Методы управления рисками

Метод распределения рисков

Распределение рисков осуществляется обычно между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать» контролировать риски и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков.

Метод диверсификации

Диверсификация дает снижение портфельных рисков за счет разнонаправленности инвестиций. Доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля будет меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него. Простейшим примером является портфель, сформированный из 2-х ценных бумаг. В результате снижение курсовой стоимости одних бумаг практически полностью компенсируется ростом других, то есть независимо от ситуации на рынке, стоимость портфеля остается стабильной, а инвестиции подвержены лишь систематическому риску. Сформированный подобным образом портфель имеет в целом риск ниже, чем каждый из образующих его финансовых активов.

Метод лимитирования

Лимитирование обеспечивает установление предельных сумм расходов, продажи, кредита. Этот метод применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд хозяйствующим субъектам, при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п.

Метод хеджирования

Хеджирование — эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Способ позволяет зафиксировать цену приобретения или продажи на определенном уровне и таи образом компенсировать потери на спот-рынке (рынке наличного товара) прибылью на рынке срочных контрактов. Покупая и продавая срочные контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и тем самым повышает определенность результатов а производственно-хозяйственной деятельности.

Метод страхования

Страхование как система экономических отношении, включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) в случае возникновения потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями. Для страхования обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей соответствующим фондом (страховщика), и юридических или физических лиц, вносящих в фонд установленные платеж (страхователей). Их взаимные обязательства регламентаруются договором в соответствии с условиями страхования.

В зависимости от системы страховых отношений выделяют различные виды страхования: сострах-е, двойное страхов-е, перестрахование, самострахование.

При состраховании два страховщика и более участвуют определенными долями в страховании одного и того же риска, выдавая совместный или раздельные договоры каждый на страховую сумму в своей доле.

Двойное страхование подразумевает наличие нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей.

При перестраховании риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть застрахован им полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования. При наступлении страхового события страховая организация-перестраховщик несет ответственность в объеме принятых на себя обязательств по перестрахованию.

Самострахование — создание денежных и натуральных страховых фондов непосредственно в хозяйствующих субъектах. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений в финансово-коммерческой деятельности.

 

 

80. Управление социальным развитием п/п-я. Упр-е соц-ным развитием орг-и есть совокуп­ность способов, приемов и процедур, позволяющих решать соци­альные проблемы. Оно представля­ет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и ком­плексного воздействия на социальную среду. Основные факторы социальной среды Фактор - движущая сила развития, применительно к социальной среде организации это понятие выражает условия, которые опре­деляют характер и возможные последствия происходящих в ней изменений, в свою очередь воздействующих на персонал. К факторам соц. среды организации относятся: потенциал организации, ее социальная инфраструктура; условия и охрана труда; материальное вознаг­раждение трудового вклада; социальная защита работников; со­циально-психологический климат коллектива; внерабочее вре­мя и использование досуга. Потенциал организации отражает материально-технические и организ-но-эконом-ие возможности п/п-я: ее размеры и террит-ое располож-е, числен. и кач-во персо­нала, характер ведущих профессий, отраслевую принадлежн. и профиль п/п-я, объемы производимой прод-ции (то­варов и услуг), форму собств-ти, фин-ое положение, со­стояние основных фондов и технич-ий уровень произв-ва, содерж-ие и организ-ые формы трудового процесса, из­вестность фирмы, ее традиции и имидж. Это базо­вые факторы, оказывающие разностороннее, ком­плексное влияние на соц.среду как сосредоточие важ­нейших средств и стимулов, побуждающих и обеспечивающих социальное развитие организации. Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бы­товых, культурных и интеллектуальных потребностей. В усло­виях РФ перечень таких объектов включает: обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, пра­чечные и пр.) с сетями энерго-, газо-, водо- и теплоснаб­жения, канализации, телефонной связи, радиовещания и т..п.; медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, апте­ки, санатории, профилактории и др.); объекты образования и культуры (школы, детские дошколь­ные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, биб­лиотеки, выставочные залы и т.п.); объекты торговли и общественного питания (магазины, сто­ловые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для постав­ки свежих продуктов); объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката); спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассей ­ны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособ­ленные для проведения физкультурно-оздоровительных ме­роприятий; коллективные дачные хозяйства и садово-огородные това­рищества. Организация в зависимости от своих масштабов, формы соб­ственности, отраслевой принадлежности, местоположения и иных условий может располагать целиком собственной социальной ин­фраструктурой либо иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими органи­зациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к управлению со­циальным развитием.

Условия и охрана труда включают факторы, которые влияют на самочувствие и полезную отдачу работников, обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение трав­матизма и профессиональных заболеваний. Условия труда - это совокупность психофизиологических, санитарно- гигиенических, эстетических и социально- психоло­гических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывавших влияние на здоровье и работоспособность челове­ка (воз­действие на работников вредных и опасных производственных факторов; сокращение объемов тяжелых ра­бот; преодоление мо­нотонности труда, рациональное использование регламентиро­ванных перерывов в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания; наличие и удобства социально-бытовых помещений (раздевалок, душевых, туалетов, медпункта, комнат отдыха, бу­фетов, столовых и т.п.)). Охрана труда, призванная обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников, предусматривает: установ­ление единых нормативных требований в сфере охраны труда, проведение меро­приятий в организациях; гос. надзор и обществен­ный контроль за соблюдением законных прав работников на труд, выполнени­ем обязанностей по охране труда работодателями и самими ра­ботниками; обеспечение работников за счет работодателя спе­циальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной и кол­лективной защиты, лечебно-профилактическим питанием; предотвращение аварий и несчастных случаев на производстве, осуществление системы мер по реабилитации лиц, получивших трудовое увечье. Материальное вознаграждение трудового вклада - основные расходы на рабочую силу, компенса­ция трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребно­стей людей в жизненных благах.

Оплата труда должна основываться на социальном миниму­ме - на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получе­ния им средств существования не только для себя, но и для своей семьи (денежн.доходы включают: зар.плату, все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных уч­реждений, пособия на детей и уходу за ребенком, и т.п.). Расходную часть семейного бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение различных взносов(кредиты), на покупку товаров, продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-­бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жи­лищныx, коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть по­казатель объема благ, получаемых семьей в течение определен­ного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Сред­недушевой доход и соответствующие расходы отражают степень достатка семьи, качество и уровень ее жизни. Социальную защиту работников организации составляют ме­роприятия по социальному страхованию, безусловному соблю­дению гражданских прав и социальных гарантий, установленных действующим в стране законодательством, коллективным дого­вором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. В РФ эти меры, в частности, предусматри­вают: обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада); нормальную продолжительность рабочего времени (40 ча­сов в неделю), компенсацию за работу в выходные и празд­ничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжи­тельностью не менее 24 рабочих дней; возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудо­вых обязанностей; отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования; выплату пособий по временной нетрудоспособности, еже­месячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессио­нальной подготовки или повышения квалификации. Денежные выплаты производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зар­плату или долю минимальной оплаты труда. Социально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал орга­низации. В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодейству­ют три основных компонента: нравственно-психологическая со­вместимость работников, их деловой настрой и социальный оп­тимизм. Внерабочее время образует еще одну группу факторов соци­альной среды организации: отдых и восстанов­ление сил работников, устройство их домашнего быта, выпол­нение ими семейных и общественных обязанностей, использо­вание досуга. Равнозначное досугу свободное время имеет особое значение для разностороннего развития личности. Оно служит восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связано с удовлетворением их социально-культурных потребностей, вызываемых в том числе ускорением научно­-технического и социального прогресса, требованиями гума­низации труда. Если организация располагает разветвленной сетью собствен­ной социальной инфраструктуры, управление ею осуществляется, как правило, отдельно. В этом случае возможен вариант, преду­сматривающий должность заместителя директора по социально-­бьтовым вопросам с приданием ему в подчинение управленческих звеньев и должностных лиц, ведающих объек­тами социальной инфраструктуры, предоставлением жилищно-коммунальных, бытовых, оздоровительных, и иных соц. услуг. Задачи, выполняемые социальной службой, отличаются свои­ми особенностями. Специалисты этой службы должны быть пре­дельно внимательными к людям и их запросам, доверенными им средствами поддерживать благополучие работников и социаль­но-психологический комфорт в коллективе, строго блюсти тре­бования по охране и режиму труда, стимулировать интерес к делу. Важная задача управления социальным развитием - исполь­зование различных видов социальных и гуманитарных технологий как совокупности средств упорядочения, воспроизводства и об­новления социальной среды организации. Непременным компонентом в функционировании социальной службы предстает соблюдение социальных норм, нормативов, стан­дартов - установленных обществом, государством, самой орга­низацией правил, приемов, принципов, образцов поведения, тре­бований к условиям жизнедеятельности человека. В круг задач социальной службы входит разработка и реали­зация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство - вза­имозаинтересованное сотрудничество работодателей и работников в решении социальных проблем. Функции социальной службы: прогнозирование и планирование - важнейший инструмент управления социальным развитием. Оно в первую очередь пред­полагает глубокий и всесторонний анализ состояния соц.среды организации, осмысленную диагностику, выяснение и объ­яснение тех взаимосвязей, которые складываются между ее от­дельными частями, а также предвидение, предсказание того, по какому «сценарию» лучше направить решение назревшей соци­альной проблемы. Планирование, бу­дучи разновидностью рационально-конструктивной деятельно­сти, означает как постановку целей, так и выбор средств и спо­собов их достижения, позволяет с боль­шей целесообразностью и эффективностью воздействовать на социальные процессы в организации.

Социальной службе присущи организационно-распорядительные и координирующие функции обеспечения мероприятий. Это требует взаимодействия и координации со смежными управленческими структурами организации, профсоюзами и другими обществен­ными объединениями, отраслевыми и территориальными орга­нами социального управления. Необходима также подготовка проектов документов по социальным вопросам - решений, прика­зов, положений, инструкций, рекомендаций и др. Существенную сторону деятельности социальной службы состав­ляет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к активной работе по выполнению целевых программ и планово-социального развития, повышению результативности солидар­ных усилий (материальное и моральное поощрение).

Обязанностью социальной службы являются постоянный кон­троль за практической реализацией намеченных социальных меро­приятий и информирование коллектива о переменах в социаль­ной среде. Осуществление этих функций связано с получени­ем, анализом и обобщением сведений, касающихся социального развития, под­ведением итогов, оценкой экономической и социальной эффек­тивности улучшений, достигнутых в социальной среде органи­зации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: