Сущность SWOT-анализа, его назначение

Ситуационный, или «SWOT (СВОТ)-анализ» (первые буквы английских слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.

Пpимeняя мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями. Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии opгaнизaции. Снaчaлa, c yчeтoм кoнкpeтнoй cитyaции, в кoтopoй нaxoдитcя opгaнизaция, cocтaвляютcя cпиcoк ee cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe cпиcoк yгpoз и вoзмoжнocтeй.
Пocлe тoгo, кaк cocтaвлeн кoнкpeтный cпиcoк cильныx и cлaбыx cтopoн opгaнизaции, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, нacтyпaeт этaп ycтaнoвлeния cвязeй мeждy ними. Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT, кoтopaя имeeт cлeдyющий вид.

Слeвa выдeляютcя двa paздeлa (cильныe cтopoны, cлaбыe cтopoны), в кoтopыe cooтвeтcтвeннo внocятcя вce выявлeнныe нa пepвoм этaпe cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции. В вepxнeй чacти мaтpицы тaкжe выдeляютcя двa paздeлa (вoзмoжнocти и yгpoзы), в кoтopыe внocятcя вce выявлeнныe вoзмoжнocти и yгpoзы. Нa пepeceчeнии paздeлoв oбpaзyeтcя чeтыpe пoля. Нa кaждoм из дaнныx пoлeй иccлeдoвaтeль дoлжeн paccмoтpeть вce вoзмoжныe пapныe кoмбинaции и выдeлить тe, кoтopыe дoлжны быть yчтeны пpи paзpaбoткe cтpaтeгии пoвeдeния opгaнизaции. В oтнoшeнии тex пap, кoтopыe были выбpaны c пoля "СИВ"(сила и возм-ти), cлeдyeт paзpaбaтывaть cтpaтeгию пo иcпoльзoвaнию cильныx cтopoн opгaнизaции для тoгo, чтoбы пoлyчить oтдaчy oт вoзмoжнocтeй, кoтopыe пoявилиcь вo внeшнeй cpeдe. Для тex пap, кoтopыe oкaзaлиcь нa пoлe "СЛВ", cтpaтeгия дoлжнa быть пocтpoeнa тaким oбpaзoм, чтoбы зa cчeт пoявившиxcя вoзмoжнocтeй пoпытaтьcя пpeoдoлeть имeющиecя в opгaнизaции cлaбocти. Еcли пapa нaxoдитcя нa пoлe "СИУ"(силы и угрозы), тo cтpaтeгия дoлжнa пpeдпoлaгaть иcпoльзoвaниe cилы opгaнизaции для ycтpaнeния yгpoз. Нaкoнeц, для пap, нaxoдящиxcя нa пoлe "СЛУ", opгaнизaция дoлжнa выpaбaтывaть тaкyю cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлилa бы eй кaк избaвитьcя oт cлaбocти, тaк и пoпытaтьcя пpeдoтвpaтить нaвиcшyю нaд нeй yгpoзy.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возмож-ти и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользован.возможть может стать угрозой, е/и ее использ-ет конкур-т. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед орг-ей доп.возможности в том случае, е/и конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру. Кроме того, внутренняя среда как бы полностью пронизывается культурой организации, которая так же, как и отдельные ее составляющие, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

 

72. Сущность и основные черты предпринимательства Под предпр-льством, или предпр-й деят-тью(ПД), понимают инициативную самостоят-ю деят-ть граждан и их объединений, осуще-мую на свой риск и под свою имущественную ответств-сть, направленную на получение прибыли.

За словом «предпр-льство» стоит «дело», п/п-е, пр-во продукта (полезной вещи) или услуги (невещест-го продукта). Часто ПД называют бизнесом.

Разв-е предпр-ва играет незаменимую роль в достиж-и эк-го успеха, высоких темпов роста промышл-го пр-ва. Оно яв-ся основой инновац-го, продуктивного хар-ра эк-ки. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие с/бности, тем меньше разрыв м/у потенциальными и фактическими рез-тами разв-я. Освоение инновац-го эк-го роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хоз-й инициа­тивы, необх-й для этого мобильности всех пр-твенных ресурсов. Предпр-во обеспечивает освоение новых перс­пективных пр-ств, с/бствует «вымыванию» устаревших.

Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национ-й эк-ки, раз­в-ю ввоза и вывоза капитала.

Предп-во создает механизмы координации, выработки стр/и разв-я ч/з рынок и конкуренцию, связи м/у хоз-щими субъектами. Т.о. предпр-во как субъект хозяйствования и особый творческий тип эк-го поведения составляет неотъемлемое св-тво всех факторов достиж-я эк-го успеха.

1.Важнейшим признаком предп-тва яв-ся самостоят-ть и независимость хозяйст-щих субъектов. В основе их поведения лежат внутрен-е побуждения. Каждый чел-к, становясь предпр-лем, самост-льно решает все вопро­сы деят-ти своего п/п-я исходя из эк-кой выгоды и рыночной конъюнктуры.

2 В тесном единстве с самост-стью находится принцип личной эк-кой заинтересованности и ответст-сти. Собственная выгода явл-тся движущим фактором ПД, но хоз-щий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся пр-твом автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, к-рая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным ин­тересом фирмы или компании.

Предп-тво немыслимо без новаторства, творческо­го поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает выcoкoе качество и постоянно обновляет продукцию. С/бность к принятию нестандартных реш-й, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ёму никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

Хар-рным признаком предпр-льских эк-ких отнош-й яв-ся хоз-ный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый с/б мышления и поведения, психологию предп-ля. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. Не всякий мелкий бизнес яв-ся предпр-льским. Чтобы быть предп-льским, п/п-е должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпр-ля хар-ризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

Еще один хар-рный признак предпр-тва заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим с/бам действия. Предп-тво в узком смысле слова не относится непосредственно к эк-кой стратегии, рассчитанной на долговременный период. однако и в страт-ских проектах могут присутствовать предпр-льские идеи и отдельные очаги предпр-тва.

ПД представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из к-рых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из к-рого строится предпр-льское здание. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Определение предпр-ва будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.

Предпр-телем или субъектом предпр-тва согласно принятому законод-ству м.б. граждане страны, признанные деес/бными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности).

Граждане иностр-х государств и лица без гражданства могут выступать в кач-ве предпр-лей в пределах правомочий, установленных законод-вом.

Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпр-тво. В роли коллективных предпр-лей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус пред-ля приобретается посредcтвoм его гос-ной регистрации либо как уч-ка индивиду-го предпр-тва (без применения наемного труда), либо как п/п-я (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предпр-ль может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

Разв-е пред-ва тесно связано со средой, к-рая предполагает опред-ю эк-кую, соци-но-культурную, технологическую орг-но-техническую и физи­ческую или географическую обстановку.

Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

Макросреда - экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.

 

 

73. Сущность и принципы ценообразования в сист.марк-га. Цена- это денежное выраж-е стоимости (Маркс). Цена -это все субъективные и объективн.затраты, связанные с приобретением товара. Виды цен: 1 В зав-ти от обслуживаемых целей: а) оптовые цены п/п-я- это цены изготовителя продукции, по кот.они реализ-ют произведенную прод-цию др-им п/п-ям.Опт.цена = себест-ть произ-ва+ прибыль+ надбавк иили скидки+ НДС(косвенные налоги) б) оптовая цена пом-ти- это цены, по кот.пред-ия-потреб-ли оплачивают за продукцию сбытовым орг-ям. Опт.цена пром-ти= опт.цена п/п-я+издержки опт.орг-ции+прибыль опт.орг-ции+скидки или надбавка+косвенные налоги в) закупочные цены- по кот.реализ-ся сельхоз.прод-ция. г) цены на строит-ую прод-цию: - выд-ют сметную стоим. -предельн.размер затрат на строит-во конкурентного объекта; - прейскурантная – усреднен-я сметная стоим.ед-цы прод-ции; - договорная цена д) розничные цены е) тарифы грузового и пассажирского транспорта. 2 В зав-ти от порядка возмещения потребителям трансп.расходов по доставке грузов: а) франко- станция отправл-ия: товар перед-ся покуп-лю в месте его произ-ва со всеми правами на него и ответст-ю ТЗР оплачиваются потребителем б) франко-станция, назначен-я с ТЗР в) зональные цены: выдел-ся неск-ко географич.зон,для кажд.устан-ся своя цена г) цены на основе базисного пункта: фирмы выбир-ют неск-ко городов(базисных пунктов) и цена продажи рассчит-ся прибавлением к цене ближайшего от заказчика базисного пункта трансп.расходов по доставке товара. Оcнoвными цeлями пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти, дocтижeнию кoтopыx пpизвaнo cлyжить цeнooбpaзoвaниe, являютcя: - дaльнeйшee cyщecтвoвaниe фиpмы; - кpaткocpoчнaя мaкcимизaция пpибыли; - мaкcимизaция oбopoтa;- мaкcимaльнoe yвeличeниe cбытa; - "cнятиe cливoк" c pынкa пocpeдcтвoм ycтaнoвлeния выcoкиx цeн;- лидepcтвo в кaчecтвe.

Обычнo цeнa и cпpoc нaxoдятcя в oбpaтнoй зaвиcимocти дpyг oт дpyгa, нo нe вceгдa. Нo и пpи тaкиx ycлoвияx cyщecтвyeт вepxний пpeдeл пoвышeния цeны, пocлe кoтopoгo нaчинaeтcя cнижeниe cпpoca. Чyвcтвитeльнocть пoкyпaтeля к цeнaм и иx peaкция oпpeдeляютcя цeлым pядoм пcиxoлoгичecкиx и экoнoмичecкиx фaктopoв она бyдeт нижe, ecли: а)пpoдyкт нe имeeт aнaлoгoв; б)пoтpeбитeлям cлoжнo cpaвнить кaчecтвo paзличныx cyбcтитyтoв; в)зaтpaты пoтpeбитeля нa пpoдyкт oтнocитeльнo нeвeлики пo cpaвнeнию c дoxoдaми; г)пpoдyкт мoжeт пpимeнятьcя в cиcтeмe c paнee пpиoбpeтeнными и ocвoeнными пpoдyктaми; д)пoтpeбитeли нe мoгyт дoлгo xpaнить пpoдyкт и дp. Вce издepжки пpинятo paздeлять нa двa видa: пocтoянныe и пepeмeнныe. Издepжки cocтaвляют нижнюю гpaницy цeны.
Рaзницa мeждy вepxнeй гpaницeй цeны, oбpaзyeмoй cпpocoм, и нижнeй гpaницeй, oбpaзyeмoй издepжкaми, - этo "пoлe игpы" пpeдпpинимaтeля пo ycтaнoвлeнию цeн. Внyтpи этoгo пpocтpaнcтвa нa пepeдний плaн выдвигaeтcя нoвый фaктop - нeoбxoдимocть изyчeния пoзиций кoнкypeнтoв, цeны и кaчecтвa aнaлoгичныx тoвapoв. Пocлe oпpeдeлeния и aнaлизa фyнкции cпpoca, cтpyктypы издepжeк и цeн кoнкypeнтoв нacтyпaeт вpeмя пpинимaть peшeниe o цeнax. Сyщecтвyeт тpи гpyппы мeтoдoв цeнooбpaзoвaния: 1 цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa coбcтвeннoe издepжки; 2 цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa cпpoc; 3 цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa кoнкypeнцию.

Выбpaв и пpимeнив oдин из мeтoдoв цeнooбpaзoвaния, нeoбxoдимo пpинять цeнoвoe peшeниe, т.e. ycтaнoвить кoнкpeтнyю цeнy. Здecь нaдлeжит yчecть тaкиe acпeкты, кaк пcиxoлoгичecкoe вoздeйcтвиe, влияниe дpyгиx элeмeнтoв мapкeтинг-микca, пpoвepить coблюдeниe иcxoдныx цeлeй цeнoвoй пoлитики, a тaкжe выявить paзличныe типы peaкций нa пpинимaeмyю цeнy.

Можно выделить следующие три группы методов ценообразования.
Ценообразование, ориентированное на собственные издержки основано на установлении цены как результата базовых затрат на единицу продукции плюс прибыль, которую предприятие предполагает получить.

Метод "Издержки + прибыль ".
Цена рассчитывается по формуле:
P = C x (l + R/ 100), С - удельные текущие издержки по производству и сбыту товара,R - нормативная рентабельность.

Метод "целевой прибыли".
В этом случае фирма заранее планирует желаемый уровень рентабельности всего объема производства продукции (в пределах имеющихся производственных мощностей и плановой себестоимости объема выпуска) и осуществляет расчет по формуле:
Р = С + Е х К, С - удельные текущие издержки, связанные с производством и реализацией товара,К - удельные инвестиции в основной и оборотный капитал, обусловленные производством и реализацией товара,Е - норма прибыли на капитал, отражающая желаемую для предприятия величину прибыли до уплаты налогов.

Ценообразование, ориентированное на спрос. При использовании этого метода исходят из качественного и количественного анализа потребительских характеристик товара либо из величины экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. Важными изучаемыми элементами здесь становятся полезность (ощущаемая ценность товара) и чувствительность товара к цене. Ценообразование, ориентированное на конкуренцию.

Метод среднерыночных цен предполагает продажу товаров по рассчитанной на основе конкурентных данных "среднерыночной цене".

Метод "гонки за лидером" - установление цены товара осуществляется на основе цены ведущего конкурента с учетом конкурентной ситуации на рынке, дифференциации товара и его качества.

Установление цены на основе открытых торгов. Метод использует

вероятностные оценки и предполагает следующую последовательность проведения расчетов:

- расчет издержек, связанных с выполнением контракта;

- анализ тактики торгов, применяющейся потенциальными конкурентами;

- определение вероятности того, что цена предложения фирмы окажется ниже цены, запрашиваемой конкурентами;

- определение величины цены, которая принесет предприятию "максимальную ожидаемую прибыль".

В принятии решения о ценах при постановке задач ценообразования определяющими являются затраты, поведение потребителей, влияние конкурентов, поэтому стратегии ценообразования могут быть ориентированы на одну из этих величин:

установление низких цен (затраты плюс нормальная прибыль);

стратегия исчерпания (“снятия сливок”);

стратегия приспособления к рыночной цене (следование за лидером).

3.При использовании всех стратегий для различных товаров фирма может использовать метод калькуляционного выравнивания. Он применяется чаще всего при одновременном назначении цен для многих продуктов. Его специфика заключается в отказе от строго затратно - ориентированного ценообразования для продуктов, которые являются индикаторами возможностей предприятия и для которых характерна высокая обозреваемость рынка;

4.Процесс формирования рыночных цен включает этапы:

постановка задач ценообразования;

определение спроса;

оценка издержек производства;

проведение анализа цен и товаров конкурентов;

выбор метода установления цен;

определение окончательной цены.

5.Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом факторов окружающей среды. Основные подходы к проблеме ценообразования:

установление цен на новый товар;

ценообразование в рамках товарной номенклатуры;

установление цен со скидками и зачетами;

установление цен для стимулирования сбыта;

установление дискриминационных цен.

 

74. Сущность марк-га как концепции упр-я. Маркетин г -вид чело-кой деят-ти, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Комплекс М: Товарная политика (дизайн, упаковка, кач-во, товарная марка, ассортиментная политика), Ценовая пол-ка (различные системы скидок, кредитная политика, различные виды цен, система поощрений и т.д.), Сбытовая политика (выбор каналов сбыта, логистика-наука о различных товародвижениях, вопросы складирования, выбор посредника (магазины и др.)), Коммуникативная пол-ка (передача и обмен информацией, все что связано с информационным обменом (реклама, связи с общественностью, персональные продажи, стимулирование продаж, спонсорство, создание бренда, прямая рассылка, скрытая реклама)). Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара; концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Концепция совершенствования пр-тва утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение концепций совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая- когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая- когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности. Условия для реализации данной концепции: необходимо, чтобы фирма, которая реализует товар в своей программе предусматривала высокую степень охвата рынка сетью распределения, а также высокую эффективность производственного процесса. Это позволяет поддерживать низкие издержки на единицу продукции, благодаря чему реализация продукции будет осуществляться по низким ценам. Источники опасности: опасность заключается в том, что при появлении сильных конкурентов теряется часть рынка, поэтому снижение цены должно осуществляться быстрее, чем снижение затрат (лидерство по затратам). Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. Концепция совершенствования товара приводит к "маркетинговой близорукости". Продавец так влюбляется в собственный товар, что упускает из виду нужды клиентов. Условия реализации: предприятие стремится к производству таких товаров, которые постоянно усовершенствовались и предлагались в достаточном количестве вариантов. Факторы успеха: покупатель должен иметь возможность определить отличие товаров по качеству, параметрам или особенностям; покупатель готов платить за эти отличия больше чем за обычный товар; отличие должно быть достаточным. Чтобы товар выделялся на фоне других товаров конкурентов. Источники риска: опасность может возникнуть тогда, когда фирма чересчур уверена в своих товарах. В этом случае у фирмы вопрос качества доминирует над внешней ориентацией на нужды покупателей и решение их проблем; может возникнуть со стороны технологических нововведений. Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Особенно агрессивно используют эту концепцию применительно к товарам пассивного спроса, т.е. товарам, о приобретении которых покупатель обычно не думает, например страховкам, энциклопедическим словарям, могильным участкам. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и "жесткой продажи" им товара. Условия реализации: требует эффективной организации продаж квалифицированными сотрудниками. Эти сотрудники находят поддержку в виде рекламы и других хорошо продуманных способов влияния на покупателя в процессе покупки и за счет широкого диапазона действий при определенных ценах. Факторы успеха: данная концепция может иметь успех, если фирма способна разработать убеждающие методы продаж и демонстраций, и тем самым развеять сомнения и сдерживающие мотивы покупателя; преимущества требуют разъяснения или связаны с определенным риском; необходимо выделить скрытые качественные характеристики товара.

Источники риска: опасность появляется в тех случаях, когда наблюдается сверхпроизводство в надежде на эффективный сбыт; возникает негативная реакция устной пропаганды в отношении методов продаж; издержки продажи не пропорционально вросли в сравнении со стоимостью товара. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть концепции маркетинга определяют с помощью цветистых выражений типа "Отыщите потребности и удовлетворите их", "Производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести", "Любите клиента, а не товар", "Пусть будет по-вашему". По сути своей концепция маркетинга-это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации. Компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд. Концепцию маркетинга взяли на вооружение многие фирмы. Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Концепция социально-этичного маркетинга порождена сомнениями относительно соответствия концепции чистого маркетинга нашему времени с его ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, стремительным приростом населения, всемирной инфляцией и запущенным состоянием сферы социальных услуг. Всегда ли фирма, чувствующая, обслуживающая и удовлетворяющая потребности покупателей, действует с учетом долговременного блага потребителей и общества? Концепция чистого маркетинга обходит стороной проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования всех трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Благодаря принятию данной концепции нек-рые компании уже добились значительного роста продаж и доходов.

75. Сущность понятия «консьюмеризм»: специфика консьюмеризма в России. Двумя основными антипредпринимательскими движениями являются консьюмеризм и движение за охрану окружающей среды. Консьюмеризм- организованное движение граждан и гос.органов за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов. Движение за охрану окр-ей среды –организованное движ-е обеспокоенных граждан и гос.органов, направленное на защиту и улучшение обитаемой среды.

Американские коммерческие фирмы трижды становились объектами атак со стороны организованного движения в защиту потребителей. Впервые движение потребителей возникло в начале века и разгорелось под влиянием растущих цен, разоблачений Элтона Синклера, касающихся положения дел в мясной промышленности, и скандалов по поводу патентованных медицинских препаратов. Причинами вспышки второй волны движения потребителей в середине 30-х годов послужили взлет розничных цен в разгар Великой депрессии и очередной скандал в связи с лекарственными препаратами. Третья волна консюмеризма поднялась в 60-х годах. К тому времени потребители стали более образованными; товары стали более сложными и потенциально более опасными; повсеместно распространилось недовольство американскими институтами; Джон Кеннеди в своей речи при вступлении на пост президента в 1962 г. заявил, что потребители имеют право на защиту, право на информацию, право выбора и право быть услышанными. В 70-х годах Р. Нейдер основал несколько групп, самая внушительная из них – «Общественный деятель» – насчитывает 50 тысяч платящих взносы членов. Ее исследовательское подразделение по проблемам здравоохранения поддерживает компанию против курения, применения неэффективных лекарств, недобросовестной рекламы медикаментов и химических добавок в пищевых продуктах. К 80-м годам в США обрело широкую социальную базу экологическое движение. Оно все более вбирает в себя задачи защиты потребителей, поскольку для населения борьба с загрязнением окружающей среды и снижением экологического риска означает не угрожающие здоровью условия труда и отдыха, чистые продукты питания и безопасные потребительские товары. Деятельность потребительских организаций заставляет производителей не только давать более правдивую информацию о товарах и видах обслуживания, но и предлагать свои экологические программы. В настоящее время потребительские организации в США – мощный фактор в регулировании качества товаров и услуг и с ним считаются как производители и торговля, так и государственные структуры. Впоследствии Международный союз потребителей добавил еще четыре права: право на удовлетворение основных потребностей, право на возмещение ущерба, право на образование, право на здоровую окружающую среду. Международные основы цивилизованной потребительской политики заложены в «Руководящих принципах для защиты интересов потребителей», принятых Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 39/248 от 9 апреля 1985 года). С этого времени эти восемь прав получили международное признание и законность, признаны развитыми и развивающимися странами. Государства стали отражать их в своих национальных законодательных актах. К основным правам потребителей относятся:- право на безопасность товаров; - право на информацию; - право на выбор товаров; - право на выражение своих интересов; - право на удовлетворение своих основ-х потребностей;- право на возмещение ущерба; - право на потреб-льское образование; - право на здоровую окруж-ю среду.

Потребительское законодательство в России не ограничивается Законом «О защите прав потребителей». Законы «О рекламе», «О сертификации», положения, защищающие интересы потребителей, содержатся и в законах, регулирующих отдельные сферы бизнеса: «Об основах туристской деятельности», «О банках и банковской деятельности», а также в Гражданском кодексе РФ.

История консюмеризма в России насчитывает уже не один год. С апреля 1992 года с введением в действие Закона РФ «О защите прав потребителей» началась целенаправленная, организованная реализация государственной политики в этой сфере. В работу активно включились не только соответствующие исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. В 1993 г. по инициативе Государственного Антимонопольного комитета Российской Федерации (ныне Министерство по

антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) был создан

Национальный Фонд защиты потребителей. В числе учредителей фонда: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская товарно-сырьевая биржа. Планируется создание еще ряда независимых центров.

 

76. Товародвиж-е: сущность и основные положения. Товародвижение -деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя. Товародвиж-е я-ся мощным инструментом стимулир-ия спроса.Мерой эфф-ти системы товарод-ия служит отнош-е затрат фирмы к её рез-ам. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Фирма должна сформулировать цели своей системы. Разработав комплекс целей товародвижения, фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками, При этом надо принять реш-я по следующим основным вопросам:

1.Как следует работать с заказчиками? (обработка заказов)
2. Где следует хранить "товарно-материальные запасы? (складирование) 3. 3.Какой запас всегда должен быть под рукой? (товарно-матер-е запасы)
4. Каким образом следует отгружать товары? (транспортировка).

При этом след-ет выбрать канал товарод-ия – прямой или с участием посредника. Преимущ-ва прямой доставки может быть эфф-ым, е/и кол-во доставляемого товара будет достаточно велико, а рынок потреб-ей сконцентрирован на ограниченном регионе. Больш-во товаров лучше реализовывать ч/з посредников.ж Здесь также сущ-ет опред-ые критерии выбора канала товарод-ия: прежде всего потреб-ий ынок не огранич-ся регионом, а разбросан по всей тер-рии; поставки осущ-ся малыми партиями и с большей частотой. Е/и использ-ся независимые (внешние) каналы товародв-ия, то относит-е издержки могут быть сокращены, но при этом и прибыль будет уменьшена, поскольку соотв-щие сбытовые орг-ции получат свою долю прибыли. Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям фирмы. Изделия, отсутствующие в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. И фирма, и потребители оказываются в выгоде, если все эти действия проводятся быстро и точно. Складирование. Любой фирме приходится хранить товар до момента его продажи. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом. Многие сельскохозяйственные товары производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия. Фирме необходимо решить вопрос о желаемом количестве пунктов хранения. Чем больше таких пунктов, тем быстрее можно доставить товар потребителям. Однако при этом растут издержки. Некоторые фирмы хранят часть товарного запаса на самом предприятии или неподалеку от него, а остальное-на складах в разных частях страны. Фирма может либо иметь собственные склады, либо арендовать место в складах общественного пользования. Степень контроля выше, если фирма располагает собственными складами. Однако в этом случае склады связывают капитал, а при необходимости изменить места хранения фирма не может реагировать достаточно гибко. С другой стороны, склады общест-
венного пользования не только взимают плату за арендуемые фирмой площади, но и оказывают дополнительные (платные) услуги по осмотру товара, его упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур. Прибегая к услугам складов общественного пользования, фирма имеет широкий выбор как мест хранения, так и типов складских помещений. Фирмы пользуются складами длительного хранения и транзитными складами. На складах длительного хранения товар находится в течение среднего или длительного отрезка времени, транзитные склады получают товары с разных предприятий и от разных поставщиков и как можно скорее отгружают их в места назначения. Поддержание товарно-материальных запасов. Деятелю рынка хотелось бы, чтобы фирма располагала запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов. Однако, поддерживать столь большие запасы для фирмы нерентабельно. По мере повышения уровня сервиса для клиентов издержки на поддержание товарно-материальных запасов стремительно растут. Руководству необходимо будет знать, в достаточной ли мере возрастут сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличение объема товарных запасов. Только после этого оно может решить, следует ли заказывать дополнительные партии товара, а если заказывать, то в каких именно количествах. Транспортировка. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров, в своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. А ведь все это в свою очередь скажется на степени удовлетворенности потребителей. При отгрузке товаров складам, дилерам и потребителям фирма может выбирать из пяти видов транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный и воздушный.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. Железные дороги являются самым крупным грузоперевозчиком страны. На их долю приходится 30% общенационального грузооборота в тонно-милях. С точки зрения затрат железные дороги наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом -каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Значительное количество товаров перевозится судами и баржами в прибрежных водах и по внутренним водным путям. Стоимость перевозки по воде громоздких нескоро-портящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти и металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках, и сегодня на него приходится 21% общего грузооборота в тонно-милях. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики- рентабельный вид транспорта для перевозки на

небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Трубопроводы -специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов. ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ. На долю воздушных перевозок приходится менее 1% общего грузооборота в стране. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость и/или когда необходимо достичь отдаленных рынков (скоропортящиеся продукты и негромоздкие изделия высокой стоимости). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Структура управления товародвижением фирмы. Все больше фирм учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Такой комитет на своих регулярных заседаниях разрабатывает основные установки по повышению эффективности системы распределения в целом. Некоторые фирмы учреждают у себя должность вице-президента по товародвижению, который чаще всего подчиняется вице-президенту по маркетингу или вице-президенту по производству, а то и непосредственно президенту. Местоположение отдела товародвижения в рамках структуры фирмы-это уже второй вопрос. Главное, что фирма координирует свою деятельность по организации товародвижения и маркетинговую деятельность так, чтобы обеспечить рынку высокую степень удовлетворенности при умеренных издержках со своей стороны.

 

 

77. Унифицированная система организационно- распорядительной документации (УСОРД) Унифицированная Система документации (УСД) - совокупность форм документов, созданных по единым правилам и требова­ниям, функционирующих в определенной сфере деятельности (управлении, финансах и т. п.) УСД необходимы:

- для сокращения объемов документов;

- снижения затрат на составление и обработку документов.

В РФ разработаны следующие унифицированные системы:

- организационно-распорядительной документации;

- банковской документации;

- финансовой, учетной и отчетной бухг-ой докум-ции бюджетных орг-й;

- отчетно-статистической документации;

- учетной и отчетной документации предприятий;

- документации по труду;

- документации Пенсионного фонда РФ.

Табель унифицированных форм документов разрабатывается ми­нистерствами и ведомствами для сокращения кол-ва испо­льзуемых форм документов, их унификации и удобства работы с ними. Табель составляется в виде таблицы, в которой документы мо­гут быть систематизированы:

- по ф-циям и задачам (руководство, планирование, отчетность и т.п.);

- структурным подразделениям.

N№ п/п Наим-ие формы Док-та Дата утверждения Периодичность издания Структурн. Подразд-ие, отв.за подготовку С кем соглас-ся Прим-ие
             

Табель может дополняться графами:

- код формы документа по классификатору;

- ответственный за контроль исполнения;

- годовой тираж бланков и др.

Составление табеля, внесение в него изменений и дополнений, методическое обеспечение и контроль за его применением возлагаются на службу делопроизводства. Документирование управленческой деятельности - фиксация на бумаге или иных носителях по установленным правилам уп­равленческих действий, т. е. создание документов в сфере управления предприятием, организацией. Документирование осуществляется на языке (или двух языках), определенных нормативными актами государства или субъекта федерации.

При составлении документов необходимо соблюдать правила,обеспечивающие:

- легитимность документа;

- качественное и оперативное исполнение документов;

- поиск документов.

Документ должен содержать следующие реквизиты: - наименование организации - автора документа; - наименование вида документа; - дата; - номер документа; - заголовок к тексту; - текст; - подпись.

В зависимости от вида документа состав реквизитов может быть дополнен.

Документы управленческой деятельности должны составляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифици­рованная система организационно-распорядительной докумен­тации. Требования к оформлению документов».

Организационно-распорядителъные документы - документы, в которых фиксируют решения административных и организа­ционных вопросов, а также вопросов управления, взаимодей­ствия, обеспечения и регулирования деятельности органов вла­сти, предприятий, организаций и должностных лиц.

Организационно- распорядительная документация подразделя­ется на три основные группы документов:

- организационные (уставы, положения, правила, инструкции, оп­ределяюwие статус предприятия, его структурных подразделе­ний и порядок их работы);

- распорядительные (приказы по основной деятельности, распо­ряжения, решения);

- информационно-справочные (акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, до; докладные и служебные записки, протоко­лы и др.).

Исходя из специфики работы с документами можно выделить следующие группы документов:

- документы по личному составу (приказы по л/с, трудовые дого­воры, трудовые книжки, личные карточки ф. № Т-2, лицевые счета по зарплате, личные дела);

- коммерческие документы (коммерческие договоры, контракты, и другие документы, входящие в состав контракта в качестве приложения - спецификации, графики поставок и т. п.);

- документы по обращениям граждан (предложения, заявления, жалобы и документы по их рассмотрению).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: