1. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний
1.1. задачи на узнавание
1.2. задачи на воспроизведение отдельных фактов (дан
ных, понятий)
1.3. задачи на воспроизведение определений (норм, пра
вил и т.д.)
1.4. задачи на воспроизведение текста (стихотворений и пр.)
2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции
2.1. задачи на определение фактов (измерение, взвешива
ние, решение простых математических задач и пр.)
2.2. задачи на перечисление и описание фактов (список,
перечень)
2.3. задачи на перечисление и описание процессов и прие
мов деятельности
2.4. задачи на анализ и синтез
2.5. задачи на сравнение и различение (компарация, дис
криминация)
2.6. задачи на упорядочивание (классификация, катего
ризация)
2.7. задачи на определение отношений (причина, след
ствие, цель, средство, влияние, функция, польза,
способ и пр.)
2.8. задачи на абстракцию, конкретизацию, обобщение
2.9. задачи на решение простых заданий, предполагаю
щие манипуляцию с неизвестными величинами и их
поиск по правилу, формуле
|
|
3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные опе
рации
3.1. задачи на трансформацию (перевод, выражение зна
ков в словах)
3.2. задачи на интерпретацию (объяснение смысла, зна
чения и пр.)
3.3. задачи на индукцию
3.4. задачи на дедукцию
3.5. задачи на аргументацию (доказывание верности, ве
рификация)
3.6. задачи на оценку
4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение
4.1. задачи на сочинение обозрения (конспекты, резюме
и пр.)
4.2. задачи на сочинение доклада, отчета и пр.
4.3. задачи на самостоятельные письменные работы,- проек
ты и пр.
5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление
5.1. задачи на применение на практике
5.2. задачи на решение проблемных ситуаций
5.3. задачи на целеполагание и постановку вопросов
5.4. задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и
конкретных эмпирических данных
5.5. задачи на эвристический поиск на базе логического
мышления
Для того, чтобы воспользоваться этой таксономией с целью проектирования учебных задач, нужно выполнить особую технологическую процедуру — таксацию. Она предполагает выбор задач из всех 5 групп на основании определения уровня требований учебной задачи к операционному составу познавательной деятельности учеников. Эта процедура необходима для учителя, проектирующего занятие и систему занятий для оценки меры когнитивной нагрузки учащихся и полноты вовлечения всего состава когнитивны^дщствий и операций. Таксация про-
водится на основе выделения слов-стимуляторов в лексическом оформлении задачи; каждому из пяти типов задач соответствует своя лингвистическая характеристика — глаголы (скажите, покажите, напишите, перечислите и т.д.), наречия, местоимения (почему, какой, каким образом, что, кто и др.).
|
|
Таксация позволяет преподавателю не только более полно учитывать состав когнитивных требований к учебной деятельности учащихся и тем самым контролировать свои дидактические замыслы, но является средством целенаправленного прогнозирования хода обучения, с учетом меры сложности задач и нагрузки на все формы проецируемой познавательной деятельности.
Расширение таксономии и введение задач,