Стили ландшафтного дизайна

 

Различают два вида планировки участка. К первому относят классический (регулярный) стиль. Доминантой этого стиля всегда яв­ляется здание, и весь ландшафтный дизайн подчинен ему. При этом виде проектирования в основу каждой садовой зоны заложены геометрические фигуры, законы геометрии и симме­трии. Это придает участку торжественность, парадность, которые скорее подавляют, чем рас­полагают к отдыху. Характерным элементом регулярного стиля является партер, расположен­ный перед основным зданием и представляющий собой сочетание газона, цветников, воды, декоративных элементов, связанных между собой в сложном геометрическом рисунке. Обыч­но регулярный стиль применяют на небольших по площади равнинных участках, где очень сложно создать уголки дикой природы, так успокаивающе действующие на нервную систему. Для таких участков характерны прямые мощеные дорожки, кирпичные заборы, небольшие внутренние дворики, аккуратно постриженные живые изгороди, посаженные по прямым лини­ям. Здесь редко можно встретить сооружения из натуральной необработанной древесины, природные валуны и альпийские горки. На склонах регулярный стиль возможен при условии разбивки участка на террасы. Главной чертой регулярного стиля является выделение доминан­ты на фоне природы (например, клумбы).

В большинстве случаев в регулярном стиле оформляют приусадебный участок, т.к. это наи­более рациональный подход.

Ландшафтный или пейзажный стиль характерен для участков с большой площадью, зарослями кустарников и деревьев. Цель этого стиля - "вписать" участок в окружающий ланд­шафт с его дикой природой и натуральной красотой. При помощи этого стиля организуется приближенное к природе пространство, которое со­провождается линейными орнаментальными элементами, сочетающимися с декоративной зеленью. Пейзажный стиль начал складываться еще в пору ренессансных садов, кото­рые находились в тесной гармонии с естественным природным окружени­ем. Возникновение нового типа философско-просветительского мышления, ставившего на первое место человече­ские чувства и эмоциональные пережи­вания, способствовало переориента­ции садовой эстетики, от декоративной символики к естественной гармонии.

Теоретическое и практическое оформление пейзажного стиля про­изошло в Англии и по праву получило еще одно название – английский.

Пейзажные сады обретали самые разнообраз­ные формы. Главная функция такого сада - эсте­тическая. Как правило, участок повторяет рельеф окружающей местности, особенности ее ланд­шафта, подчеркивая или скрывая архитектурный ансамбль внутренних построек. Прямые линии, симметрия, регулярность и правильность не­свойственны этому стилю. Здание не доминирует над ландшафтом и большей частью скрыто в зелени посадок. С первого взгляда может по­казаться, что использование ландшафтного сти­ля не требует особых знаний и умения. На самом же деле, создание дикого участка требует немалых усилий, особенно если на участке планируют уголки, нехарактерные для данной местности. Вместо ковровых клумб здесь смешиваются холмы и ва­луны, вместо партерных газонов - от­крытые поляны и водоемы. Регулярные ритмичные посадки древесных расте­ний вытеснены разнородными группа­ми и массивами.

Здесь неприемлемы прямые дорож­ки, строгие формы и искусственные материалы, напоминающие о цивили­зации. Для данного стиля больше под­ходит необработанная древесина, ва­луны, альпийские горки, водопады и другие детали, встречающиеся в природе. Для устройства заборов больше подходит бутовый камень непра­вильной формы, чем кирпич с его строгой геометрией и ровными швами. Извилис­тые дорожки делают без бордюров из плит различной величины и конфигурации, между которыми прорастает трава. По краям дорожек лучше всего высажи­вать кустарник, который придает им вид лесных тропинок. Ландшафтный стиль, по своей сути, предполагает подражание дикой природе, имитацию ее лучших об­разцов. Природа же, как известно, неис­черпаемый источник. Многообразие ее проявлений, фантастичность ландшаф­тов, богатство цвета и форм способствуют возникновению у садоводов новых и новых идей.

Решений здесь может быть множество, и зависят они от понимания природы, ее зако­нов и способности увидеть прекрасное в, каза­лось бы, совсем неприметных мелочах.

Смешанный стиль ландшафта предусматри­вает комбинацию пейзажного и регулярного, на­пример, плодоносящая часть сада сочетается с декоративными элементами. Такой утилитар­ный подход встречается довольно часто, по­скольку приусадебные площади в большинстве случаев сравнительно невелики и приходится совмещать приятное с полезным.

Основные элементы ландшафтного дизайна можно условно разделить на две группы: естест­венные (газоны и зеленые насаждения) и искус­ственные (различные элементы мощения: ка­мень, тротуарная плитка и т. д.). Используя есте­ственные природные особенности данной мест­ности (холмы, водоемы, лес, камни и т. д.), можно создавать красивые композиции, превраща­ющие обычный сад в райский уголок.

Развитие ландшафтного дизайна за многовековую историю сформировалось в определен­ные стилевые формы, присущие разным народам. Любое ландшафтное решение обычно свя­зано или с реально увиденным или с фантастическим вымыслом. Таким образом, внося в са­довую композицию те или иные идеи, создают голландский, английский, японский или китай­ский сады. Вполне возможно совмещение в одном саду нескольких стилей для создания своего собственного и неповторимого ландшафта.

Наиболее распространенным и излюбленным стилем оформления малых участков сейчас является немецкий. Его особенностью является рациональность и лаконичность. В немецком стиле дизайна используют неприхотливые карликовые растения, которые не теряют своей декоративности на протяжении всего года. Кроме того, на небольшом участке располагаются все необходимые элементы и зоны, альпинарии, аккуратные газоны и живые изгороди, и место для отдыха. Малая площадь просто обязывает экономить каждый свободный сантиметр участка, в особенности это касается выбора растений для озеленения. Контейнерный способ высадки растений в данном случае наиболее эффективен, так как в случае необходимости их можно с легкостью переставить в другое место, и на зиму убрать в помещение или подвал.

Голландский сад как стилевое решение оформился ещё несколько веков назад. На картинах, относящихся к золотому веку голландской живописи (XVI – XVII вв.) можно увидеть сады, спланированные в этом стиле. Голландское садовое барокко оказало влияние на садоводство многих европейских стран. Его элементы можно встретить во французских садах и английских парках. Раньше такие сады разбивались на достаточно больших территориях и делились на так называемые «зелёные кабинеты», дающие ощущение уединения, и у каждого из них было своё особое убранство.

В старину голландские сады предназначались не только для отдыха, там всегда присутствовали какие-либо элементы развлечений – лабиринты из живых изгородей, фонтаны и т.д. В современном ландшафте такой развлекательной «изюминкой» стал садовый декор – клумбы-повозки, стилизованные мельницы и др.

Основной элемент голландского сада – тщательно ухоженный партерный газон. Он может быть окружён миксбордером или аккуратно подстриженной живой изгородью, но в центре газона будет минимальное число акцентов. Там может быть высажено невысокое штамбовое деревце, садовый топиарий.

Дом в голландском саду не является центром внимания. Он, как правило, находится несколько в стороне от центрального входа, как бы освобождая на небольшом участке место для клумб и миксбордеров, призванных радовать взгляд гостей и хозяев. Часто стены дома и хозяйственных построек увивают плющом или другими лианами, тем самым делая их частью садовой композиции.

Голландцы не сажают много деревьев, ограничиваясь неболь­шим количеством. Предпочтение отдается привитой березе или иве. Из фруктовых деревьев доминируют миндаль, сливы.

Английскому саду присуща пейзажная плани­ровка. Здесь отдается предпочтение газонам и лужайкам, которых в одном саду может быть несколько. Обычно лужайки имеют неправиль­ную форму и ограждаются живой изгородью. Центром садовой композиции является водоем, рядом с которым растет плакучая ива. Вообще деревья с плакучей или пирамидальной кроной являются неотъемлемыми элементами английского сада.

Английский пейзажный стиль характеризуется в первую очередь большими газонами, окруженными рощами деревьев, вблизи какого-либо водоема. Красиво вписываются сюда и руины многовековых построек. Такие сады более всего распространены в самой Великобритании, Канаде и северо-восточных штатах США. Этот же стиль был взят за основу для австралийского стиля ландшафтного дизайна, который, однако, впоследствии приобрел существенные отличия.

Английский сад — это участок при коттедже, с массовой, почти неконтролируемой посадкой однолетних и многолетних растений. Здесь нет четкой геометрии, как во французском декоративном саду, или какой-то системы, как в немецком. Нет здесь и средиземноморской эстетики. Лишь британская, чистая и практичная природная красота.

Цветы в английском саду встречаются редко, так как его основой является луговая раститель­ность, требующая много влаги (поэтому такие сады следует обильно поливать).

Итальянские сады отличаются большим ко­личеством вечнозеленых растений, красиво скомпонованных на небольшом пространстве, вертикальным озеленением из вьющегося по перголам винограда. Небольшие внутренние дворики-патио являются характерной чертой итальянского стиля.

По времени возникновения – в эпоху Ренессанса – итальянский сад старше французского и английского.

Итальянский сад, как и более поздний французский, имеет регулярную планировку, но в отличие от французского, располагается ступенями на более сложном рельефе холмов и предгорий. При недостаточном перепаде высот в саду рельеф можно организовать с помощью искусственно насыпанных террас и подпорных стенок.

Обилие камня – еще одна отличительная особенность итальянского сада. Из камня строили дворец, выполнялась ограда, а также многочисленные МАФ. Мощение отдельных дорожек также выполнялось с помощью камня.

В итальянском саду преобладающим является темно-зеленый цвет растений – самшита, лавра и др. Он великолепно сочетается с оттенками камня – бежевым, серым, золотистым, розовым и др. Также цветовую гамму дополняют яркие пятна цветущих растений, особенно в весенний период.

Французские сады чаще всего выполняют в регулярном стиле. Им присущи строгие геометрические формы, деревья с ухоженными крона­ми. Обязательным атрибутом являются дорожки, покрытые гравием или крупным песком, на пере­сечении которых размещают садовые скульпту­ры или фонтаны.

Восточный сад (японский или китайский) обычно отражает природный ландшафт этих стран. Поэтому на участке присутствуют горы, водоемы или ручьи с замысловатыми переход­ными мостиками. Садовые строения и мебель выполнены из бамбука в чисто восточном стиле. Растительность очень богата и представлена преимущественно местной фауной. Предпочте­ние отдается растениям с округлой кроной, хоро­шо гармонирующей состальными элементами садового участка. Восточный сад не только оа­зис в пустыне житейской рутины, предназначенный для мечтаний и развлечений, он служит и для труда и отдыха. К примеру, в китайском саду вещи высвобождают свой внутренний смысл и взаимно дополняют друг друга. В Китае есть традиция: при любой возможности отдавать предпочтение извилистым тропинкам, круглым клумбам и лужайкам неправильной формы. Отдельного разговора заслуживают японские сады, ставшие популярными во всем мире.

Существует немало трудов, стремящихся объяснить и описать философские основы японского сада и принципы его композиции. Японские сады проектируют так, чтобы смена красивых пейза­жей шла непрерывно вдоль предусмотренного пути следования. Основными элементами таких садов являются небольшие озера с арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, пагоды, композиции из натуральных камней. Та­кой сад создается для отдыха, размышления, ме­дитации. Являющийся продолжением жилых по­коев и отделенный от всего окружающего огра­дой, сад воплощает особый мир тишины, покоя и красоты природы.

Человек и ландшафт — два живых организма. Мы взрослеем - он растет и преображается вме­сте с нами, и эта связь носит особый, своеобразный характер. Она заключается в непрерывной изменчивости произведений ландшафтной архитектуры. Каждую минуту меняется облик сада, сезонные перемены изменяют облик рас­тительности и водоемов, с каж­дым годом меняется простран­ственное восприятие растущих деревьев и кустарников.

Эта нестабильность во вре­мени и пространстве, динамика отношений и взаимовлияние приносят дух особого очарова­ния, особенно если эффект восприятия во времени зара­нее предусмотрен автором.

Мавританский стиль возник в Европе под влиянием арабской культуры. Средневековые европейцы с интересом начали перенимать традиционную для арабов пышность и роскошь садов, создаваемую яркой растительностью, а также их особое отношение к воде, которое проистекает из исламских традиций. Благоприятный климат и огромное разнообразие растительности, характерные для районов формирования этого стиля, способствовали тому, что основными его отличительными чертами являются яркость красок и многообразие форм, которые на первый взгляд не подчиняются никакой системе.

Если говорить об общих принципах создания мавританского сада, то первым из них можно считать обилие экзотической растительности, среди которой преобладают цветущие растения. В мавританском саду обязательно должна быть вода, чаще всего она присутствует в виде бассейна, который может дополняться причудливыми фонтанами. Привычный для европейцев газон в мавританском саду, как правило, отсутствует, вместо него применяются различные виды мощения. Так как формирование стиля проходило в странах, климат которых довольно жаркий, в мавританском саду присутствуют обычно крытые галереи, дающие прохладу и защиту от солнца даже в самый палящий зной.

Мавританский сад, который создается на основе субтропической растительности, поражает не только своей пышностью и многоцветьем, но и ароматом, исходящим от цветущих растений. А покой, который снисходит на его восхищенного посетителя, нарушается только мерным журчанием воды. Для мавританского сада не характерна объемность и ощущение простора. Одним из элементов мавританского сада являются мозаики, которыми вымощены площадки сада и дно его водоемов. Мощению подлежат те участки, которые в европейском саду занимает газон.

Сад модерн - в этом стиле представлял собой открытую комнату, примыкавшую к дому и лишенную каких-либо украшений архитектуры.

Постмодернистские сады отличаются асимметрией и свободной планировкой, а также нестандартным, креативным подходом к дизайну.

Хай-тек имеет очевидные достоинства - он удобен для жизни, гармоничен и легок в уходе, прекрасно подходит занятым людям, так как не требует много времени для поддержания стиля и образа. Материалы, применяемые в большинстве случаев в этом стиле - то современные материалы: бетон, стекло, металл, пластик, зеркала.

Лаконичность, простота и выразительность – три ключевые параметра архитектурного стиля минимализм. В его основе лежат принципы органичного слияния формы и содержания. Несмотря на небольшое количество элементов, присущее стилю минимализм будь-то в дизайне интерьера или приусадебного участка, он обладает невероятной выразительностью и красотой.

Натургарден (nature garden) - главное его отличие, в первую очередь, экологичность. Растения должны обходиться без помощи человека и расти без прополок, формовок и рассадок. У композиций экологического сада, подобно природным группам растений, нет четких очертаний, не может быть бордюров

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Особенности и основные принципы формирования садов Древнего Египта и стран Двуречья?

2. Краткие особенности и теоретические положения ландшафтного искусства Древней Греции, и их значение для развития садово-паркового искусства?

3. Значение традиций Римского садоводства и основные приёмы «итальянского сада»?

4. Исторические периоды ландшафтного искусства средневековья?

5. Особенности испано-мавританского стиля садов в Испании?

6. Краткая характеристика садов эпохи Возрождения?

7. Итальянские сады эпохи Возрождения, их основные положения?

8. Основные черты стиля Барокко?

9. Основные принципы построения садов Дальнего Востока?

10. Основные принципы озеленения городов в советский период?

11. Основные исторические этапы садово-паркового искусства России.

12. Наиболее характерные черты русского паркостроительства?

13. Охарактеризуйте существующие стили проектирования.

14. Назовите основные черты классического (регулярного), ландшафтного (пейзажного) и смешанного стилей?

15. Особенности и основные принципы формирования французских, итальянских, английских, голландских, немецких и мавританских садов?

16. Дайте краткую характеристику современным стилям ландшафтного дизайна.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: