Активные методы обучения Специфика содержания психологии как

ГУМАНИТАРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Психологии

Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны. Содержание предмета усвоения так или иначе детерминирует цели обучения.

Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины. Далеко не всегда специфику психологического познания связывают с областью гуманитарного знания. Существуют и иные позиции. Они впол­не определенно выражены в дискуссиях о предмете психоло­гии, в трактовке психологии как науки в первую очередь естест­венной, биологической, либо биосоциальной. На наш взгляд, психологию следует трактовать как науку социально-истори­ческую, что не исключает в ее арсенале естественнонаучных методов исследования. Однако ведущую роль в ней играют ме­тоды социальных наук, методы гуманитарного познания.

Гуманитарное познание — особый тип научного познания, предполагающий иное отношение познающего субъекта к объек­ту исследования, чем то, которое свойственно естественно­научным дисциплинам.

В центре гуманитарного познания — познание не вещи, а личности, отношения субъект—субъект, а не субъект—объект, как подчеркивает М.М.Бахтин (1979). По его мнению, позна­ние вещи и познание личности — два предела. Вещь исчерпае-ма до конца односторонним актом познания субъекта. Личность как познаваемое требует не «точности» познания, но глубины «проникновения». Познание — проникновение — всегда дву­сторонний акт (Бахтин, 1979, с.409). Суть отношений познающе­го субъекта и субъекта познаваемого — в диалоге. Диалог же предполагает раскрытие не только значений, которые ситуатив­ны, но и смыслов, которые даны в бесконечном многообразии


контекстов. Поэтому диалог неисчерпаем, ибо подлинное по­нимание исторично и персонифицировано. Это обстоятельство придает специфику критериям точности и понимания в гума­нитарном познании в отличие от естественнонаучных крите­риев. Точность познания гуманитарного не в идентификации, а в преодолении «чуждости чужого без превращения его в чис­то свое» (Бахтин, 1979, с.371), т.е. в мере проникновенности, взаимной сопряженности познающего и познаваемого.

Необходимо подчеркнуть еще одно свойство гуманитарного познания, важное в понимании особенностей обучения пси­хологии. Психологическое познание принципиально гетерогенно и предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, в значительной мере формализуемое, но и мыш­ление образное, художественное, символическое, созерцатель­ное, наглядно-действенное и т.д.

Исходя из особенностей гуманитарного познания, можно следующим образом определить цели обучения психологии как для специалистов-психологов, так и для овладевающих психо­логией в системе обучения педагогической деятельности.

Цель обучения психологии — теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаи­модействия с людьми в различных условиях их жизнедеятель­ности. Особенность психологического сознания — в единстве знания и действия. Поэтому теоретическое познание вне спосо­бов действования, которые могут быть направлены двусторон-не — на себя и на других людей, — не есть научное психологи­ческое знание. Единство способов психологического познания и способов действования реализуется в целях достижения единства познания других людей и самопознания.

Обучение психологии направлено не только на овладение способами преобразования поведения и образа мыслей других людей, но и на умение преобразовывать себя.

Сложность достижения цели психологии — в этой особой сращенности способов познания и преобразования, познава­тельного отношения и личностно-преобразующего отношения.

Разумеется, эта общая цель реализуется в целой системе под­целей. Кроме того, она вписана в систему более глобальных целей обучения специалиста, связанных с целями гуманисти­ческого воспитания, — формирование мировоззрения, направ­ленности личности на действенное участие в строительстве общества.


 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: