Геллий — приверженец архаизирующего направления в латинской литературе (его учитель Фронтон — один из виднейших деятелей этого направления). Как и все образованные люди его времени, выросшие в двуязычной среде, Геллий свободно владел древнегреческим языком и не считал необходимым переводить многочисленные греческие цитаты на латинский язык.
Мастерство Геллия в обращении с языком оценивается по-разному — и как невысокое, и как весьма умелое, но невидимое на первый взгляд. Принижение литературного мастерства римского писателя наиболее характерно для исследователей XIX — начала XX века, когда Геллия рассматривали лишь как компилятора, а не как самостоятельного автора. Язык римского автора ясен и точен, а звучание и значение каждого слова тщательно учитывается. Зачастую Геллий использует не сухое перечисление фактов и мнений, а прибегает к литературным инсценировкам с привлечением нескольких действующих лиц. Римский автор часто говорит о себе в первом лице множественного числа. Помимо непременных греческих цитат и отдельных слов в тексте присутствует и специальная лексика. Несмотря на приверженность архаике, Геллий не поддерживает использование совершенно забытых слов, ориентируясь на слова Цезаря: «словно подводной скалы избегай неслыханного и неупотребительного слова». Сам автор нарочито принижает свой литературный талант и в предисловии извиняется перед читателями за его несовершенство по сравнению с другими учёными сочинениями.
|
|
ВОПРОС 4
Период послеклассической латыни: I — II вв. н. э. Наиболее известные авторы этого периода: Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. — 65 н. э.) — философ и поэт-драматург; Марк Валерий Марциал (ок. 42 — ок. 102) и Децим Юний Ювенал (ок. 60 — после 127) — поэты-сатирики: Гай Корнелий Тацит (ок. 55 — ок. 120) — самый знаменитый из римских историков; Апулей (ок. 124 —?) — философ и писатель. Язык этих писателей отличается значительным своеобразием в выборе стилистических средств, однако грамматические нормы классической латыни при этом почти не нарушаются. Поэтому деление на классический и послеклассический период имеет скорее литературоведческое, чем лингвистическое значение.
Лу́ций А́нней Се́не́ка - Родился в Кордубе (Кордова) в семье римского всадника и ритора Луция Аннея Сенеки Старшего. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия, Папиния. Философией увлёкся в юности, хотя из-за влияния отца он чуть не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Сенека чуть не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатов.
|
|
Около 33 года, при императоре Тиберии, становится квестором.
37 — ко времени восшествия на престол Калигулы Сенека входит в Сенат, быстро став популярным оратором. Слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
41 — в первый год правления Клавдия в результате интриги жены Клавдия Мессалины он попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике.
49 — жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора Нерона.
54 — после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки, он практически определяет всю римскую политику.
55 — получает должность консула-суффекта. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерциев.
59 — Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми.
62 — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору.
65 — раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.
Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.
Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой».
После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это — возлияние Юпитеру Освободителю»
Философские диалоги
В разных переводах книги могут иметь и разные названия.
· «Утешение к Марции» (Ad Marciam, De consolatione)
· «О гневе» (De Ira)
· «Утешение к Гельвии» (Ad Helviam matrem, De consolatione)
· «Утешение к Полибию» (De Consolatione ad Polybium)
· «О кратковременности жизни» (De Brevitate Vitae)
· «О досуге» (De Otio)
· «О душевном покое» или «О душевном спокойствии» (De tranquillitate animi)
· «О провидении» (De Providentia)
· «О стойкости мудреца» (De Constantia Sapientis)
· «О счастливой жизни» (De vita beata)
Художественные
· Мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii)
· трагедия «Агамемнон» (Agamemnon)
· трагедия «Геркулес в безумье» (Hercules furens)
· трагедия «Троянки» (Troades)
· трагедия «Медея» (Medea)
· трагедия «Федра» (Phaedra)
· трагедия «Фиест» (Thyestes)
· трагедия «Финикиянки» (Phoenissae)
· трагедия «Эдип» (Oedipus)
· трагедия «Геркулес на Эте»
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.
ВОПРОС 5