Третья часть статьи знакомит начинающих фотографов с приемами построения кадра

Когда художник приступает к написанию новой картины, перед ним стоит чистый холст. И он, художник, имеет возможность корректировать, или даже выстраивать композицию по своему усмотрению, при случае, исключая лишние детали. Фотограф- тоже художник, он русует светом, используя фотоаппарат. Поэтому изменяется подход к изобразительному искусству – мы принимаем решение о кадрировании, и выстраиваем композицию. Что такое композиция в фотографии? Это гармонично расположенные в кадре объекты, наполняющие изображение смыслом, раскрывающие замысел и идею фотографии.

Правила композиции – тема порой спорная, мнения на этот счет могут быть диаметрально противоположными. А так как сейчас увлечение фотографией настолько массово, что кого ни возьми – все «фотографы». Многие из них называют себя фотохудожниками, культивируя понятие «свободный взгляд». Дескать, «любые правила – рамки, сковывающие творческий полет». Возможно. Однако для меня более приемлемо наличие композиции, чем ее отсутствие. Все-таки хорошее фото – когда в нем нет места дисгармонии между смысловыми центрами.

Поэтому я предлагаю определение «грамотная композиция» — когда фотография воспринимается целостно, вызывает интерес у зрителя, рождает эмоциональный отклик. Понятие композиции возникло еще со времен возникновения изобразительного искусства. На сегодняшний день сформирован определенный набор правил композиции, знание которых существенно облегчит создание целостных, гармоничных для восприятия, фотографий.

Перед тем, как приступать к рассмотрению правил композиции, стоит уделить внимание инструментарию фотографа. Вспомните, что использует художник при написании картины? Это мольберт, холст, палитра, кисточки и т.п. У фотографа в арсенале имеются объективы для контроля над количеством пространства. Выбирая освещение, мы контролируем проработку форм, текстур, тоновую и цветовую гамму. Фотограф также может повлиять на линейный рисунок кадра, выбирая точку съемки и перспективу.
Начинающие фотографы обычно выстраивают кадр «как по учебнику», к тому же несколько сумбурно, шаблонно. Опытные же просто следуют интуиции, проявляя гибкость ума и используя наработанные навыки, не отвлекаясь на чисто технические аспекты.

С чего начинается хорошая композиция? Со смыслового центра, конечно же. Это отправная точка любого снимка.

При портретной съемке все понятно – это лицо модели. А как быть со съемкой пейзажа? Во-первых, смысловой центр не обязательно должен занимать большую часть кадра. Скорее наоборот, лишь малую его часть, однако, своей фактурой, контрастом, расположением -должен мгновенно «притягивать» взгляд. Если смысловых центров в кадре более одного – нужно искать наиболее выгодное их расположение в кадре.

Для этого следует не лениться, и поискать максимально выгодную точку съемки. Не бойтесь подходить поближе, ведь таким образом вы наверняка избавитесь от лишних деталей в кадре. Большинство фотографов снимают стоя, реже – сидя, и очень редко – сверху или лежа. Не следуйте за большинством, ищите свою точку съемки.

Пришло время рассмотреть основные правила композиции:

Правило одной трети.

Возможно, это наиболее известное правило. Предполагает условное разделение кадра на три равных части, при этом смысловой центр занимает либо две трети от площади кадра, либо одну треть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: