Права и свободы человека и гражданина

Вопрос 1

Право – это система установленная государством общеобязательных прав поведения, норм исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Признаки права:

1 выражает возведенную в закон государственную волю

2 нормативность

3 нормы права сформулированы в специальных государственных документах

4 общеобязательность

5 формальная определенность

6 системность

7 властная регулятивная природа

Принципы права: основополагающая идея руководящая началом на которых базируется правовая система

Виды принципов права:

1 общие – действуют на всех отраслях права:

1) Законности

2) Гуманизма

3) Демократизм

4) Единство прав и обязаностей

2 межотраслевые – в двух и более отраслях:

1) Состязательное судопроизводство

2) Равенство сторон

3) Неотвратимость ответственности

3 отраслевые принципы действующие в одной отрасли:

1)Свобода труда и матер собственности (заинтересованности)

2)Презумпция невиновности

Функции права: это основные направления правового воздействия в которых раскрывается назначение права в жизни общества.

1) Регулятивная – которая обеспечивает упорядоченное общественных отношений направленных на установление правил поведения людей, не связанных с правонарушениями.

2) Охранительная – напр на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрана и защиту от нарушений прав личности и др субъектов права, обеспеч-е охраны законности в стране.

3) Воспитательная – заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосфер законопослушания при виде психологич установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение и тд

Сущ-ть права – это главная внутренняя относительно устойчивая, качественная характеристика права которая отражает природу и назначение его в жизни общества.

Вопрос 2

ПРАВО И МОРАЛЬ

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес кой задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс прав образования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Вопрос 3

Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты нрава;

в) объективностью строения;

г) иерархичностью;

д) непротиворечивостью.

Единство и согласованность системы права заключаются в том, что все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой. Это обусловлено единством целей и задач, решаемых государ ством с помощью права, единой волей государства, выражен ной в праве.

Единство и целостность праву как системе придают системообразующие связи различного характера. Это прежде все го связи генетические (связи происхождения).

Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-экономических отношений. Един ство праву придает единая государственная воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических, социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую систему основополагающих ценностей, признанных в обществе, которые призваны подтверждать и охранять право. Эти основные ценности находят выражение в праве в виде принципов (основных идей), на которых строится вся система пра ва и которые в определенной мере цементируют право как нечто единое и целое.

Функциональные связи норм права —- это другой вид системообразующих связей, выражающих единство права. Право — это сложная функциональная система. Отдельные нормы играют разную роль в правовом регулировании. Между ними имеется предметная и функциональная специализация (разделение труда). Специализация в свою очередь необходи мо предполагает наличие между ними связей взаимодействия.

Нормы регулятивные, осуществляющие позитивное регулирование, поддерживаются, охраняются от нарушений нормами охранительными, составляющими отдельные охрани тельные отрасли (уголовное право) или охранительные институты внутри отдельных отраслей права (например, институт ответственности в отрасли гражданского права).

Процессуальные нормы есть форма жизни, действия, ре ализации норм материальных отраслей права. Один и тот же дух пронизывает материальные и процессуальные нормы пра ва, т. е. наблюдаются связи материальных и процессуальных отраслей, институтов.

Связи управления определяются тем, что вправе заложен своеобразный механизм саморегулирования в виде коллизи онных норм, призванных сделать право непротиворечивым, согласованным, разрешать коллизии, противоречия норм права, проистекающие из сложности процесса правотворче-ства.

Разделение права на отдельные части (отрасли и институ ты) объясняется определенными различиями, которые и обус ловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.

Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими об щественными отношениями. Система права отражает струк туру (систему) реально существующих общественных отноше ний, которые и предопределяют систему права.

Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической си лой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.

Отрасль права — это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая спе цифическим методом качественно однородные обществен ные отношения.

Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Следова тельно, отрасль права — часть системы права, а правовой институт — часть отрасли права. Если отрасль права регули рует определенный род общественных отношений, то институт — определенный вид отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимост ном выражении (род отношений), а такие институты граж данского права, как подряд, наследственное право и др., ре­гулируют лишь определенную часть имущественных отноше ний. Институт подряда объединяет все нормы, регулирую щие вид имущественных отношений, которые Вытекают из договора подряда, а институт наследственного права — вид имущественных

 

Норма права – это общеобязательное, формально опред-е правило поведения регулир-ее обществ-е отношения путем предоставления прав и обязанностей, соблюд-е гос-го принуждения

Виды норм права:

1 по предмету правового регулирования: нормы конституционного гражданского уголовного административного семейного права

2 специфические и юр ф-ции: регулятивные, охранительные

3 по хар-ру обяз-ти норм: императивные, диспозитивные, специальные, исключительные

Структура нормы – это ее внутреннее строение, складывается из элементов связ-ых между собой.

Гипотеза – это элемент норм права указ-щий на время место субъект и тд

Диспозиция – это часть норм права, опред-щая модель выражается в конкретных обяз-тей прав регулятор отнош между людьми.

Санкция – это часть норм права, меры гос-го принуждения за наруш-е правил диспозиции.

 

Вопрос 4

Источники (формы) права – действующий в государстве офциальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права, твор деятельность государства.

Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

В целом известны следующие основные виды источников (форм) о права:

1) правовой обычай (обычное право);

2) судебный прецедент;

3) юридическая доктрина (так называемое «право юристов»);

4) религиозный памятник («священные книги» различных религий);

5) нормативно-правовой договор;

6) нормативно-правовой акт;

7) естественное право.

Правовой обычай (обычное право) -- это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.

Судебный прецедент -- это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецедента, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответствии с установленными правилами прецедента). Судебный прецедент является основным источником права в национальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права.

Юридическая доктрина как источник права -- это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные право положения принято называть «правом юристов». Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права.

Религиозный памятник в качестве источника права -- это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права).

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право - это право соответствующей религиозной общины, а не национально-государственная система права.

 

Вопрос 5

Нормативно-правовой договор как источник права -- это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права.

Нормативно-правовой акт -- это письменный право установительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим право установительным характером (установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) не правового характера.

Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.

По своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Во главе иерархической системы нормативно-правовых актов стоит закон -- прежде всего Конституция как основной, высший закон, а после Конституции (и ниже ее) стоят остальные законы.

Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция. Она принимается особым путем -- посредством референдума (всенародного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парламентом) в специальном (усложненном) порядке.

Законы принимаются, как правило, парламентом (высшим представительным и законодательным органом страны). Некоторые, наиболее важные законы принимаются путем референдума.

В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных отношений.

Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего -- конституции страны. судебный юридическая прецедент правовой

Источники права в Российской Федерации

основным источником права являются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты).

Определенную роль в качестве источников российского права играют также нормативно-правовой договор и обычное право.

Приоритетное значение в системе источников современного российского права имеют официально признанные и закрепленные в Конституции РФ естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека.

В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы.

Общефедеральные законы делятся на два вида:

1) федеральные законы;

2) федеральные конституционные законы.

Кодекс -- это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни.

