Действующее законодательство различает частный и публичный земельные сервитуты

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ГК РФ (п.1 ст. 274), собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имуществом.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичные серв ит уты могут устанавливаться для:

· прохода или проезда через земельный участок;

· использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

· размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов с ним;

· проведения дренажных работ на земельном участке;

· забора воды и водопоя;

· прогона скота через земельный участок;

· сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в сроки, продолжительность которых соответствует условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

· использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

· временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

· свободного доступа к прибрежной полосе.

· В комментированной литературе есть высказывания, что в Земельном кодексе (п. 3 ст. 22) установлен исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитута. С этим согласиться нельзя, так как действующее федеральное законодательство предусматривает возможность установления публичных сервитутов в других случаях:

· установление публичных сервитутов в области градостроительства определяется государственными или общественными интересами (п.1 ст. ГК РФ);

· на земельных участках, через которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть (п.4 ст. 13 ФЗ от 19.07. 1998 г. «О гидрометеорологической службе»).

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в Земельном кодексе РФ принципе участия граждан и общественных организаций (объединениях) в решении вопросов, касающихся прав на землю (п.1 ст.1).

Порядок проведения таких слушаний Земельный кодекс не предписывает. Представляется, что порядок, процедура слушаний и определение их результатов должны устанавливаться, исходя из предписаний Федерального закона «Об общественных объединениях». Согласно этому закону граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов (ст. 3). Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, вносить предложения в органы государственной власти (ст.27).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: