Методические указания по выполнению и оформлению курсовых работ

Курсовая работа по дисциплине «Творческое развитие младших школьников» представляет собой самостоятельную учебно-методическую работу студента, которая выполняется под руководством научного руководителя, имеет целью развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В процессе выполнения курсовой работы студенты овладевают методами научных исследований, углублённо изучаютотдельные проблемы и вопросы творческого развития младших школьников.

Выполнение курсовой работы предполагает глубокое иболее объемное, чем написание реферата или подготовка доклада к семинару, исследование теоретических и практических проблем, представленных в учебном курсе.

Научность исследования в курсовой работе обусловлена решением комплекса задачпо одной из проблем курса, соотнесением теоретических положений с фактами проявления творчества детей в разных видах деятельности, систематическим и научнымизложением материалов исследования в тексте работы, оперированием современнымтерминологическим аппаратом.

Курсовая работа должна характеризоваться актуальностью обозначенной темы исследования с учетом современного состояния отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки. При выполнении этой работы студент овладевает умениями и навыками интеграции теоретической и эмпирической информации, полученной в результате самостоятельного поиска. Обучается умению применять теорию для описания, анализа педагогических фактов и данных диагностики, а также проектирования педагогической деятельности.

Выполнение курсовой работы условно разделяется на несколько этапов:

1) выбор темы работы, примерное определение её будущего содержания; уточнение и конкретизация формулировки темы;

2) знакомство с литературой по теме исследования, отбор источников для работы над проблемой исследования;

3) теоретический анализ отобранной литературы;

4) составление плана курсовой работы с учетом всех методических указаний по теме исследования;

5) планирование и проведение исследовательской работы, анализ её результатов;

6) письменное изложение работы, её оформление и представление на кафедру научному руководителю (прикрепление в системе дистанционного обучения).

Структура курсовой работы включает следующие элементы:

1. Титульный лист (см. Положение о курсовой работе (курсовом проекте) от 17.05. 2017 г. и Приложение).

2. Задание на выполнение курсовой работы (курсового проекта) (см. Положение о курсовой работе от 17.05. 2017 г. и Приложение).

3. Оглавление.

4. Введение.

5. Основная часть, состоящая из двух глав.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

8. Приложение.

Введение в курсовой работе включает следующие важные элементы методологического аппарата:

- описание актуальности исследования;

- представление разработанности темы и формулировкапроблемы исследования;

- указание темы;

- формулировкацели исследования;

- выделение и формулировка объекта и предмета исследования;

- выдвижение гипотезы исследования;

- формулировка задач исследования;

- указание методов научного исследования;

- формулировка практической значимостиработы.

Важной чертой методологического аппарата является необходимость внутренней логики,связывающей все его элементы, единство всех его компонентов.

Обоснование актуальности темы работы предполагает ответ на вопрос: почему нужно изучать данную проблему в настоящее время?

Актуальность темы курсовой работы связана с наличием проблемной ситуации, при которой существующее научное знание оказывается недостаточным для разрешения какой-либо педагогической проблемы.Поэтому важно показать разработанность темы, которую раскрывают на основе аналитического обзора научных работ и публикаций, практических рекомендаций, методических разработок по проблеме исследования.

Необходимость решения проблемы возникает в том случае, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность или недостаточность, а новое ещё не приняло развитые формы. Сформулировать научную проблему – значит выяснить, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Цель курсовой работы – это научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно.

Объектом исследования выступает творческое развитие младшего школьника. Тема работы определяется предметом исследования. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное: в объекте должна быть выделена та часть, которая и выступает предметом рассмотрения. Границы исследования определяются предметом, на него направлено основное внимание, в то же время один и тот же объект может быть связан со множеством предметов исследования.

Гипотеза – это научное предположение, которое выдвигается с целью объяснения каких-либо явлений и требует теоретического обоснования и опытной проверки. Рабочая гипотеза, цель, задачи исследования определяют стратегию его проведения и выбор инструментария, т.е. частных методов и методик.

Определив цель и гипотезу исследования, можно сформулировать задачи, которые конкретно и поэтапно призваны к реализации цели. Их число, как правило, бывает от трех до четырех, при этом используются формулировки: изучить, выявить,разработать и т.д.

Методы исследования – это способы эмпирического и теоретического познания. С помощью методов исследования получают достоверные сведения, которые используют для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. К методам исследования относятся: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, анкетирование, проективные методики, анализ продуктов детского творчества, тестирование и др.

Практическаязначимость предполагает описание результатов, которые были предложены и внедрены автором в практику психолого-педагогической деятельности.

Основнаячасть курсовой работы (две главы) представляет теоретические основы и краткий генезис поставленной проблемы.В ней описывается проведенное студентом исследование, обосновываются полученные результаты, предлагается объективный анализ собранного эмпирического материала, в конце дается краткое обобщение проделанной работы.

Теоретическая часть должна характеризоваться самостоятельностью проведенного анализа литературы, нельзя допускать механическогопереписывания(копирования) текста из учебников и других источников, использование утративших свою актуальность источников.

При анализе литературы важно обращаться к материалам исследования и научно-методическим работам, опубликованным в профессиональной периодической печати, в научно-методических журналах, сборниках научных конференций, учебниках, учебных пособиях, авторефератах диссертаций, которые были опубликованы за последние пять лет. При анализе литературы по теме исследования можно обращаться и к хрестоматийным источникам, в том случае если это теоретические работы ученых, не потерявшие актуальности и на современном этапе развития науки.

Первый параграф первой главы необходимо посвятить генезису основного понятия по теме курсовой работы, рассмотреть его структуру, компоненты, подходы к определению и трактовке данного понятия в психологии и педагогике.

Второй параграф первой главы следует посвятить изучению возрастных проявлений творчества детей, сконцентрировав внимание на характеристиках исследуемого качества, которое выделено в предмете и теме исследования.

При оформлении текста главы следует обеспечить связь со списком используемой литературы, дать ссылки на научные труды и цитаты с указанием страниц в литературном источнике.

В конце каждого параграфа и главы формулируются краткие итоги и выводы.

Во второй главе описывается проведение и итоги эксперимента: его методы, методики, процедуры (первый параграф второй главы), анализ полученных эмпирических данных опытно-экспериментальной работы (второй параграф второй главы) и рекомендации по развитию исследуемых качеств у младших школьников в соответствии с предметом и темой курсовой работы (третий параграф второй главы).

При описании методики или технологии следует ссылаться на первоисточники: кем и когда была предложена данная диагностическая методика, кем и как адаптирована.

Компонентами данной главы являются:

- стратегия построения эксперимента, логика и последовательность проведения исследования качеств у младших школьников;

- процедура проведения эксперимента: в этой части излагаются ход, психолого-педагогического исследования, инструкции, которые предлагаются испытуемым; желательно указывать временн ы е параметры исследования, формы протекания взаимодействия исследователя с испытуемым и другую важную информацию и комментарии; проводить качественный анализ полученных эмпирических данных и оформлять их в виде количественных данных (высокий-средний-низкий уровень развития в % и всуммарном количестве детей);

- обработкарезультатов опытно-экспериментальной работы: для лучшей наглядности полученных данных можно использовать таблицы, графики, гистограммы, круговые диаграммы, которые могут быть представлены как в тексте, так и в приложении к курсовой работе; по результатам проведенного исследования могут быть предложены рекомендации по развитию тех психических или личностных качеств, которые находятся на недостаточном уровне развития у детей младшего школьного возраста.

В тексте второй главы курсовой работы следует помещать самый необходимый иллюстративный материал (таблицы, графики, схемы, диаграммы, гистограммы), не перегружать им основную часть работы, а выносить, по возможности, в приложение.

Таблицы подписываются над ее содержанием в следующем виде:

«Таблица 1 - Уровень развития …. у младших школьников».

Диаграммы, гистограммы, графики и т.п. подписываются как рисунки. Подпись размещается под диаграммой и оформляется в следующем виде: «Рисунок 1- Уровень развития … у младших школьников».

Заключение должно бытьпосвящено подведению итогов, формулировке выводов, касающихся всего хода исследования.Необходимо определить, достигнута ли цель и решены ли задачи, подтвердилась ли гипотеза исследования, соответствуют ли полученные экспериментальные данные теоретической части. Важно обосновать возможность практического использования основных положений работы;продемонстрировать возможность изменения сложившейся практики педагогической работы, внедрения результатов работы. Также следует определить дальнейшие перспективы работы над темой. Важным требованием к заключению является краткость и обстоятельность изложения. Нужно избегать повторов содержания введения, основной части работы, выводов, сделанных по главам.Следует помнить, что рекомендации и выводы, содержащиеся в заключении, должны быть максимально обобщены.

После заключения должен быть представленсписок используемой литературы, который составляется в алфавитном порядке. Он должен включать перечень официальных документов, научную и учебную литературу, ссылки на публикации в периодической печати и в интернет-источниках.

Для курсовой работы количество источников – не менее 25-30. Оформление списка используемой литературы должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.80.

Запись о книге, написанной одним автором, будет выглядеть так:

Линьков, С.М. Пособие по созданию сайтов / С.М. Линьков. – СПб.: IT-контора, 2016. – 167 с.

Запись книги с несколькими авторами:

Линьков, С.М. Пособие по созданию сайтов/ С.М. Линьков, П.И. Мавренко, В.М. Топал и др. – СПб.: IT-контора, 2016. – 167 с.

Пример описания для статьи из периодического издания:

Линьков, С.М. Пособие по созданию сайтов/ С.М. Линьков// Виртуальная реальность. – 2016. – № 7 (18) – С. 8-11.

Описание многотомных изданий:

Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: собр. соч. в 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2004. – 385 с.

Описание авторефератов диссертаций:

Михневич, М.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: Дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01. – Мн., 1989. – 151 с.

Описание электронных ресурсов

Диск:

Даль, В. И. Толковый словарь живого великого языка Владимира Даля [Электронный ресурс] / В. И. Даль; подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. – Электрон.дан. – М.: АСТ, 1998. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

Электронный журнал:

Краснов, И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян [Электронный ресурс] / И. С. Краснов // Физическая культура: науч.-метод. журн. – 2013.— № 2. – Режим доступа: http://sportedu.ru. – (Дата обращения: 05.02.2017).

Сайт:

Защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrkomi.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.04.2017).

Список источников рекомендуется составлять в единой нумерации, по которой приводятся соответствующие ссылки при оформлении цитат в основном тексте. Например: [10, C. 27], первая цифра – это порядковый номер по списку, вторая цифра – страница цитируемого источника.

После списка используемой литературы помещается Приложение, где могут быть таблицы, схемы, диаграммы, протоколы эксперимента, программы, планы, проекты, которые не могут быть в полном объеме помещены в тексте и в то же время необходимы для иллюстрации основных положений работы. В тексте работы помещаются ссылки на Приложение.

Приложенияследует оформлять на отдельных листах, каждое из них размещается под тематическим заголовком и с надписью в правом верхнем углу – «Приложение» с указанием порядкового номера (например, «Приложение 1»).

Общий объём курсовой работы без учета Приложения должен составить не более 40 страниц текста.Текст должен быть набран в редакторе WORD, содержать на странице 28 – 30 строк, в строке около 60 знаков, строки располагать через 1,5 интервала, шрифт TimesNewRoman 14. Сноски делаются в квадратных скобках. Нумерация страниц проставляется в верхней части листов по центру. Титульный лист, содержание работы не нумеруются. Нумерация начинается с цифры 3 с раздела «Введение».

 

 

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

____________________________________________________________

(институт)

____________________________________________________________

(кафедра)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по учебному курсу «Творческое развитие младших школьников»

 

 

Тема «__________________________________________________»

 

Студент группы ППОб-   (И.О. Фамилия)  
Руководитель   (И.О. Фамилия)  
    Оценка ____________ Дата ______________
     

 

 

Тольятти 20__

 

Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: