Вопросы 46-50
46.Дифференициация налоговых ставок по транспортному налогу и их применение:
Общие положения.
ТранспортныйналогустанавливаетсяивводитсявдействиевсоответствииНКРФизаконамисубъектовРФоналоге, и обязателенкуплате натерриториисоответствующегосубъектаРФ. Вводяналог, законодательныеорганысубъектаРФ определяютставкуналогавпределах, установленныхНКРФ, порядокисрокиегоуплаты, налоговыельготыиоснованиядляихиспользования.
Объектом налогообложения признаются:
1. автомобили, автобусы;
2. мотоциклы, мотороллеры;
3. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
4. самолеты, вертолеты;
5. теплоходы, яхты, парусные суда, катера;
6. снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы;
7. несамоходные (буксируемые суда);
8. другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке.
НЕ являются объектом налогообложения:
1. весельные лодки (моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.);
2. автомобили легковые, оборудованные для использования инвалидами, (автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения);
|
|
3. промысловые морские и речные суда;
4. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т.п.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах;
6. транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
7. транспортные средства, находящиеся в розыске (при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом);
8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
10.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357 Кодекса).
Установленная в настоящее время система налогообложения транспортным налогом в зависимости от мощности транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.
|
|
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Пунктом 2 статьи 361 Кодекса определено, что размеры налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (пункт 3 статьи 361 Кодекса). Иной дифференцированный расчет транспортного налога законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Таким образом, вопросы установления конкретных налоговых ставок по транспортному налогу и их дифференциации по категориям транспортных средств относятся к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Земельный налог и его роль в формировании местного бюджета
Зачисление земельного налога именно в местные бюджеты обусловлено своеобразным правовым статусом данных бюджетов в финансовой системе. С одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти и управления РФ, соответственные доходы, получаемые ими, не являются государственными и расходуются непосредственно на нужды конкретного муниципального образования ими самостоятельно3.
Однако, с другой стороны, бюджетная система России представляет собой единое целое, а местные бюджеты являются ее неотъемлемой частью, причем с наименьшим количеством доходов. Это приводит к необходимости постоянного взаимодействия бюджетов разных уровней бюджетной системы, а также финансовой помощи вышестоящих бюджетов бюджетам муниципальных образований.В целом по Российской Федерации земельный налог не является существенным источником дохода. Например, за 2008 год земельного налога в целом по стране собрано чуть больше 80 млрд. рублей8. Учитывая, что всего доходов консолидированного бюджета РФ было собрано 16 триллионов 169 млрд. рублей, доля земельного налога в консолидированном бюджете РФ составляет около 0,5 процента. Для сравнения налог на прибыль организаций составляет более 2,5 триллионов рублей (15,4 %), а налог на доходы физических лиц - 1,66 триллиона рублей (10,2 %).
Учитывая скорое введение налога на недвижимость можно к земельному налогу прибавить налог на имущество физических лиц и рассчитать предполагаемую долю налога на недвижимость в доходах бюджетов. В консолидированном бюджете РФ за 2008 год налог на имущество физических лиц составляет всего 10,1 млрд. рублей. Сумма настолько несущественная в общих доходах государства, что ее можно считать статистической погрешностью - менее 0,1 % от консолидированного бюджета страны! Ситуация может измениться после введения налога на недвижимость, который должен заменить земельный налог и налоги на имущество. Но эффективным изменением в поимущественном налогообложении можно будет считать только существенный пересмотр современной системы учета и исчисления ставок налогов.