Вопрос 6

Действие нормативно-правовых актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативно-правовых актов во времени. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени выражаются в моменте их вступления в действие и прекращения их действия.
Нормативно-правовые акты вступают в действие со дня опубликования, со времени, указанного специально и по истечении определенного срока, через десять дней после официального опубликования.
Прекращение действия нормативно-правовых актов связывается с истечением заранее определенного срока либо с изменением обстоятельств, на которые конкретный нормативно-правовой акт был рассчитан. Вместе с тем, по общему правилу, большинство нормативно-правовых актов характеризуются бессрочностью их действия и теряет свою юридическую силу лишь в случаях прямой их официальной отмены, либо принятия нового акта, регулирующего данную сферу правоотношений.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов определяются территорией государства.
При этом государственная территория подразумевается как:
• территория в пределах границ — это суша (недра и континентальный шельф); воды, включая территориальные воды (12 морских миль); воздушное пространство (до 100 км. по вертикали);
• условная территория государства — это морские, речные, воздушные и космические корабли под флагом или знаком государства, кабели и трубопроводы в открытом море. При этом следует отметить, что военные суда — всегда и везде являются территорией государства, а невоенные — только в водах или воздушном пространстве своего государства.
В юридической науке территория государства рассматривается как единство следующих признаков и характеристик:
• геолого-географические (материковое или островное положение, формы и контуры поверхности, особенности рельефа (равнинный, гористый), ландшафт, недра, климатические и ботанические пояса и т.д.);
• социокультурные (численность, плотность и распределение населения по регионам, национальный состав и характер занятий населения, промышленная развитость, степень освоения земель, использования водных ресурсов, наличие ирригационных сооружений, природно-энергетических объектов, характер техногенных воздействий на природу и т.д.);
• политико-юридические (целостность и неприкосновенность государственной территории, административно-территориальное деление, правовой режим внутренних и внешних границ и т.д.);
• демографические (численность и динамика населения) (С.Н. Бабурин).
При рассмотрении территориальной сферы действия нормативно-правовых актов необходимо помнить о таком понятии, как экстерриториальность, то есть распространение действия нормативных актов за пределами государства (военные суда, территория дипломатических представительств и миссий за рубежом).
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Как правило, действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц (физических и юридических), находящихся на территории государства, либо его отдельной части.
Отдельные нормативно-правовые акты направлены на регулирование правового положения строго определенных субъектов. В связи с этим рассматриваются следующие лица: граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, внутригосударственные, совместные, иностранные организации и др.
Закон запрещает иностранным гражданам занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности (в том числе и частной), находиться на государственной или муниципальной службе, запрещает вести трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Запрещено заниматься трудовой деятельностью вообще без разрешения таковой. Имеются значительные ограничения в свободе передвижения (запрет посещения определенных территорий, организаций и объектов). Специальной гражданской правоспособностью обладают также и юридические лица с участием иностранцев. Например, коммерческие организации с долей иностранных граждан либо лиц без гражданства в уставном капитале более чем 50% земельными участками могут обладать лишь на праве аренды; также им запрещена приватизация помещений.

 

 

Вопрос 7

Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т.д.

Правовой статус – комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения».

Виды правового статуса. Различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Вопрос 8

Понятие гражданства Российской Федерации

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с гос-вом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании, уважении достоинства основных прав и свобод человека.

Способы приобретения гражданства Российской Федерации

Способы приобретения и утраты гражданства регламентированы ФЗ о гражданстве РФ, а оформление конкретных случаев приобретения и утраты гражданства производится указами Президента РФ или правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. Права граждан равны, независимо от оснований приобретения гражданства, у каждого из способов есть свои особенности, которые касаются как субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом, так и процедуры прохождения документов и вида правовых актов, которыми оформляется это приобретение.

Гражданами РФ являются:
а) лица, состоящие в гражданстве России на день вступления в силу нового Закона;
б) лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с настоящим Законом.
Способов же приобретения гражданства Российской Федерации стало меньше, и требования предоставления этого гражданства несколько усложнились. Этот закон признает следующие способы приобретения российского гражданства:
Приобретение гражданства по рождению.

  • Субъектами этого способа признаются:
    1. Дети, оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами РФ. Они получают гражданство независимо от места рождения, которое оформляется путем регистрации рождения ребенка в органах ЗАГСА или консульских органах России за рубежом.
    2. Дети, находящиеся на территории России, родители которых неизвестны, теми же органами ЗАГСа регистрируются в свидетельстве о рождении как граждане РФ, если родители не объявятся до истечения шести месяцев с даты обнаружения ребенка.
    3. Дети, один из родителей которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства либо признан безвестно отсутствующим, становятся гражданами РФ независимо от места рождения
    4. Дети, один из родителей которых является гражданином РФ, а другой - иностранец, становятся гражданами России при условии, что ребенок родился на территории России либо если иначе он стал бы лицом без гражданства, что отмечается в свидетельстве о рождении. Спорные между родителями вопросы решаются судом.
    5. Дети, которые родились на территории России, если их родители не имеют никакого гражданства; дети, родители которых иностранцы, приобретают гражданство РФ, если они родились на ее территории, а государство, гражданами которого являются их родители, не предоставляет им своего гражданства.

Приобретение гражданства в порядке натурализации (прием в гражданство).
Закон вводит два способа приема в гражданство: в общем и упрощенном порядке.
Субъектом первого способа может быть любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет, не являющееся российским гражданином, независимо от происхождения, языка, религии, политических и иных убеждений. При этом, как правило, ставится условие постоянного проживания на территории России для иностранцев и апатридов в течение пяти лет непрерывно перед подачей заявлений.
Срок проживания может быть сокращен, если заявители ранее состояли в гражданстве СССР, состоят в браке с гражданином России не менее трех лет, усыновили ребенка - гражданина России, получили политическое убежище на территории РФ, имеют заслуги в области науки, техники, культуры, обладают профессией или квалификацией, представляющими интерес для России; беженцы. К лицам, имеющим особые заслуги перед РФ, требование проживания в России определенный срок может не применяться.
Лица, подающие заявление о принятии в российское гражданство, должны иметь законный источник средств существования; обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; обратились к иностранному посольству с просьбой об отказе от имеющегося у них гражданства.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

На этот способ имеют право иностранцы и лица без гражданства, достигшие 18 лет, обладающие дееспособностью, если они:

    • родились на территории России и состояли в прошлом в гражданстве СССР;
    • имеют хотя бы одного из родителей, состоящего в гражданстве Российской Федерации.

Решения по вопросам гражданства в общем порядке принимает Президент РФ (срок до 1 года); решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел (МВД) и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (МИД) в срок до шести месяцев.
Российское гражданство считается приобретенным со дня принятия решения соответствующим полномочным органом.

Дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей; гражданство детей от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. При изменении гражданства одним из родителей и отсутствии согласия между родителями спор о гражданстве детей решается судом.
Восстановление в гражданстве РФ. Субъектами этого способа являются лица, ранее состоявшие в гражданстве РФ, но утратившие гражданство. Они могут быть восстановлены в гражданстве без требования срока проживания на территории России.
Выбор гражданства. Право на выбор гражданства возникает у лиц, проживающих на территории, которая по международному договору изменила свою принадлежность. Порядок и сроки этой процедуры определяются либо в самом договоре, либо в сопровождающих его документах.
Приобретение гражданства РФ путем усыновления, установления опеки или попечительства гражданином РФ над ребенком, являющимся гражданином иностранного государства или не имеющим никакого гражданства. Основанием приобретения гражданства является акт усыновления или установления опеки или попечительства.

Способы утраты гражданства РФ

Законными основаниями утраты гражданства РФ считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства,усыновление.
Естественно, что субъектом всех этих способов утраты гражданства является физическое лицо, обладающее российским гражданством; процедура прекращения различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.
Выход из гражданства - добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по его личному письменному заявлению на имя Президента РФ, подаваемому через органы МВД. Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в упрощенном порядке.
Каждый взрослый член семьи изъявляет намерение выйти из гражданства самостоятельно. Дети до 14 лет автоматически следуют за родителями. С 14 до 18 лет - должны выразить свое согласие с решением родителей.
Ходатайство о выходе из российского гражданства может быть отклонено, если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или он еще не исполнил обвинительный приговор суда.
Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации прекращения гражданства, так же как и споры между родителями о гражданстве детей, если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде.
Решение о приеме в гражданство может быть отменено, если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке. Отмена возможна только в течение пяти лет после приема.
Выбор гражданства другого государства при изменении границы РФ. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.
Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства. Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде.
Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента России.

Вопрос 9

Права и свободы человека и гражданина

Личные

§ Право на жизнь

§ Право на свободу и личную неприкосновенность

§ Право на достоинство личности

§ Право на неприкосновенность частной жизни

§ Право на неприкосновенность жилища

§ Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

§ Право на национальную и культурную самоидентификацию

§ Свобода совести и свобода мысли

§ Свобода передвижения и выбора местожительства;

§ Свобода выбора национальности и языка общения

§ Право на судебную защиту

§ Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

§ Право на имя

Право на частную собственность

Политические

§ Свобода слова (свобода распространения информации)

§ Право на информацию (доступ к информации)

§ Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

§ Право на объединение (свобода союзов)

§ Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

§ Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

§ Право на гражданство

§ Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

§ Право на участие в отправлении правосудия

Социально-экономические

Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

§ Право на частную собственность

§ Трудовые права (право на труд и свободу труда)

§ Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

§ Право на социальное обеспечение

§ Право на жилище

§ Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

§ Право на справедливое взимание налогов

§ Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: