Методика и организация выполнения курсовой работы

 

План курсовой работы (приложение 4) должно быть сложным и содержать:

вступительную часть;

три раздела;

выводы и предложения;

список литературы;

приложения.

Первым этапом начала работы становится выбор темы курсовой работы, ее осмысление и обоснование. Из перечня тем, предложенных кафедрой, студент выбирает ту, которая наиболее полно соответствует его учебно-производственным интересам и склонностям. Вместе с руководителем необходимо определить границы раскрытия темы, которые будут освещаться в исследовании.

При выяснении объекта, предмета и цели исследования необходимо учитывать, что между ними и темой курсовой работы являются системные логические связи.

Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой для исследования информации.

Предмет исследования - это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Таким образом, предмет исследования уже, чем объект.

Объект исследования - это процесс или явление, продолжает проблемную ситуацию. Предмет исследования содержится в пределах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание студента, поскольку предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая определяется на титульном листе как ее название.

Цель исследования любой курсовой работы заключается в обобщении существующего состояния научной разработки и законодательной регламентации проблемы. Цель исследования - это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решение задач в условиях вноору методов и приемов исследования в процессе подготовки учебно-научной работы студентом.

Для достижения поставленной цели в работе решаются задачи, которые по сути должны совпадать с планом исследования. Задачи исследования курсовой работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Гипотеза исследования - это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследования. Показать, как после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме можно сформулировать предположу ния о результатах исследования при этом миркування идет от следствия к причине.

Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой.

Методологической основой подготовки курсовой работы является формальная (элементарная) и диалектическая логика, выявляется при исследовании связи нормативного материала, юридической науки и практики и выявлении причинно-следственной связи между системой экономических, исторических, политических и правовых элементов. Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы и которые были инструментом в добывании необходимого фактического материала. Метод - это совокупность приемов. Иными словами, прием - это части на метода.

Например, при исследовании можно использовать следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

Введение целесообразно писать после того, как написана основная часть курсовой работы. Если студент решил не касаться некоторых аспектов темы, он должен указать об этом в поступлении. Главной задачей вступительной части является обоснование актуальности i практической значимости выбранной темы дипломной работы, особенностей постановки i решение относительно конкретных условий исследования. Кроме того, в этой части работы следует четко определить еецели и задачи (опираясь на план), предмет, объект исследования и подать краткую информацию о нем.

Первый раздел теоретический может содержать несколько параграфов. Теоретическое обоснование должно определять роль i место исследуемых явлений и процессов в деятельности предприятия. В этом разделе обосновывается теоретическая база выбранной проблемы, дается обзор литературных источников, новых разработок, опубликованных статистических данных со ссылкой на источники, другой информации, связанной с темой. На основе изучения научной, учебно-методической литературы раскрываются подходы различных авторов к решению проблемы, показывается, в чем заключается сходство, а в чем - различие их взглядов, а также обосновываются собственные взгляды на проблему.

В этом разделе дается оценка действующих законов, постановлений, указов и других официально распорядительных документов, нормативной и справочной базы по исследуемой проблемой. Раскрывается собственное понимание этой базы, обосновываются необходимость, целесообразность отдельных документов.

Теоретическое обоснование, суть, значение,, история и современные тенденции предмета исследования, методические подходы должны иметь определенные элементы научной новизны, утвержденных собственной позиции относительно выбранных методов исследования, то есть четко определено теоретическое поле работы позволяет перейти в следующих главах к конкретному аналитического исследование. (темы первого раздела приведены в приложении 6)

Второй аналитический раздел (зависит от задачи преподавателя, которое должно учитывать специфику дисциплины), обеспечивает логическую последовательность исследования, должен стать переходным к следующему третьего раздела i совместить приобретенные теоретические знания и умение использовать выбранные методы i определенный методический инструментарий.

Описание, характеристика современного состояния исследуемой проблемы на объекте исследования, диагностики деятельности предприятия с точки зрения выбранного направления исследования, основательный анализ с использованием накопленного фактического материала и с привлечением всех теоретических знаний, определенного методического инструментария.

Источником информации являются плановые i фактические показатели хозяйственной деятельности, статистическая и бухгалтерская отчетность, приказы, распоряжения, результаты наблюдений, опросов i обследований и других методов сбора первичной информации, используемых студент во время преддипломной практики.

Особое значение имеет правильное обобщение накопленного фактического материала, группировка и обработка данных, на основе которых производится квалифицированный анализ, обосновываются предложения. (проблемы, по решению приведены в приложении 7). Каждый студент выбирает пять проблем для решения.

Задачей третьего рекомендательного раздела является разработка конкретных рекомендаций, предложений, моделей управления параметрами развития, деятельности организации на базе основных теоретических положений, методических подходов, методического инструментария, изложенные в первом разделе, атакже выводов проведенного во второй главе исследования.

Логическим завершением курсовой работы выводы. Главная их цель - итоги работы. Выводы представляются в виде отдельных лаконичных положений, методических рекомендаций. Очень важно, чтобы они соответствовали поставленной задачей. В выводах необходимо указать не только то положительное, что удалось обнаружить в результате изучения темы, но и недостатки и проблемы, а также конкретные рекомендации по их устранению.

Список литературы составляется на основе рабочей картотеки и отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является "визитной карточкой" автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне владения навыками работы с научной литературой (приложение 2).

Источниками для формирования списка литературы могут быть:

- список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины;

- каталоги телекоммуникационной двухуровневой библиотеки СГА и библиотек, в которых ТКДБ предоставляет доступ в режиме виртуального читального зала (ЦБОР, НСБ, ОБД РГБ)

- библиографические списки и сноски в учебниках и научных изданиях (монографиях, научных статьях) последних лет или диссертациях по данной тематике;

- рекомендации преподавателя

В первую очередь стоит подбирать литературу за последние 3-5 лет, поскольку в ней отражены последние научные достижения по данной проблеме, современное законодательство и практическая деятельность. Использование литературных и других источников 10-ти, 20-ти или даже 30-ти летней давности должно быть скорректировано применительно к современным концепциям ученых и специалистов.

Список в письменной курсовой работы должен включать не менее 20 библиографических описаний источников и литературы.

Завершая написание курсовой работы, необходимо систематизировать иллюстративный материал. Иллюстрации подавать в тексте или оформлять в виде приложений. Все приложения должны иметь порядковую нумерацию и названия, соответствующие их содержания.

Курсовую работу рекомендуется выполнять сначала в черновом варианте. Это позволяет вносить в текст необходимые изменения и дополнения как по инициативе самого автора, так и согласно замечания руководителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: