ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ...................................................................... 8
Глава 1. Культурология как общенаучная теория культуры........................... 9
Глава 2. Понятие «культура»........................................................................... 16
§1. Основные определения культуры...................................................................................... 16
§2. Культура и цивилизация..................................................................................................... 26
Глава 3. Типология культуры.......................................................................... 33
§ 1. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского......................................... 33
§ 2. Культурологическая концепция О. Шпенглера............................................................... 39
§ 3. Цивилизационная теория А. Дж. Тойнби......................................................................... 45
§4. Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина....................................................... 48
Глава 4. Структура и функции культуры........................................................ 52
§ 1. Структура культуры............................................................................................................ 53
§ 2. Функции культуры.............................................................................................................. 59
Глава 5. Религия и мифология в системе культуры....................................... 68
Глава 6. Искусство как форма культуры......................................................... 79
Глава 7. Право и мораль как явления культуры............................................ 87
§ 1. Феномен права в культуре................................................................................................. 87
§ 2. Мораль в системе культуры............................................................................................... 93
Глава 8. Социально-культурные характеристики науки............................... 98
Глава 9. Развитие техники и судьба культуры.............................................. 108
Глава 10. Проблемы межкультурной коммуникации.................................. 120
§ 1. Коммуникация в культуре................................................................................................ 120
§ 2. Ценностный аспект культур и межкультурная коммуникация.................................. 124
§ 3. Культурная, этническая и личная идентичность........................................................... 131
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ культуры.............................................................. 136
Глава 11. Античная культура......................................................................... 137
Глава 12. Европейская культура Средних веков.......................................... 147
Глава 13. Средневековая арабо-мусульманская культура........................... 157
Глава 14. Культура Византии........................................................................ 171
Глава 15. Культура эпохи Возрождения....................................................... 185
Глава 16. Культура Нового и Новейшего времени...................................... 198
Глава 17. Русская культура X–XVII веков.................................................... 206
Глава 18. Русская культура XVIII–XIX веков............................................... 213
Глава 19. Серебряный век русской культуры............................................... 220
Глава 20. Советская культура и постсоветский период................................ 229
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 240
ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ............................ 243
краткий культурологический словарь...................................... 270
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................ 276
ВВЕДЕНИЕ
Введение – для того, кто читает, предисловие – для того, кто перелистывает.
Георг Лихтенберг. «Афоризмы»
Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории известных произведений искусства, личности их творцов. Культурология даёт новое, целостное видение, изменяет наше понимание, позволяя подняться ещё на одну ступень научного познания и художественного постижения истории, современности, окружающего нас мира и нас самих.
В. М. Розин
В настоящее время культурология изучается практически во всех вузах России, она – необходимый компонент любого образования и, прежде всего, – университетского. По мнению авторов, культурология как учебная дисциплина в своем становлении прошла три периода:
1. Этап формирования новой дисциплины (середина 80-х – начало 90-х гг.). Специальные, авторские курсы лекций были противовесом общественным наукам (истории КПСС, политической экономии, научному коммунизму). В 1989 г. в НГТУ была создана кафедра истории мировой культуры, одним из организаторов которой был известный ученый-историк, профессор В.Л. Глебов. Не секрет, что к чтению лекций по истории художественной культуры привлекались искусствоведы, театральные, музейные работники и т.п.
2. К 1991 г. новая дисциплина прочно утвердилась, заняла стабильное место в учебном процессе. Возникла проблема структуры, содержания и форм учебного курса. Кафедра истории мировой культуры в 1995 г. была переименована в кафедру теории и истории культуры.
3. Начиная с 2000 г. ситуация в корне изменилась. Ряд учебных дисциплин, в том числе и культурология, стали читаться по выбору со всеми вытекающими из этого последствиями.
Таким образом, немногим более двадцати лет понадобилось, чтобы в системе высшего образования культурология утвердилась как базовый предмет.
Теоретики культуры самыми различными причинами объясняют всё возрастающий интерес к относительно молодой дисциплине «Культурология», которой принадлежит особая, исключительная роль в исследовании феномена культуры. В самом деле, в последние годы и в нашей стране, и за рубежом издано множество различных популярных книг, монографий, учебников и учебных пособий по культурологии, которые, заметим, очень сильно различаются по структуре и содержанию. Но, несмотря на значительное число ценных исследований, до сих пор ещё очень мало, а практически нет, обобщающих и вместе с тем доступно и лаконично написанных работ, специально посвящённых изложению истории и теории культуры от её возникновения до наших дней.
Данное обстоятельство влечёт за собой необходимость создания по возможности краткого учебника или учебного пособия, обеспечивающего методическую поддержку учебного курса «Культурология: теория и история культуры» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Согласно принятой на кафедре учебно-методической схеме теоретическая компонента курса излагается в лекционной форме, а конкретный фактический материал, причём в историческом аспекте, изучают студенты на семинарских занятиях. В основу апробированного на кафедре курса положены принципы системности, интегративности и плюрализма.
Предлагаемый учебное пособие, ориентированное в основном на технические и экономико-управленческие специальности, хорошо, на взгляд авторов, отражает новейшие программы по культурологии, что очень важно в связи с довольно быстрой сменой в высшей школе методических установок и теоретических концепций в программах по теории и истории культуры.
В соответствии с намеченными целями и задачами, поставленными коллективом авторов перед собой, учебное пособие состоит из двух разделов. В первом из них излагаются общетеоретические вопросы культуры: генезис культурологии как общенаучной теории культуры, смысл и развитие понятия «культура», типология культуры, структура и функции культуры, проблемы специфики мифологии, религии, морали, права, искусства, науки, техники как культурных феноменов. Во втором разделе представлена как история отечественной культуры: русская культура X–XVII веков – XVIII–XIX веков – «серебряный век» русской культуры, культура советского и постсоветского периода, так и рассматриваются основные этапы развития мировой культуры: культура античности – культура средних веков – средневековая арабо-мусульманская культура – культура эпохи Возрождения – культура Нового и Новейшего времени. Каждая глава учебного пособия снабжена библиографическими списками, вопросами самоконтроля и подготовки к семинарским занятиям, приложение содержит контролирующие материалы, именной и предметный указатели, а также в учебном пособии даны краткий культурологический словарь и список литературы, призванные помочь студентам в овладении понятийным аппаратом учебной дисциплины, что позволит организовать учебный процесс как при очной, так и заочной форме обучения.
Авторы по возможности полно использовали выходившую в последние годы культурологическую научную (исследовательскую и справочную) литературу, рекомендуемую для более подробного изучения взглядов теоретиков культуры. Однако, учитывая специфику данного издания, его сугубо учебный характер, авторы постарались до минимума свести научно-справочный аппарат, ограничившись рекомендациями литературных источников для самостоятельной работы студентов.
Таким образом, предлагаемый учебное пособие – это результат многолетней работы коллектива кафедры «Теория и история культуры» НГТУ по поиску оптимальных вариантов преподавания культурологии в техническом университете, который подразумевает креативный, вариативный подход к изучению истории и теории культуры.
Выражение признательности
Авторы выражают искреннюю благодарность и признательность за участие в подготовке рукописи к изданию профессору, доктору философских наук Анне Натановне Быстровой и профессору, доктору философских наук Виктору Александровичу Колеватову за его полезные комментарии и предложения в отношении первоначальных вариантов данного учебного издания.
Отдельно следует выразить благодарность Сергею Валерьевичу Ивлеву за помощь в подготовке глав 7, 8, кандидату философских наук Сергею Ивановичу Чудинову за осуществление технической работы при создании этого текста, а также всем, кто принимал участие в многочисленных и плодотворных дискуссиях.
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Г лава 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