Культурная революция в первые годы советской власти

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

По­всюду открылись школы — во дворцах и казармах, на заводах и фабриках... В эти школы устремились миллионы детей и даже некоторые сорока — или шестидесятилетние люди.

Уже в годы гражданской войны Советское государство открывало новые музеи, библиотеки, клубы. Перед революцией в Москве было всего 16 массовых библиотек, а после революции в 1920 г. здесь действовало уже 119 таких библиотек. Несмотря на свою крайнюю бедность, государство выделяло большие средства на культурные нужды: бесплатно распределяло среди трудящихся газеты и книги, отменило плату за обучение во всех учебных заведениях, за посещение музеев и театров.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (обиходное название Отдела пропаганды и агитации приЦК КПСС(ранее ЦК ВКП(б)),Главполитпросвет (Главный политико-просветительный комитет Наркомпроса РСФСР, осуществляет руководство политической, просветительской и агитационно-пропагандистской работы), Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения РСФСР, контролирует все культурно-гуманитарные сферы), Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств, осуществлявший цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в средствах массовой информации)и другие.

Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства, вводилась жёсткая цензура.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 годаследовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития.

В 1919 г. Совет Народных Комиссаров обна­родовал декрет о ликвидации неграмотности. Все граждане в возрасте от 8 до 50 лет, не умею­щие читать и писать, должны были обучиться грамоте на родном или русском языке, по жела­нию. Через полтора года была создана Всерос­сийская чрезвычайная комиссия по ликвида­ции безграмотности.

В царской России преподавание в школах национальных районов велось на русском языке. После революции здесь было введено преподавание на родном языке. Благодаря этому школа стала доступна для многих миллионов детей, которые могли учиться на своем родном языке. Для народностей, не имевших собственной письменности, советские ученые со временем создали алфавит.

К середине 30-х гг. в СССР было осуществлено всеобщее начальное обучение. В предвоенные годы почти всеобщим стало неполное среднее (семилетнее) образование. К тому времени в основном была достигнута и всеобщая грамотность населения.

Большую роль в пролетаризации высшей школы и подготовке кадров народной интеллигенции сыграли рабфаки (рабочие факультеты). Это были специальные учебные заведения, в которых рабочие и крестьяне в сокращенные сроки получали среднее образование, а затем поступали в вузы. Аудитории высших учебных заведений, консерваторий, музыкальных и художественных школ все более заполняли рабочие и крестьяне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: