Семинарское занятие № 3. (2 часа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие № 1. (2 час)

Тема: Учение о бытии.

2.1. Вопросы к занятию:

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Монистические и плюралистические концепции бытия.

3. Научные, философские и религиозные картины мира.

4. Системный характер организации мира. Синергетика – учение о самоорганизации материальных систем.

Выделяя предметные уровни в проблемном поле философии студенту следует обратить внимание на то, что важнейшим из них выступает онтологический. Здесь ставится вопрос о сущности бытия (мира, космоса), о том, что лежит в его основе, об основных формах его существования и направлениях его развития. Философия ставит данные проблемы в наиболее общей, предельной форме, выделяя всеобщие предпосылки бытия и исследуя наиболее общие взаимоотношения между миром и человеком.

Второй вопрос предлагает усвоить то положение, что в качестве базовой предпосылки построения онтологии всегда выступала некоторая искусственно сконструированная идея сущности бытия и для этого вводится категория «субстанция». В зависимости от того, сколько субстанций лежит в основе бытия сложилось три направления миропонимания: монистическое, дуалистическое и плюралистическое. При ответе на вопрос необходимо охарактеризовать их особенности.

Третий вопрос целесообразно начать с изучения статей в философском энциклопедическом словаре и развести особенности понятий «научная», «религиозная», «философская» картины мира. Вопросы о сущности мира и принципах его устройства, которые находили отражение еще в мифологическом сознании, сегодня некоторыми авторами реконструируются в виде моделей мира.

Для более глубокого понимания последнего вопроса следует ознакомиться, в первую очередь, со значениями таких понятий как «система», «структура», «элемент». Далее необходимо перейти к выяснению сути принципа системности, изучению общей теории систем, основоположниками которой считают А.А. Богданова, Л. Фон Берталанфи. Логичным представляется раскрыть механизм системного метода, используемого в науке, показать, что синергетика является наукой о самоорганизации систем.

 

Семинарское занятие № 2. (2 часа)

Тема: Диалектика.

2.2. Вопросы к занятию:

1. Основные исторические формы диалектики.

2. Законы диалектического развития.

3. Детерминизм и индетерминизм.

 

При изучении темы «Диалектика» необходимо рассмотреть:

- сущность диалектики и наиболее важные исторические формы диалектики;

- основные принципы, законы диалектики и ее категории (единичное и общее, сущность и явление, форма и содержание, количество и качество, возможность и действительность, необходимость и случайность;

- трудности её философского осмысления.

Для понимания студентами сущности диалектического миропонимания изучение первого вопроса следует начать с выявления этапов развития диалектики (диалектика античной философии, немецкой классической философии, материалистическая диалектика), охарактеризовать их особенности.

При рассмотрении второго вопроса особое внимание следует уделить изучению диалектических законов (на лекции рассматривается их основное содержание, а семинарское занятие требует более детального освоения материала).

В третьем вопросе, раскрывая понятия «детерминизм» и «индетерминизм», следует обратить внимание на понятия: «связи детерминации», «причинные связи», «методологическое значение принципа причинности», «случайность и необходимость», «возможность и действительность», «принцип детерминизма», «фатализм», «вероятностная концепция детерминизма (причинности, закономерности)».

 

Семинарское занятие № 3. (2 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: