчеты, а также ведомственная (внутрифирменная) газета показывают, на что ориентирована компания - на клиента либо на конечный результат.
3. Отношение к клиентам. Степень культуры организации можно без труда оценить, выступив в качестве ее клиента. Достаточно несколько минут провести в приемной руководителя или обратиться с письмом в фирму.
4. История компании. Почему она возникла и в чем причины ее успеха? Какие люди в ней работают и кто является героем? Каковы перспективы развития организации и что для этого надо? Кто стоит во главе компании, какой стиль поощряется, за что вознаграждают?
5. Мобильность. В каком возрасте работники получают повышение по службе? В какой степени ценится стаж работы? Учитываются ли консерватизм и традиции?
6. Что и как говорят о компании Публикации в СМИ, рассказы, легенды, слухи, мифы и т.д.
Основные элементы культуры организации:
• организационные ценности;
• нравственные принципы и деловая этика (как важнейший компонент культуры организации!);
• методы мотивации работника;
• организация труда и способы контроля;
• стиль руководства;
• пути разрешения конфликтов, поведение в ситуации кризиса;
• коммуникационная система, язык общения.
Примеры:
1.Если говорить об одежде, то, к примеру, в IBM существует неписаный кодекс ношения одежды (мужчины и женщины всегда носят деловые костюмы, белые рубашки и неброский галстук). Так демонстрируется серьезность отношения к делу.
2.Знаки отличия, статуса информируют о престиже, на который имеет право личность. (Во многих даже российских корпорациях принято в течение первого часа с момента назначения на новую должность менять табличку на кабинете менеджера).
18. Культура организации. Роль культуры организации в организационном развитии.
Культура организации представляет собой совокупность правил и норм деятельности, ценностей, обычаев и традиций, обеспечивающих упорядоченное и согласованное функционирование организации.
Функции:
o Охранная функция - создание барьера для нежелательных, губительных тенденций, проникающих из вне.
o Сущность интегративной функции сводится к тому, что прививая всем работникам определенную систему ценностей, у них происходит осознание и ощущение себя частью единого и дружного коллектива.
o При помощи регулятивной функции вырабатывается регламент, правила поведения членов организации.
o Замещающая функция происходит в результате ограничения роли главы компании и распределения задач между функциональными руководителями.
o Функция адаптации помогает новым работникам влиться в коллектив.
o Образовательная функция. Руководство организации должно вкладывать большие усилия в образование своих работников, так как полученные сотрудниками знания и навыки можно применить для достижения поставленных задач.
o Функция управления качеством состоит в том, чтобы качественная работа и рабочая среда вели к достижению высокого результата.
Типы культуры (одна из типологий):
• Ролевая культура – четко определена позиция работника в кадровой иерархии.
• Культура власти и силы – центральной фигурой является лидер, чьей авторитет считается непоколебимым.
• Звездная культуры – возвышение личных достижений человека.
• Командная культура – решения принимаются в коллективе, присущ принцип сплоченности и взаимоответственности.
Компоненты:
• Организационный климат
• Ценностные ориентиры
• Стиль управления
• Личностные характеристики персонала
• Экономическая культура (информационное обеспечение, миссия и цели организации)
Организационная культура играет основополагающую роль в установлении эффективной системы коммуникаций и тем самым значительно сокращает издержки, связанные с информацией; благодаря данному феномену возможна эффективная и результативная работа предприятия. Успех корпорации определяется (помимо всего прочего) нравственными принципами, по которым живет компания, ее общей культурой и духовным миром. Чем сильнее орг культура, тем меньше времени уделяется развитию формальных правил, а больше выполнению задач организации. Культурой организации обуславливается «гибкость» предприятия, что позволяет постоянно формировать новые цели и ценности, пересматривать систему регулирования отношений, использовать новые стратегии при изменении условий внешней среды.
Культура организации оказывает огромное влияние на развитие, так как именно в соответствии с ней регулируется поведение членов организации, их трудовая активность, уровень мотивации, выбирается стратегия управления. КО способствует внутренней (создание коллективного «мы») и внешней (взаимодействие с др компаниями) интеграции организации, что влияет на конечные результаты ее деятельности.
19. Стиль руководства. Теории лидерства и типы лидеров.
Стиль руководства – устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, а также комплекс его индивидуальных черт, проявляющихся в отношениях с подчиненными.
Выделяют 3 основных стиля руководства (лидерства).
• Авторитарный стиль характеризуется жестким единоличным принятием лидером всех решений, постоянным контролем за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как личности. Инициатива сотрудников подавляется, что приводит к нежеланию выполнять свою работу, пассивности и незаинтересованности в конечном результате. За счет постоянного контроля этот стиль обеспечивает хорошие результаты по следующим критериям: прибыль, производительность, качество продукции.
Делится на 4 стиля:
− патриархальный строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Руководитель – отец.
− харизматический основан на вере в особые, уникальные качества руководителя.
− автократический проявляется в крупных организациях. Отличается от вышеупомянутых слабостью личных контактов между руководителем и подчиненным.
− бюрократический стиль характеризуется максимальной формализованностью отношений, представляет собой крайнюю форму регламентирования поведения сотрудников с помощью многочисленных должностных инструкций.
• При демократическом стиле все управленческие решения подлежат коллективному обсуждению, учитывается мнение каждого сотрудника. Такой лидер доверяет своей команде, поощряет их инициативу и творческий подход. Руководитель проявляет интерес к личности сотрудника, учитывает их потребности, интересы и особенности. Демократический стиль способствует достижению высоких производительных результатов, созданию благоприятного микроклимата и сплоченности коллектива.
• Третий стиль, либеральный, приводит к наиболее низким результатам&Формула данного стиля: «максимум демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального согласия не пытаются достичь) и «минимум контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией). Безынициативность и невмешательство лидера в процесс работы становится причиной неудовлетворенности людей своей работой, скрытых и явных конфликтов вследствие разобщенности коллектива и неблагоприятного психологического климата в нем.
Лидерство – тип управленческого воздействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Теории лидерства:
1. Подход с позиции личных качеств объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств (честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности).
2. Поведенческий подход рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным. Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства (см. выше). Лидерство при таком подходе может быть ориентировано на взаимоотношения с подчиненными (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала) и на результат (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных).
3. Ситуационный подход утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик. Они указывают на отсутствие единого универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в зависимости от ситуационных факторов. Таким образом выделяют 4 стиля лидерства: директивный (высокая ориентация на задачу и низкая на людей), коммуникационно - директивный (помимо задания дается ин-ция, с помощью которой можно иным способом выполнить работу), стиль участия (одинаково высокая ориентация на задачу и людей), стиль делегирования (дается краткое описание задания, путь решения выбирает работник).
Существуют и современные подходы к изучению лидерства:
1. Харизматическое лидерство имеет отношение к представлению последователей о том, что лидер способен оказывать на подчиненных чрезвычайно сильное воздействие.
2. Трансформационное обычно рассматривается как коллективный процесс, предполагающие действия лидеров на разных уровнях и в разных подразделениях организации. Характеризуется харизмой, вдохновением, интеллектуальным подъемом и уважением к личности.
Типы лидеров:
1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Умеет убеждать, склонен поощрять; в результате люди стараются работать лучше.
2. Лидер-творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.
3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек.
4. Лидер-дипломат. Опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей.
5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
По содержанию различают:
• лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
• лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
• лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.
По стилю различают: (см. стили руководства)
• Авторитарный стиль лидерства
• Демократический стиль лидерства
• Пассивный (либеральный) стиль лидерства
По характеру деятельности различают:
• Универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
• Ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Политические лидеры:
• Лидер-знаменосец – идейный вдохновитель, вождь народных масс. Такой лидер самостоятелен, критичен в оценках действительности, знает, как исправить ситуацию;
• Лидер-служитель прежде всего стремится обеспечить интересы выдвинувшей его группы сторонников.
• Лидер-торговец окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества.
• Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в кризисных ситуациях. Он эффективно действует согласно «обстановке»; быстро решает самые насущные проблемы.
20. Основные виды обеспечения систем управления. Информационное
и информационно-аналитическое обеспечение управления.
Составными структурными частями САПР (система автоматизированного проектирования) являются подсистемы. Подсистема САПР – часть САПР, обеспечивающая получение законченных проектных решений и соответствующих проектных документов. По назначению подсистемы разделяют на проектирующие и обслуживающие.
Проектирующие подсистемы имеют объектную ориентацию и реализуют определенный этап проектирования или группу непосредственно связанных проектных задач (проектирование технологических схем, аппаратов ит.д.). Обслуживающие подсистемы имеют общесистемное применение и обеспечивают поддержку проектирующих подсистем, а также оформление, передачу и вывод полученных в них результатов (автоматизированный банк данных, подсистемы документирования, прочностные расчеты, расчеты теплофизических свойств веществ и материалов).
Составными функциональными частями САПР являются математическое, лингвистическое, информационное, программное, техническое, методическое и организационное обеспечения.
1 уровень – техническое обеспечение. Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих технических средств.
2 уровень – информационное обеспечение – совокупность сведений, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования. Основная его часть – автоматизированные банки данных, состоящие из БД, БЗ, САПР и СУ.
3 уровень – программное обеспечение – совокупность машинных программ, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования.
4 уровень – организационно-методическое – совокупность документов, устанавливающих состав проектной организации и ее подразделений, связи между ними и их функции.
5 уровень – лингвистическое – совокупность языков проектирования, включая термины и определения, правила формализации естественного языка и методы сжатия и развертывания текстов.
6 уровень – математическое обеспечение – совокупность математических методов, математических моделей и алгоритмов проектирования.
7 уровень – концептуальное – совокупность универсальных мировоззренческих концепций, отражающих цели развития системы.
Т е х н и ч е с к о е обеспечение САПР составляют ЭВМ и периферийное оборудование. К этому виду обеспечения относят также используемые в САПР измерительные приборы, устройства организационной техники.
М а т е м а т и ч е с к о е обеспечение САПР включает математические модели проектируемых объектов, методы и алгоритмы выполнения проектных процедур. Основу математического обеспечения составляют алгоритмы. Элементы – принципы построения функциональных моделей, методы численного решения алгебраических и дифференциальных уравнений, постановки экстремальных задач, методы поиска экстремума.
П р о г р а м м н о е обеспечение (ПО) САПР представляет собой совокупность всех программ и эксплуатационной документации к ним, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования. ПО совместно с информационным являются звеньями, связывающими все виды обеспечения САПР в единую систему проектирования.
Программное обеспечение состоит из двух составных частей – из общего (общесистемного) и специального (прикладного). Общесистемное ПО обычно создается для многих приложений и специфику САПР не отражает. Оно служит для организации, планирования и управления вычислительным процессом (в том числе включает в себя операционные системы ЭВМ). В специальном (прикладном) ПО реализуется математическое обеспечение для непосредственного выполнения проектных процедур. Эти прикладные программы необходимы группе пользователей, занимающихся автоматизированным проектированием в конкретной проблемной области.
И н ф о р м а ц и о н н о е обеспечение. Основа - данные, которыми пользуются проектировщики в процессе проектирования непосредственно для выработки проектных решений. Эти данные могут представлены в виде тех или иных документов на различных носителях, содержащих сведения справочного характера о материалах, комплектующих изделиях, ГОСТах, типовых проектных решениях, параметрах элементов, сведения о состоянии текущих разработок в виде промежуточных и окончательных проектных решений, структур и параметров проектируемых объектов и т.п.
Основная часть информационного обеспечения – банк данных, представляющий собой совокупность средств для централизованного накопления и коллективного использования данных в САПР. Банк данных состоит из базы данных и системы управления базой данных.
База данных – сами данные, находящиеся в запоминающих устройствах ЭВМ и определенным образом структурированные.
Система управления базой данных (СУБД) – совокупность программных средств, обеспечивающих функционирование данных.
Л и н г в и с т и ч е с к о е обеспечение САПР представлено совокупностью языков для записи алгоритмов (языки программирования), описания исходных данных и результатов, обмена информацией между проектировщиком и ЭВМ в процессе проектирования (языки проектирования), включая термины и определения.
М е т о д и ч е с к о е обеспечение САПР. Под методическим обеспечением (МеО) САПР понимают входящие в ее состав документы, регламентирующие порядок ее эксплуатации. Причем, документы, относящиеся к процессу создания САПР, не входят в состав методического обеспечения. Так как документы МеО носят в основном инструктивный характер и их разработка является процессом творческим, то о специальных способах и средствах реализации данного компонента САПР говорить не приходится.
О р г а н и з а ц и о н н о е обеспечение САПР – совокупность положений, устанавливающих состав и функции подразделений проектной организации, и другие документы (приказы, инструкции штатные расписания, квалификационные требования, документы, регламентирующие организационную структуру подразделений проектной организации и взаимодействие подразделений с комплексом средств автоматизированного проектирования).
Информационное обеспечение:
1) обеспечение фактическими данными управленческих структур;
2) использование информационных данных для автоматизированных систем управления;
3) использование информации для обеспечения деятельности различных потребителей (организаций, ученых, художников, писателей, журналистов и т. д.).
Обеспечение информацией управленческих структур (государства, корпораций, организаций) производится, прежде всего, за счет организаций, специально занимающихся сбором данных (государственные органы статистики, научные центры различного типа), большую роль в информационном обеспечении управленческих структур играют средства массовой информации, которые не только представляют большой массив информации, но и формируют на ее основе общественное мнение, воздействующее на управленческие решения. Вторым важным направлением информационного обеспечения является формирование информационных данных для автоматической системы управления (асу), вводимая в систему асу информация является необходимым элементом всей системы, без которой невозможно математическое, техническое, организационно-правовое ее функционирование, информация, вводимая в систему, ее пред машинная обработка - основа современных автоматизированных информационных систем.
Третье направление информационного обеспечения связано с удовлетворением информационных запросов потребителей самого разнообразного типа: как организаций, учреждений, так и отдельных лиц, в этом случае в качестве информационного обеспечения выступают не только статистические данные, данные социологических опросов, данные архивов и пр. официальных учреждений, но и такие типы информации, как книжные и журнальные публикации, научные отчеты, диссертации и пр. наиболее распространенной формой этого типа информационного обеспечения являются библиотеки, а в современных условиях все большее значение приобретают службы и центры анализа информации (например, в России - всероссийский институт научной и технической информации, всероссийский научно-технический информационный центр и др. информационные службы).
В реестре современных информационных технологий существенное значение имеют системы управления базами данных (СУБД). Каждая из них представляет собой пакет программ, предназначенных для того, чтобы обеспечить системный, интегрированный и гибкий подход к организации данных и доступ к ним, в том числе и в масштабах целого ведомства. Например, Министерство труда и социального обеспечения может обзавестись единой базой данных, которая будет содержать сведения и файлы на всю клиентуру, хотя клиенты подразделяются на более чем два десятка различных категорий по характеру обеспечения, а сотрудники этого ведомства специализируются на работе с определенными группами клиентов.
Среди новейших информационных технологий, используемых в целях совершенствования управленческой деятельности и повышения ее эффективности, значительная роль принадлежит автоматизации офисных операций. Она представляет собой результат применения современных достижений в области технологии производства и использования микросхем, а также разработки продуктов и в сфере телекоммуникаций. Наиболее распространенные технологии офисной автоматизации - это текстовые редакторы, электронная почта, факсимильная связь, автоматизированные рабочие места и технологические возможности проведения телеконференций. Возьмем к примеру, текстовый процессор. Он сокращает время, необходимое для черновой подготовки, редактирования, копирования и распечатки текста; распространения и сортировки по файлам текстов материалов. Текстовый процессор совершает обработку текстов; подключаясь к нескольким дисплеям и принтерам, рассредоточенным по всему учреждению, создает возможность доступа к тексту всех сотрудников учреждения.
Электронная почта, используемая для коммуникационных взаимодействий, помогает избежать телефонной "некомпетентности", когда один из участников коммуникации отсутствует на месте. В этом заключено важное преимущество, если учесть, что только около одной трети телефонных звонков действительно приводят к контакту с требуемым абонентом. Кроме того, электронная почта дает возможность менеджерам извлекать предназначенные для них сообщения в удобное для них время. Кстати, у менеджеров появляется возможность тиражировать и направлять одно и то же сообщение сразу многим заинтересованным лицам.
Факсимильные аппараты работают как фотокопировальные машины, но используют широкомасштабные телекоммуникационные сети. Документы с их помощью могут передаваться в своем оригинальном виде и быстрее, чем другим способом, причем обычно с меньшими затратами.
Автоматизированные рабочие места, разрабатываемые на основе микрокомпьютерной и телекоммуникационной технологии, дают возможность менеджерам получить доступ к СУБД, к текстовым редакторам, экспертным системам, электронной почте. Они существенно сокращают объем рутинных, повторяющихся и утомительных операций, высвобождая значительную часть времени специалиста, занимающегося управленческой деятельностью, для более важных дел.
Проведение телеконференций основано на использовании телекоммуникационных технологий, таких, как телефонные линии, многоканальная, а также микроволновая и спутниковая связь. Все это обеспечивает возможность личного общения на значительном расстоянии, экономит время и деньги, обычно затрачиваемые при переездах, а необходимые для управленческой деятельности коммуникационные взаимодействия освобождаются от каких бы то ни было географически-пространственных ограничений.
На переднем крае современных информационных технологий находятся экспертные системы. Опирающиеся на исследования в области искусственного интеллекта, экспертные системы предназначены для того, чтобы подражать процессам человеческой мыслительной деятельности. В отличие от других компьютерных технологий они способны производить не только вычислительные операции но и делать выводы, исходя из фактов и заданных правил, что во многом напоминает умозаключение думающего человека. Такие функции экспертной системы обеспечиваются наличием базы знаний, содержащей знания эксперта - человека, а также генератором выводов, содержащим правила и стандартные оценки, используемые экспертом, чтобы прийти к определенному заключению. Эти системы могут с успехом применяться в таких сложных видах управленческой деятельности, как анализ инвестиционных проектов или определение характера чрезвычайных действий в случае наводнения, землетрясения, технологической катастрофы и других экстремальных ситуаций, в которых всегда существует множество неопределенных, непредсказуемых элементов. Поэтому их часто называют "интеллектуальными консультационными системами".
Электронное правительство - способ предоставления информации и оказание уже оформленного набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам. Цели: оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; повышение степени участия граждан в процессы руководства и правления страной; рост технологической осведомлённости и квалификации граждан; снижение воздействия такого фактора, как географическое положение.
Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления (ИАО СУ) - система, объединяющая все элементы организации в единое целое и позволяющая сформировать процесс стратегического управления как беспрерывную цепь управленческих решений, направленных на достижение стратегических целей.
Процесс управления организацией - это процесс оценки и анализа информации. От того, насколько информация качественная по содержанию, своевременна и пригодна для обработки, зависит качество управленческого решения. Для определения особенностей ИАО СУ необходимо выяснить, чем стратегическая информация отличается от других ее видов.
Стратегическая информация характеризуется рядом отличий, обусловленных характером процесса принятия управленческих решений:
· ориентация не столько “в середину” организации, сколько на ее внешнюю и промежуточную среду;
· анализ информации в условиях репрезентативной вероятности;
· прогнозный характер результатов обработки информации;
· большая вероятность субъективного толкования информативных показателей;
· межфункциональный характер информации (необходимость информационного обеспечения отдельных бизнес-процессов), что приводит к необходимости оперирования большими объемами аналитической и финансовой информации.
Существующие информационные системы предоставляют руководителям предприятий информацию, ориентированную в основном на внутреннюю среду - технологию, организацию производства, финансово-экономические ретроспективные показатели и др. - и характеризует ее. Информация о внешней среде имеет фрагментарный, несистемный характер. Нет информации о экономических тенденциях, научно-технических достижениях, рынках и конкуренции на них, потребителей и их потребности и т.п. К тому же недостаточно социально-политической информации, сбором и анализом которой даже исследовательские институты занимаются мало. Все это приводит к доминированию субъективных представлений о ситуации на предприятии и вне него, что не дает возможности составлять обоснованные прогнозы и принимать стратегические решения о приспосабливании к будущему и формирования самого будущего.
Даже если объем необходимой информации достаточен, это не всегда обеспечивает принятие эффективных решений. Существующую информацию можно интерпретировать по-разному: в зависимости от специфики гипотезы о функционировании объекта анализа, методов сбора, проверки и направлений использования информации. Гипотезы, модели, системы не могут быть жестко установлены, особенно учитывая предпочтения и знания того или другого руководителя предприятия. Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать стратегические информационные потребности предприятия.
Стратегические информационные потребности предприятия включают все, что может повлиять на долгосрочную деятельность предприятия, непредвиденные случайности, связанные с изменениями в среде, даже информацию о событиях, которые находятся вне границ деятельности и влияния, но могут изменить судьбу предприятия. Стратегические информационные потребности зависят от тех стратегических целей, которые предприятие ставит перед собой.
В процессе формирования стратегии собирают и обрабатывают определенные объемы информации для того, чтобы иметь возможность ответить на вопросы:
* какие возможности предоставляет и почему привлекает определенная сфера деятельности?
* как можно использовать возможности внешней среды?
* каким образом определяется и с помощью чего занимает определенное место предприятие в этой отрасли, что является ключевыми факторами успеха?
Стратегическая деятельность требует надежного информационно-аналитического обеспечения в виде баз стратегический данных, допущений и прогнозов. Создание такого обеспечения - это не только накопление информации и ее обработка.
В базе стратегических данных (БСД) содержится информация о влиянии отдельных составляющих и факторов процесса стратегического анализа и управления на формирование стратегических альтернатив, а также информация, позволяющая выбрать те или иные решения из определенных альтернативных вариантов, т.е. БСД может трактоваться как подсистема поддержки управленческих решений.
БСД формируется с помощью целевого подбора информации, которая поступает из множества источников и представляет собой, по сути, процесс превращения совокупности данных в стратегическую информацию на основе их аналитической обработки с ориентацией на конкретное применение в процессе реализации стратегических планов, проектов и программ.
21. Интеллектуальные системы в управлении
Основное предназначение информационных систем – своевременно представлять необходимую информацию лицу, принимающему решение (ЛПР), в целях принятия им соответствующих эффективных решений в процессе управления. Но развитие информационных технологий, а также возрастание количества потребителей со стороны самих ЛПР все больше усиливают потребность в таких системах, которые бы оказывали поддержку решений ЛПР, взяв на себя при этом большую долю рутинных операций и функции предварительного анализа.






