Земельный налог и его роль в формировании местного бюджета

Вопросы 46-50

46.Дифференициация налоговых ставок по транспортному налогу и их применение:

Общие положения.

ТранспортныйналогустанавливаетсяивводитсявдействиевсоответствииНКРФизаконамисубъектовРФоналоге, и обязателенкуплате натерриториисоответствующегосубъектаРФ. Вводяналог, законодательныеорганысубъектаРФ определяютставкуналогавпределах, установленныхНКРФ, порядокисрокиегоуплаты, налоговыельготыиоснованиядляихиспользования.

Объектом налогообложения признаются:

1. автомобили, автобусы;

2. мотоциклы, мотороллеры;

3. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

4. самолеты, вертолеты;

5. теплоходы, яхты, парусные суда, катера;

6. снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы;

7. несамоходные (буксируемые суда);

8. другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке.

НЕ являются объектом налогообложения:

1. весельные лодки (моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.);

2. автомобили легковые, оборудованные для использования инвалидами, (автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения);

3. промысловые морские и речные суда;

4. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т.п.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах;

6. транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

7. транспортные средства, находящиеся в розыске (при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом);

8. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

10.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357 Кодекса).

Установленная в настоящее время система налогообложения транспортным налогом в зависимости от мощности транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Пунктом 2 статьи 361 Кодекса определено, что размеры налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (пункт 3 статьи 361 Кодекса). Иной дифференцированный расчет транспортного налога законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Таким образом, вопросы установления конкретных налоговых ставок по транспортному налогу и их дифференциации по категориям транспортных средств относятся к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Земельный налог и его роль в формировании местного бюджета

Зачисление земельного налога именно в местные бюджеты обусловлено своеобразным правовым статусом данных бюджетов в финансовой системе. С одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти и управления РФ, соответственные доходы, получаемые ими, не являются государственными и расходуются непосредственно на нужды конкретного муниципального образования ими самостоятельно3.

Однако, с другой стороны, бюджетная система России представляет собой единое целое, а местные бюджеты являются ее неотъемлемой частью, причем с наименьшим количеством доходов. Это приводит к необходимости постоянного взаимодействия бюджетов разных уровней бюджетной системы, а также финансовой помощи вышестоящих бюджетов бюджетам муниципальных образований.В целом по Российской Федерации земельный налог не является существенным источником дохода. Например, за 2008 год земельного налога в целом по стране собрано чуть больше 80 млрд. рублей8. Учитывая, что всего доходов консолидированного бюджета РФ было собрано 16 триллионов 169 млрд. рублей, доля земельного налога в консолидированном бюджете РФ составляет около 0,5 процента. Для сравнения налог на прибыль организаций составляет более 2,5 триллионов рублей (15,4 %), а налог на доходы физических лиц - 1,66 триллиона рублей (10,2 %).

Учитывая скорое введение налога на недвижимость можно к земельному налогу прибавить налог на имущество физических лиц и рассчитать предполагаемую долю налога на недвижимость в доходах бюджетов. В консолидированном бюджете РФ за 2008 год налог на имущество физических лиц составляет всего 10,1 млрд. рублей. Сумма настолько несущественная в общих доходах государства, что ее можно считать статистической погрешностью - менее 0,1 % от консолидированного бюджета страны! Ситуация может измениться после введения налога на недвижимость, который должен заменить земельный налог и налоги на имущество. Но эффективным изменением в поимущественном налогообложении можно будет считать только существенный пересмотр современной системы учета и исчисления ставок налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: