Фирма: цели, функции, организационные формы ее функционирования

Фирма - некоторая организация, которая занимается производственной и коммерческой деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом и правами.

Существуют различные концепции, объясняющие природу существования фирм.

Согласно неоклассической теории, фирма — производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией. В данном случае цель существования фирмы — максимизация прибыли. Поэтому главная задача фирмы — нахождение такого соотношения ресурсов, которое обеспечивало бы фирме минимальные издержки производства и максимальную прибыль.

Согласно институциональной концепции, фирма — иерархическая структура. Действует такая фирма в условиях рыночной неопределенности. Фирма — некоторое образование, которое позволяет оптимизировать соотношение транзакционных издержек (расходы на поиск и обработку информации о ценах, технологиях, на поиск и установление новых связей) и издержек контроля.

Согласно эволюционной теории, фирма развивается и существует под воздействием внешних и внутренних факторов. У фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений. Поэтому поведение фирмы зависит от рыночной ситуации.

Функции фирм:

1. Производственная — создание продукта.

2. Коммерческая — приобретение ресурсов, создание сбытовой сети предприятия, системы стимулирования реализации продукции, анализ рынка, конкурентов, спроса, предложения, то есть занятие маркетингом.

3. Финансовая — получение прибыли, инвестирование, работа с ценными бумагами, управление рисками.

4. Счетная — бухгалтерский и статистический учет, инвентаризация.

5. Административная — управление производственной и коммерческой деятельностью предприятия, то есть осуществление менеджмента.

Классификация фирм:

I. По размеру (в зависимости от численности работников, по объему используемого капитала, по объему продаж или же, например, по величине акций):

1. Мелкие (до 50 человек).

2. Средние (от 50 до 500 человек).

3. Крупные (более 500 человек).

II. По форме собственности:

1. Государственные предприятия.

2. Частные предприятия.

3. Смешанные предприятия.

III. По юридической форме:

1. Индивидуальное производство. Собственник — одно физическое лицо или семья. Преимущества — простота организации работы, свобода действий владельцев, сильная экономическая мотивация, то есть получение всей прибыли владельцем. Недостатки — ограничение финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства.

2. Партнерство (товарищество). Несколько физических или юридических лиц объединяют свои капиталы и усилия для ведения совместного дела. Получаемый результат делится между учредителями в соответствии с их долями в капитале.

Различают 2 вида партнерства:

1. Полное. Все участники — одинаковые собственники фирмы, то есть обладают полной ответственностью и полным правом на результат деятельности фирмы.

2. Неполное (коммандитное партнерство, товарищество с ограниченной ответственностью). В таких партнерствах существуют полные, отвечающие полностью своим имуществом за результат деятельности фирмы, и неполные партнеры, ограничивающие свое участие вкладом в капитал и усилиями в развитие фирмы. При этом неполные партнеры не рискуют своим имуществом и могут рассчитывать на установленную часть от прибыли.

3. Корпорации. Акционерное общество с большим числом собственников. В данном случае собственность предприятия разделена между акционерами в виде акций. Именно акции позволяют получать соответствующую долю дохода. Выделяют открытые (акции продаются на бирже для всех желающих) и закрытые корпорации (акции распределяются между ограниченным числом участников, например, только между работниками фирмы). Такие корпорации позволяют мобилизовать путем выпуска акций значительный объем денежных средств в достаточно короткие сроки. Именно это обстоятельство делает эту форму предприятия незаменимой для массового крупномасштабного производства.

IV. По степени единства предприятий, входящих в фирму:

1. Картель. Объединение фирм, когда отдельные предприятия обладают производственной и сбытовой самостоятельностью. Но объединение фирм заключается в проведении единой политики поведения на рынке. Например, установление единой или близкой цены на товар, определение объемов сбыта.

2. Синдикат. Объединение нескольких фирм, каждая из которых обладает производственной, но не сбытовой самостоятельностью. Синдикат имеет единую контору, через которую осуществляется сбыт продукции.

3. Трест. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию и теряющих сбытовую и производственную самостоятельность. Производство и сбыт регулируются центральным органом управления.

4. Концерн. Объединение предприятий, выпускающих разнородную продукцию, связанную технологической близостью. Например, для производства деталей товара используется одна конвейерная линия.

5. Конгломерат. Объединение предприятий, выпускающих разнородную продукцию, не связанную технологической близостью. Все предприятия конгломерата объединены между собой финансовыми связями. Каждое объединение предприятия может самостоятельно осуществлять сбыт своего продукта. Кроме того, помимо производственных подразделений в конгломерат могут входить банки и страховые компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: