Конституционными и иными нормами федерального законодательства предусмотрены лишь основные черты правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Для конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации, развивающих положения федерального законодательства и восполняющих его пробелы, характерны, с одной стороны, очевидная неоднозначность, а с другой, - заметная мобильность регулирования вопросов правового статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, что вызывает потребность в их изучении.
Изменения, произошедшие в правовом статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в 90-х годах XX века, делают необходимым научное уточнение представлений о природе и характере депутатского мандата, о его совместимости с определенными видами деятельности и должностным положением, о правах и обязанностях депутата как по отношению к избирателям, так и по отношению к государству, об ответственности и неприкосновенности парламентария, гарантиях его деятельности.
|
|
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) > Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата
1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.