Система криминалистики

Для того чтобы система науки соответствовала требованиям, предъявляемымк научному знанию, она должна адекватно отражать структуруобъектно-предметной области данной науки и ее социальную функцию. Системанауки строится с целью выявления и описания достигнутых результатов познанияво всей их полноте и, кроме того, для оптимального использования полученногознания на пути продвижения к новым результатам. С учетом этого системакриминалистики как науки может быть представлена в виде связки следующихэлементов (подсистем): 1) теории криминалистики, 2) криминалистическойтехники, 3) криминалистической тактики, 4) криминалистической методики.Следует различать систему криминалистики как науки и систему криминалистикикак учебного курса, тем более, что и терминологически, и содержательноданные системы не во всем совпадают. В систему криминалистики как учебнойдисциплины включаются 1) теоретические и методологические основыкриминалистики, 2) криминалистическая техника, 3) криминалистическаятактика, 4) криминалистическая методика расследования. Имеющиеся междууказанными системами различия продиктованы необходимостью освещения вучебном курсе истории криминалистики, ее места в системе других наук, ихсвязи и соотношений, а также привлечения внимания студентов к наиболееактуальной сфере практического следоведения - предварительному расследованиюи другими обстоятельствами. В первом разделе курса криминалистикирассматриваются три группы вопросов. Первая группа относится к областинауковедения (понятие криминалистики, ее задачи, функции, место в системедругих наук, история развития и т д). Вторая группа вопросов связана срассмотрением теоретической проблематики Теория является важнейшей частьюнауки как социального института. Теория науки - это модель ее объекта. Вкачестве оригинала при этом выступает какой-либо фрагмент (кусок, часть)окружающего мира, той или иной сферы практической деятельности, целямсовершенствования, преобразования, оптимизации которой служит данная наука.Поэтому криминалистическую теорию можно рассматривать как типовуюинформационную модель поисково-познавательной деятельности в уголовномпроцессе. Иначе говоря, это знание об объективно-предметной области даннойнауки а также о том, как добывается и в каких целях используется это знание.Научное знание не есть предположительное, разрозненное, случайное,интуитивное или обыденное знание. Оно отличается рядом существенныхпризнаков. Это, во-первых, положительное, не противоречивое, обобщенное насоответствующем типологическом уровне знание. Во-вторых это - целостноезнание о всем комплексе существенных сторон, связей и отношений объекта.В-третьих, это - систематизированное на основе соответствующей интегративнойидеи (системообразующего фактора) знание. С учетом этого теорию криминалистики можно определить как систему,несущую объективное знание об общих положениях и особенностях отдельныхвидов сторон и элементов поисково-познавательной деятельности в уголовномпроцессе. Теория криминалистики - отрытая, развивающаяся система. Она состоит издвух частей 1) общей части (общей теории), 2) особенной части, содержащейсовокупность частных учений и теорий. Общая теория криминалистики исходит иззадачи дать представление об основах, общих положениях, общих чертахпоисково-познавательной деятельности в уголовном процессе и еезакономерностях. Каждая из частных теорий также представляет собойсовокупность соответствующих теоретических положений, но более низкогоуровня. Одни из этих положений несут знание о том или ином признаке илигруппе признаков указанной деятельности, другие - о ее видах илиотносительно самостоятельных частях, элементах. В их число входят учения опредварительной проверке и предварительном расследовании как специфическихвидах поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе, учения обэтапах предварительного расследования, о следственной ситуации, окриминалистической характеристике преступлений, о тактической операции итактическом приеме, о механизме и способе совершения преступлений, окриминалистической модели и версионном мышлении следователя и т.д. Третья группа вопросов, рассматриваемых в первом разделе курсакриминалистики, относится к методологии науки. Речь идет о средствах,методах, процедурах, методическом инструментарии, которые используются входе научных исследований для получения знания об объекте криминалистики иего применения в научных и практических целях. Все это позволяет представитьтеорию и методологию криминалистики в качестве открытой, развивающейсясистемы, отражающей знание об объекте данной науки, о технологии получения ииспользования этого знания при разработке соответствующей научной продукциитеоретического и прикладного характера. Второй раздел курса криминалистикиназывается "Криминалистическая техника". Он состоит из двух частей 1) общихположений криминалистической техники, 2) отдельных отраслей данной областикриминалистики (трасологии, криминалистической баллистики и др). В третьем ичетвертом разделах курса рассматриваются проблемы криминалистической тактикии методики расследования. Каждый из этих разделов также состоит из двухчастей, общей и особенной. В общей части (в общих положениях)криминалистической тактики рассматриваются приемы, правила, которые могутприменяться при подготовке и проведении самых различных следственныхдействий, а также определенных криминалистически сходных групп следственныхдействий. Вторая часть третьего раздела посвящена особенностям подготовки ипроведения отдельных следственных действий. Проблематика заключительногораздела исходит из потребностей следственной практики, нуждающейся в знанияхиз области общих и частных проблем алгоритмизации целостных цикловрасследования. Поэтому в начале анализируются общие вопросы (общиеположения) методики расследования, а также общие методики решения рядатипичных для различных категорий дел задач (методика исследования алиби,методика выявления и разоблачения инсценировки и ряд других методик этого жетипа). Затем предлагается материал, в котором рассматриваются общие методикирешения задач, типичных для дел определенных категорий (класса общеуголовныхпреступлений и преступлений, связанных с профессиональной деятельностью).Последние методики дополняются частными методиками расследования отдельныхвидов и разновидностей преступлений (убийств, хищений и т.д.).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: