Выражение признательности. Раздел I. Теория культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ...................................................................... 8

Глава 1. Культурология как общенаучная теория культуры........................... 9

Глава 2. Понятие «культура»........................................................................... 16

§1. Основные определения культуры...................................................................................... 16

§2. Культура и цивилизация..................................................................................................... 26

Глава 3. Типология культуры.......................................................................... 33

§ 1. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского......................................... 33

§ 2. Культурологическая концепция О. Шпенглера............................................................... 39

§ 3. Цивилизационная теория А. Дж. Тойнби......................................................................... 45

§4. Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина....................................................... 48

Глава 4. Структура и функции культуры........................................................ 52

§ 1. Структура культуры............................................................................................................ 53

§ 2. Функции культуры.............................................................................................................. 59

Глава 5. Религия и мифология в системе культуры....................................... 68

Глава 6. Искусство как форма культуры......................................................... 79

Глава 7. Право и мораль как явления культуры............................................ 87

§ 1. Феномен права в культуре................................................................................................. 87

§ 2. Мораль в системе культуры............................................................................................... 93

Глава 8. Социально-культурные характеристики науки............................... 98

Глава 9. Развитие техники и судьба культуры.............................................. 108

Глава 10. Проблемы межкультурной коммуникации.................................. 120

§ 1. Коммуникация в культуре................................................................................................ 120

§ 2. Ценностный аспект культур и межкультурная коммуникация.................................. 124

§ 3. Культурная, этническая и личная идентичность........................................................... 131

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ культуры.............................................................. 136

Глава 11. Античная культура......................................................................... 137

Глава 12. Европейская культура Средних веков.......................................... 147

Глава 13. Средневековая арабо-мусульманская культура........................... 157

Глава 14. Культура Византии........................................................................ 171

Глава 15. Культура эпохи Возрождения....................................................... 185

Глава 16. Культура Нового и Новейшего времени...................................... 198

Глава 17. Русская культура X–XVII веков.................................................... 206

Глава 18. Русская культура XVIII–XIX веков............................................... 213

Глава 19. Серебряный век русской культуры............................................... 220

Глава 20. Советская культура и постсоветский период................................ 229

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 240

ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ............................ 243

краткий культурологический словарь...................................... 270

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................ 276

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Введение – для того, кто читает, предисловие – для того, кто перелистывает.

Георг Лихтенберг. «Афоризмы»

 

Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории известных произведений искусства, личности их творцов. Культуро­логия даёт новое, целостное видение, изменяет наше понимание, позволяя подняться ещё на одну ступень научного познания и художественного постижения истории, современности, окружающего нас мира и нас самих.

В. М. Розин

 

В настоящее время культурология изучается практически во всех вузах России, она – необходимый компонент любого образования и, прежде всего, – университетского. По мнению авторов, культурология как учебная дисциплина в своем становлении прошла три периода:

1. Этап формирования новой дисциплины (середина 80-х – начало 90-х гг.). Специальные, авторские курсы лекций были противовесом общественным наукам (истории КПСС, политической экономии, научному коммунизму). В 1989 г. в НГТУ была создана кафедра истории мировой культуры, одним из организаторов которой был известный ученый-историк, профессор В.Л. Глебов. Не секрет, что к чтению лекций по истории художественной культуры привлекались искусствоведы, театральные, музейные работники и т.п.

2. К 1991 г. новая дисциплина прочно утвердилась, заняла стабильное место в учебном процессе. Возникла проблема структуры, содержания и форм учебного курса. Кафедра истории мировой культуры в 1995 г. была переименована в кафедру теории и истории культуры.

3. Начиная с 2000 г. ситуация в корне изменилась. Ряд учебных дисциплин, в том числе и культурология, стали читаться по выбору со всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, немногим более двадцати лет понадобилось, чтобы в системе высшего образования культурология утвердилась как базовый предмет.

Теоретики культуры самыми различными причинами объясняют всё возрастающий интерес к относительно молодой дисциплине «Культурология», которой принадлежит особая, исключительная роль в исследовании феномена культуры. В самом деле, в последние годы и в нашей стране, и за рубежом издано множество различных популярных книг, монографий, учебников и учебных пособий по культурологии, которые, заметим, очень сильно различаются по структуре и содержанию. Но, несмотря на значительное число ценных исследований, до сих пор ещё очень мало, а практически нет, обобщающих и вместе с тем доступно и лаконично написанных работ, специально посвящённых изложению истории и теории культуры от её возникновения до наших дней.

Данное обстоятельство влечёт за собой необходимость создания по возможности краткого учебника или учебного пособия, обеспечивающего методическую поддержку учебного курса «Культурология: теория и история культуры» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Согласно принятой на кафедре учебно-методической схеме теоретическая компонента курса излагается в лекционной форме, а конкретный фактический материал, причём в историческом аспекте, изучают студенты на семинарских занятиях. В основу апробированного на кафедре курса положены принципы системности, интегративности и плюрализма.

Предлагаемый учебное пособие, ориентированное в основном на технические и экономико-управленческие специальности, хорошо, на взгляд авторов, отражает новейшие программы по культурологии, что очень важно в связи с довольно быстрой сменой в высшей школе методических установок и теоретических концепций в программах по теории и истории культуры.

В соответствии с намеченными целями и задачами, поставленными коллективом авторов перед собой, учебное пособие состоит из двух разделов. В первом из них излагаются общетеоретические вопросы культуры: генезис культурологии как общенаучной теории культуры, смысл и развитие понятия «культура», типология культуры, структура и функции культуры, проблемы специфики мифологии, религии, морали, права, искусства, науки, техники как культурных феноменов. Во втором разделе представлена как история отечественной культуры: русская культура X–XVII веков – XVIII–XIX веков – «серебряный век» русской культуры, культура советского и постсоветского периода, так и рассматриваются основные этапы развития мировой культуры: культура античности – культура средних веков – средневековая арабо-мусульманская культура – культура эпохи Возрождения – культура Нового и Новейшего времени. Каждая глава учебного пособия снабжена библиографическими списками, вопросами самоконтроля и подготовки к семинарским занятиям, приложение содержит контролирующие материалы, именной и предметный указатели, а также в учебном пособии даны краткий культурологический словарь и список литературы, призванные помочь студентам в овладении понятийным аппаратом учебной дисциплины, что позволит организовать учебный процесс как при очной, так и заочной форме обучения.

Авторы по возможности полно использовали выходившую в последние годы культурологическую научную (исследовательскую и справочную) литературу, рекомендуемую для более подробного изучения взглядов теоретиков культуры. Однако, учитывая специфику данного издания, его сугубо учебный характер, авторы постарались до минимума свести научно-справочный аппарат, ограничившись рекомендациями литературных источников для самостоятельной работы студентов.

Таким образом, предлагаемый учебное пособие – это результат многолетней работы коллектива кафедры «Теория и история культуры» НГТУ по поиску оптимальных вариантов преподавания культурологии в техническом университете, который подразумевает креативный, вариативный подход к изучению истории и теории культуры.

 

Выражение признательности

 

Авторы выражают искреннюю благодарность и признательность за участие в подготовке рукописи к изданию профессору, доктору философских наук Анне Натановне Быстровой и профессору, доктору философских наук Виктору Александровичу Колеватову за его полезные комментарии и предложения в отношении первоначальных вариантов данного учебного издания.

Отдельно следует выразить благодарность Сергею Валерьевичу Ивлеву за помощь в подготовке глав 7, 8, кандидату философских наук Сергею Ивановичу Чудинову за осуществление технической работы при создании этого текста, а также всем, кто принимал участие в многочисленных и плодотворных дискуссиях.


 

 

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

 


Г лава 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: