Лекция 1. Активные методы обучения: характеристика понятия

План:

1. Характеристика понятия «активные методы обучения»

2. Признаки методов активного обучения

3. Классификация активных методов обучения

Литература:

1. Зарукина Е. В. Активныеметодыобучения:рекомендациипоразработкеиприменению:учеб.-метод. пособие/ Е.В.Зарукина,Н.А.Логинова,М.М.Новик. – Санкт-Петербург:СПбГИЭУ, 2010. – 59с.

2. Генике Е. А. Активные методы обучения: новый подход / Е. А. Генике. – Москва: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 176 с.

3. Понятие о методах обучения, их классификация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4414043/. Дата обращения 5.09.2016.

1.

Обоснование (комментарий схемы)

Активные методы обучения (АМО) – совокупность педагогических методов и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала.

Различие традиционных, активных и интерактивных методов (комментирование схемы).

Отличительные особенности активного обучения [1]:

- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должны быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной;

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

- интерактивныйхарактер(отангл.Interaction–взаимодействие),т.е.постоянноевзаимодействиесубъектовучебнойдеятельности(обучаемыхипреподавателей)посредствомпрямыхиобратныхсвязей,свободныйобменмнениямиопутяхразрешениятойилиинойпроблемы; взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Выделяют интерактивные методы обучения. Интерактивныеи активные методы имеют много общего. В отличие от активных, интерактивныеметодыориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только спреподавателем, но и друг с другом, а такжена доминированиеактивностиобучающихся в процессепознавательной деятельности.

Современные АМО –этометоды,направленныенаактивизациюмышленияобучаемых,характеризующиесявысокойстепеньюинтерактивности,мотивациииэмоциональноговосприятияучебногопроцесса,ипозволяющие:

- активизироватьиразвиватьпознавательнуюитворческуюдеятельностьобучаемых;

- повышатьрезультативностьучебногопроцесса;

- формироватьиоцениватьпрофессиональныекомпетенции,особенновчастиорганизацииивыполненияколлективнойработы.

2.

Признаки методов активного обучения (М. Новак):

Проблемность. Обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем опыте, логике и здравом смысле.

Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений (например, технология контекстного обучения).

Взаимообучение. Стержневым моментом проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: