Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Первый раздел «Русский язык и современная речевая ситуация»знакомит студентов с важнейшими сведениями о сущности языка, его основных функциях и месте в жизни общества, о системе русского языка на данном этапе его исторического развития, а также понятиями речевой культуры и критериями культуры речи. При изучении данного раздела программы целесообразно не ограничиваться материалами учебников и учебных пособий по русскому языку. Чрезвычайно эффективным представляется установление междисциплинарных связей, прежде всего с такими научными дисциплинами, как история, философия, культурология, психология и др.

Для глубокого усвоения теоретических вопросов данного раздела рекомендуется изучить, наряду с лекционными материалами, информацию, представленную в перечнях основной и дополнительной учебной литературы.

 

Раздел 2. Культура устной и письменной речи

Тема 2.1.Нормативное произношение и ударение

Содержание темы

Стратификация русской звучащей речи и ее единиц. Звуковая система (система звуковых типов). Система слогов. Словесное ударение в русской речи.

Акцентологические варианты произношения слов и их стилистическая характеристика.

Орфоэпия и орфография. Особенности произношения гласных звуков в безударных слогах, безударные гласные после шипящих и ц. Трудности звукоупотребления в словах иноязычного происхождения. Произношение сочетаний согласных.

Практическое занятие «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка» (форма обучения: очная, очно-заочная)

1. Трудности звукоупотребления

1.1. Произношение гласных звуков (произношение безударных гласных после шипящих и ц; безударный гласный о в словах иноязычного происхождения; произношение ударных гласных е [е] и е//ё [о]; чтение буквы я в начале слова

1.2. Произношение согласных звуков (твердость и мягкость согласных; произношение заимствованных слов с твердыми и мягкими согласными перед е; звонкие согласные в конце слов; сочетания согласных чн, чт, жд, зж, жж и др.)

2. Трудности ударения

3. Орфоэпия и орфография

 

Тема 2.2.Нормы русской орфографии

Содержание темы

Принципы русской орфографии. Орфограмма. Типы орфограмм. Слитные, раздельные и дефисные написания. Дифференцирующие написания. Прописные и строчные буквы. Графические сокращения.

 

Тема 2.3.Пунктуация как показатель речевой культуры

Содержание темы

Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания (отделительные, выделительные). Позиции пунктуационных знаков (знаки конца, середины и парные знаки). Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания. Факультативная и авторская постановка знаков препинания. Пунктуационная норма и пунктуационное правило.

 

Практическое занятие по темам 2.2. и 2.3. «Культура письменной речи». Контрольный диктант ( формы обучения: очная, очно-заочная, заочная)

Практическое занятие по темам 2.2. и 2.3. «Культура письменной речи» (форма обучения: очная)

1. Работа над ошибками в диктанте

2. Употребление прописных букв в текстах документов

3. Правописание юридических терминов

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow