Метод распределения рисков
Распределение рисков осуществляется обычно между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать» контролировать риски и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков.
Метод диверсификации
Диверсификация дает снижение портфельных рисков за счет разнонаправленности инвестиций. Доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля будет меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него. Простейшим примером является портфель, сформированный из 2-х ценных бумаг. В результате снижение курсовой стоимости одних бумаг практически полностью компенсируется ростом других, то есть независимо от ситуации на рынке, стоимость портфеля остается стабильной, а инвестиции подвержены лишь систематическому риску. Сформированный подобным образом портфель имеет в целом риск ниже, чем каждый из образующих его финансовых активов.
|
|
Метод лимитирования
Лимитирование обеспечивает установление предельных сумм расходов, продажи, кредита. Этот метод применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд хозяйствующим субъектам, при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п.
Метод хеджирования
Хеджирование — эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Способ позволяет зафиксировать цену приобретения или продажи на определенном уровне и таи образом компенсировать потери на спот-рынке (рынке наличного товара) прибылью на рынке срочных контрактов. Покупая и продавая срочные контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и тем самым повышает определенность результатов а производственно-хозяйственной деятельности.
Метод страхования
Страхование как система экономических отношении, включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) в случае возникновения потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями. Для страхования обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей соответствующим фондом (страховщика), и юридических или физических лиц, вносящих в фонд установленные платеж (страхователей). Их взаимные обязательства регламентаруются договором в соответствии с условиями страхования.
|
|
В зависимости от системы страховых отношений выделяют различные виды страхования: сострах-е, двойное страхов-е, перестрахование, самострахование.
При состраховании два страховщика и более участвуют определенными долями в страховании одного и того же риска, выдавая совместный или раздельные договоры каждый на страховую сумму в своей доле.
Двойное страхование подразумевает наличие нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей.
При перестраховании риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть застрахован им полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования. При наступлении страхового события страховая организация-перестраховщик несет ответственность в объеме принятых на себя обязательств по перестрахованию.
Самострахование — создание денежных и натуральных страховых фондов непосредственно в хозяйствующих субъектах. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений в финансово-коммерческой деятельности.
80. Управление социальным развитием п/п-я. Упр-е соц-ным развитием орг-и есть совокупность способов, приемов и процедур, позволяющих решать социальные проблемы. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду. Основные факторы социальной среды Фактор - движущая сила развития, применительно к социальной среде организации это понятие выражает условия, которые определяют характер и возможные последствия происходящих в ней изменений, в свою очередь воздействующих на персонал. К факторам соц. среды организации относятся: потенциал организации, ее социальная инфраструктура; условия и охрана труда; материальное вознаграждение трудового вклада; социальная защита работников; социально-психологический климат коллектива; внерабочее время и использование досуга. Потенциал организации отражает материально-технические и организ-но-эконом-ие возможности п/п-я: ее размеры и террит-ое располож-е, числен. и кач-во персонала, характер ведущих профессий, отраслевую принадлежн. и профиль п/п-я, объемы производимой прод-ции (товаров и услуг), форму собств-ти, фин-ое положение, состояние основных фондов и технич-ий уровень произв-ва, содерж-ие и организ-ые формы трудового процесса, известность фирмы, ее традиции и имидж. Это базовые факторы, оказывающие разностороннее, комплексное влияние на соц.среду как сосредоточие важнейших средств и стимулов, побуждающих и обеспечивающих социальное развитие организации. Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. В условиях РФ перечень таких объектов включает: обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо-, водо- и теплоснабжения, канализации, телефонной связи, радиовещания и т..п.; медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.); объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.); объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов); объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката); спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассей ны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий; коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества. Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, отраслевой принадлежности, местоположения и иных условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой либо иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.
|
|
Условия и охрана труда включают факторы, которые влияют на самочувствие и полезную отдачу работников, обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний. Условия труда - это совокупность психофизиологических, санитарно- гигиенических, эстетических и социально- психологических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывавших влияние на здоровье и работоспособность человека (воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов; сокращение объемов тяжелых работ; преодоление монотонности труда, рациональное использование регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания; наличие и удобства социально-бытовых помещений (раздевалок, душевых, туалетов, медпункта, комнат отдыха, буфетов, столовых и т.п.)). Охрана труда, призванная обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников, предусматривает: установление единых нормативных требований в сфере охраны труда, проведение мероприятий в организациях; гос. надзор и общественный контроль за соблюдением законных прав работников на труд, выполнением обязанностей по охране труда работодателями и самими работниками; обеспечение работников за счет работодателя специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическим питанием; предотвращение аварий и несчастных случаев на производстве, осуществление системы мер по реабилитации лиц, получивших трудовое увечье. Материальное вознаграждение трудового вклада - основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.
|
|
Оплата труда должна основываться на социальном минимуме - на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи (денежн.доходы включают: зар.плату, все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и уходу за ребенком, и т.п.). Расходную часть семейного бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение различных взносов(кредиты), на покупку товаров, продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищныx, коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень достатка семьи, качество и уровень ее жизни. Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию, безусловному соблюдению гражданских прав и социальных гарантий, установленных действующим в стране законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. В РФ эти меры, в частности, предусматривают: обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада); нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю), компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней; возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей; отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования; выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации. Денежные выплаты производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда. Социально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: нравственно-психологическая совместимость работников, их деловой настрой и социальный оптимизм. Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды организации: отдых и восстановление сил работников, устройство их домашнего быта, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга. Равнозначное досугу свободное время имеет особое значение для разностороннего развития личности. Оно служит восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связано с удовлетворением их социально-культурных потребностей, вызываемых в том числе ускорением научно-технического и социального прогресса, требованиями гуманизации труда. Если организация располагает разветвленной сетью собственной социальной инфраструктуры, управление ею осуществляется, как правило, отдельно. В этом случае возможен вариант, предусматривающий должность заместителя директора по социально-бьтовым вопросам с приданием ему в подчинение управленческих звеньев и должностных лиц, ведающих объектами социальной инфраструктуры, предоставлением жилищно-коммунальных, бытовых, оздоровительных, и иных соц. услуг. Задачи, выполняемые социальной службой, отличаются своими особенностями. Специалисты этой службы должны быть предельно внимательными к людям и их запросам, доверенными им средствами поддерживать благополучие работников и социально-психологический комфорт в коллективе, строго блюсти требования по охране и режиму труда, стимулировать интерес к делу. Важная задача управления социальным развитием - использование различных видов социальных и гуманитарных технологий как совокупности средств упорядочения, воспроизводства и обновления социальной среды организации. Непременным компонентом в функционировании социальной службы предстает соблюдение социальных норм, нормативов, стандартов - установленных обществом, государством, самой организацией правил, приемов, принципов, образцов поведения, требований к условиям жизнедеятельности человека. В круг задач социальной службы входит разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство - взаимозаинтересованное сотрудничество работодателей и работников в решении социальных проблем. Функции социальной службы: прогнозирование и планирование - важнейший инструмент управления социальным развитием. Оно в первую очередь предполагает глубокий и всесторонний анализ состояния соц.среды организации, осмысленную диагностику, выяснение и объяснение тех взаимосвязей, которые складываются между ее отдельными частями, а также предвидение, предсказание того, по какому «сценарию» лучше направить решение назревшей социальной проблемы. Планирование, будучи разновидностью рационально-конструктивной деятельности, означает как постановку целей, так и выбор средств и способов их достижения, позволяет с большей целесообразностью и эффективностью воздействовать на социальные процессы в организации.
Социальной службе присущи организационно-распорядительные и координирующие функции обеспечения мероприятий. Это требует взаимодействия и координации со смежными управленческими структурами организации, профсоюзами и другими общественными объединениями, отраслевыми и территориальными органами социального управления. Необходима также подготовка проектов документов по социальным вопросам - решений, приказов, положений, инструкций, рекомендаций и др. Существенную сторону деятельности социальной службы составляет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к активной работе по выполнению целевых программ и планово-социального развития, повышению результативности солидарных усилий (материальное и моральное поощрение).
Обязанностью социальной службы являются постоянный контроль за практической реализацией намеченных социальных мероприятий и информирование коллектива о переменах в социальной среде. Осуществление этих функций связано с получением, анализом и обобщением сведений, касающихся социального развития, подведением итогов, оценкой экономической и социальной эффективности улучшений, достигнутых в социальной среде организации.