Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения

Земельный кодекс РФ (п. 6 ст. 27) предусматривает особый порядок регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Его особенности предопределяются рядом природных и социальных факторов. Земли сельскохозяйственного назначения — компонент окружающей среды, включающий почвы, и природный ресурс, являющейся средством производства в сельском хозяйстве, обеспечивающим продовольственную безопасность страны, уровень благосостояния российского населения. Государство обязано особо охранять земли сельскохозяйственного назначения от нерационального их использования. Данную задачу решает Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятый в 2002 году.

Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на землях сельхозназначения. Определяет условия предоставления земельных участков сельхозназначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятие их в государственную и муниципальную собственность.

Действие названного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Федеральный закон (п. 3 ст. 1) называет шесть принципов, на базе которых разрешается оборот земель сельскохозяйственного назначения.

По содержанию они созвучны, но не повторяют требования основных принципов земельного законодательства, сформулированных в Земельном кодекса РФ (ст. 1), а конкретизируют их применительно к землям сельскохозяйственного назначения.

Назовем эти принципы: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление размера общей площади участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц; 3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением продажи с публичных торгов; 4) преимущественное право субъекта Российской Федерации (в установленных случаях — органа местного самоуправления) на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельхозназначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; 5) установление особенностей предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, также иностранным юридическим лицам; 6) предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков сельхозназначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: