Принципы и методы исследования в психологии

В работе Б. Г. Ананьева «Методология психологического исследования» раскрываются онтологический и гносеологический аспекты психологии. Гносеология, или теория познания, рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, возможности познания человеком мира, критерии истинности и достоверности знания. Онтология («онтос» — сущее) — учение о бытии, об общих его законах. Онтологический аспект в психологии — это объективно существующие психологические реальность и практика. Гносеологический аспект — это собственно «психологические исследования», попытки людей познать законы психики, проверить истинность имеющихся познаний в области психологии.

В основе методологии психологических исследований лежат принципы детерминизма, развития, объективности, связи сознания и деятельности, единства теории и практики, вероятностный подход.

«Объективность» и «развитие» наиболее важны для экспериментальной психологии, так как к общим принципам научного изучения психических явлений относятся: отражение объективной истины, проверка изучаемых закономерностей на практике, строгая объективность изучения психики, исследование психических явлений в процессе человеческой деятельности и, наконец, рассмотрение всех психологических феноменов в развитии — филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном.

«В качестве принципа научного изучения психических явлений выступает введение в исследование активных преобразующих факторов, прежде всего "упражнения": в труде, в условиях обучения и воспитания, под влиянием специально организуемых и целенаправленных воздействий на человека, способствующих формированию его психической деятельности и психических свойств личности» (С. Л. Рубинштейн). Тренинги, ролевые и деловые игры создают для человека различные ситуации, в которых он, с одной стороны, проявляет имеющиеся у него качества, а с другой — психические качества преобразуются, тренируются, изменяются под воздействием этих тренинговых ситуаций и воздействий группы, психотерапевта и т. п.

Варианты генетического подхода (эволюционного) — филогенетический, онтогенетический, генетический (здесь это генетика поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития: от нейронного до поведенческого, от онтогенетического до социально-исторического. Значение генетических и исторических принципов в психологии велико. Они охватывают всю структуру и весь процесс движения научного познания.

Детерминистский (подчеркивает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов, устойчивую причинность тех или иных психических явлений) и вероятностный (подчеркивает вероятностный характер психической деятельности, вероятностный тип связи между психическими явлениями и иными факторами) подходы действуют совместно в современной методологии психологического исследования. «Лишь всесторонне выявив человека во всех существенных связях с миром, можно раскрыть его подлинную сущность и место в жизни», — утверждает С. Л. Рубинштейн.

Рациональные (логические, теоретические) методы научного познания включают:

♦ проектирование задач и путей исследования;

♦ построение моделей процесса познания, их проверку;

♦ использование математической логики, вычислительной техники, семиотики

и техники построения знаковых систем;

♦ применение теоретических методов анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Создание психологической семиотики (создание знаковых систем и систем величин в психологии, используемых в качестве международных стандартов) — пока задача на будущее. Рациональные методы благодаря обращению к знаковым системам позволяют обрабатывать и интерпретировать научные данные, однако не менее важны и эмпирические подходы (наблюдение, эксперименты, использование аппаратуры и приборов).

Недостатком рациональных методов является опасность обособить знаковые системы от критериев истинности научного знания и его объективного содержания. Все они (логические, математические) базируются на разуме, предполагают проверку объективности и истинности полученных знаний, в то время как мистическое (религиозное) познание опирается на веру, априорность (недоступность чувственной проверке) тех или иных положений. Этим они различаются. С другой стороны, при абсолютизации рациональных методов, когда дело касается только понятий, знаков, математических символов и формул, возможно оторвать эти системы от объективного смысла и критериев истинности научного знания, что неизбежно приводит к идеалистическим концепциям в любой науке.

Вообще роль семиотики в психологической отрасли важна; она способствует созданию знаковых моделей, единых международных систем величин и научной психологической терминологии; ею изучаются отношения между знаками, знаками и объектами, отношение знаков к тем, кто ими пользуется. Вот только изолированные терминологические уточнения и споры, отрыв от психологической реальности, от эмпирических экспериментов способны затормозить развитие психологии как науки в целом.

Теоретизирование, дабы не утратить истинность и объективность, должно базироваться на практических экспериментальных данных, когда результаты исследований применяются и проверяются на практике (производственной, педагогической, лечебной и т. п.). Только после этого следует теоретически обобщать лучшие и проверенные достижения практического опыта. Необходимо постоянное взаимодействие теории и практики. Их единство обеспечивает возможность более объективного познания субъективных психических процессов, качеств и переживаний человека.

Крайний субъективизм и крайний объективизм ведут к агностицизму, к признанию непознаваемости внутреннего мира человека. Например, идеалистическая психология утверждала, что «чужая душа недоказуема и неопровергаема», — как говорил А. И. Введенский; бихевиористы, внедрявшие объективные методы исследования в психологию, тоже рассматривали «психику человека как черный непознаваемый ящик». Однако положения о единстве сознания и деятельности, о психологическом строении самой деятельности и объективации с ней сознания позволяют психологам, анализируя деятельность, проникать во внутренний мир и сознание личности (так и реализуется гносеологический принцип единства теории и практики).

Моделирование — это новые методы теоретического исследования, необходимые для познания психических явлений и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим психическим явлениям, их информационной функции и саморегуляции. Выделяют разные формы моделирования: физическое и математическое, имитационное и схематическое, кибернетическое.

Молярный уровень отличается от молекулярного по степени своей сложности. Если второй — аналог исходного: например, микромир в физике или нейронный уровень психики, который сам по себе является сложным, системным, то первый — аналог верхне-системного уровня (в физике таков макромир Вселенной, в психологии им является личностно-социальный уровень психики).

Таким образом, основными исходными положениями психологической науки, лежащими в основе ее методологии и методики, являются:

1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность):

1) Психика обусловлена объективной действительностью.

2) Все психические явления обусловлены деятельностью мозга.

3) При изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие.

4) Психика определяется образом жизни.

2. Принцип единства сознания и деятельности:

1) Деятельность — форма активности сознания.

2) Сознание — результат поведения и деятельности.

3) Сознание образует внутренний план деятельности.

4) Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания (педагогика).

3. Принцип генетический — развития:

1) Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно.

Рис. 1.4. Эмпирические методы исследования

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (продолжительное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное, особый вид — включенное (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным (с применением вспомогательных средств).

Рис. 1.5. Вспомогательные методы исследования

Примеры «прямого» — наблюдение экспериментатором или несколькими экспертами за поведением человека и регистрация его отдельных признаков, симптомов, их частоты. «Косвенное», или опосредованное, предполагает использование вспомогательных средств (вопросы, беседы, анкеты, изучение продуктов деятельности — например, изучение рисунков, сочинений, результатов выполнения интеллектуальных, психомоторных и прочих заданий). «Прямое» наблюдение является относительно субъективным методом, зависит от внимательности, установки, опыта наблюдателя, поэтому лучше использовать одновременно 3-4 экспертов-наблюдателей. Беседа — это еще более субъективная психодиагностическая методика, поскольку ее ход, результаты и выводы существенно зависят не только от испытуемого, но и от личности диагноста, ее проводившего. Более объективная информация получается при анализе деятельности испытуемых по неким объективным критериям.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Существуют такие ее виды: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью преследует целью получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. Если вопросы и ответы даются в письменной форме, то это называется анкетированием.

В медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза.

Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц. Анализ продуктов деятельности человека (рисунков, сочинений, решенных задач, выполненных заданий) позволяет получить объективные данные о психических способностях и качествах человека. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Можно согласиться с утверждением Б. Г. Ананьева: «Интроспекция и самонаблюдение как метод идентичны, но как психологические направления различаются. Интроспекционизм отвергает возможность объективных методов, а самонаблюдение как подход (направление в психологии) признает возможность объективных исследований в психологии».

Биографический метод (основанный на анализе дневников, автобиографий, воспоминаний, сохранившихся школьных сочинений, документов и т. п.) позволяет получить полезную для психолога информацию: как формировалась у данного человека склонность к определенной деятельности; кто из людей, с кем сталкивался человек в своей жизни, и как повлиял на формирование его личности; какие качества, способности, когда и как проявлялись. Реальное течение жизни, биография человека обусловливают то, какая личность и какие психологические особенности у него складываются.

Однако самым главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, чтобы создать условия, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, когда используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла того может и не знать. Эксперимент проводится многократно с участием большого числа участников, что позволяет устанавливать общие, статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Технические средства (приборы, аппараты, специальные технические устройства — сигнализационные экраны, фиксационные и регистрационные аппараты, контрольно-измерительные приборы, ЭВМ, компьютерная техника) являются необходимым элементом эмпирических методов в психологии, они позволяют объективно регистрировать психофизиологические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, социально-психологические и прочие проявления психики человека. Они дают возможность одновременно производить операции стимуляции и регистрировать процессы при психологическом эксперименте, обрабатывать информацию, получать объективную основу для рациональных методов познания.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем человек не подозревает, что стал участником эксперимента (результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой камерой). Такого рода исследования помогают выявлять достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и перестают быть тайной для испытуемых. В настоящее время широко обсуждается проблема этичности психологических экспериментов, так как использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается недопустимым: записывающую технику следует использовать только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы человеку.

Праксиметрические методы направлены на анализ процессов и продуктов деятельности. Они представляют собой хронометраж рабочих или спортивных движений, циклографическую запись поведенческих актов или трудовых действий, профессиографическое описание целостного производственного комплекса. Эти методы имеют хорошо разработанные методики и технику.

Тесты — своеобразный метод психологического исследования, связанный с испытанием, установлением определенных психических качеств человека. Это — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития таких качеств. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Они должны быть научно обоснованными, надежными, валидными. Их цель — выявление устойчивых психологических характеристик.

Тесты выступают как своеобразная разновидность экспериментов, в которых стандартизация психологических испытаний и статистические критерии оценки их результатов позволяют получать достаточно достоверную информацию о психических качествах человека.

К организационным методам, охватывающим все исследование, относят:

1. Сравнительный (сопоставление данных нормального и патологического развития, сравнение разных ступеней эволюции или уровней по определенным параметрам — метод поперечных возрастных срезов: например, сравнение параметров памяти у дошкольников, школьников, взрослых, стариков).

2. Лонгитюдный (непрерывное отслеживание психологического развития группы испытуемых на протяжении многих лет).

3. Комплексный (междисциплинарное исследование, касающееся взаимосвязей явлений разного рода — между физическим и психическим развитием, социальным статусом и характерологическими особенностями личности, производительностью труда и индивидуальным его стилем).

Последний метод позволяет проводить исследование в производственной сфере, в области здравоохранения, образования и воспитания, всесторонне исследуя объект с учетом психологических, педагогических, медицинских, профессиональных, социально-экономических и прочих аспектов.

Лонгитюдный метод устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно-возрастного), как уравнивание всех индивидов определенного возраста и популяции, которые в реальности далеко не всегда одинаковы по своему развитию. Однако его сложнее применять, особенно на большой выборке испытуемых, поэтому в возрастной и генетической психологии целесообразно сочетать сравнительный и лонгитюдный методы. Второй помогает получить более интересные результаты, чем при обращении к поперечным срезам, поскольку выявляет индивидуальные и среднестатистические тенденции в изменении различных психических функций и личностных качеств, их темпы и различные пути развития.

6. Классификация методов психологии Научная психология обрела самостоятельность как наука экспериментальная. Сама дата ее рождения определяется в год, когда В. Вундт организовал первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию. С удовлетворением отметим, что одной из первых инициативу Германии подхватила Россия. В 1912 г. в Москве Г. Челпановым был организован научно-исследовательский институт экспериментальной психологии, остающийся и сегодня одним из признанных центров научной психологии в России и в мире. Непосредственной предшественницей научной психологии была физиология органов чувств, достижения которой связаны с именами Германа Гельмгольца, Иоганнеса Мюллера и других выдающихся естествоиспытателей. По традиции, существующей и поныне, основными методами научной психологии признаются эксперимент и наблюдение. Все прочие, включая беседу, имеют статус дополнительных. Так этот вопрос трактуется в большинстве учебников общей психологии, включая фундаментальный труд С. Л. Рубинштейна, первое издание которого вышло в 1940г. и стало основополагающим для всей советской психологии, а по глубине подхода остается непревзойденным. Существенно важным компонентом психологического эксперимента, как его понимали и проводили В. Вундт и его ученики, было самонаблюдение, получившее особый статус интроспекции и трактовавшееся как единственный корректный способ проникновения в мир психических явлений как явлений сознания и самосознания. С тех пор экспериментальный метод в психологии многократно совершенствовался, периодически утрачивая всякую связь с caмонаблюдением, а беседа оставалась лишь вспомогательным методом, якобы страдающим органическим пороком — излишней субъективностью. В рамках СГП эта проблема радикально пересмотрена, а именно — беседа признана одним из трех основных методов научной психологии наравне с наблюдением и экспериментом. Что касается дополнительных и специальных методов, то они являются как бы продолжением основных, как это представлено на таблице 1. Как видно из таблицы, каждый из основных методов по мере дифференциации дает дополнительные и специальные методические подходы и неопределенное множество конкретных методик. Например, наблюдение может быть непосредственным и аппаратурным. Данные наблюдения могут быть почерпнуты из документов. Таковыми являются и факты жизненного пути. Особой разновидностью является включенное наблюдение, когда исследователь остается неизвестным, так как выполняет роль естественного члена группы. Таблица 1 Основные, дополнительные и специальные методы психологического исследования
Основные Беседа Наблюдение Эксперимент
Дополнительные: Специальные: — интервью — опросники — анкеты — деловые игры — включенное наблюдение — инструментальное (теле-, кино) — черные ящики в авиации (скоростемерные ленты) — тесты — естественный эксперимент — исследования на тренажерах

Специальные методы и методики обычно не являются чисто психологическими, например деловые игры, черные ящики и тренажеры в авиации, скоростемерные ленты на локомотивах. Они созданы для других целей, но используются и для оценки состояния водителей и других специалистов.
Каждый из основных методов, равно гак и производные от них дополнительные и специальные, имеют свои достоинства и ограничения. Рассмотрим их последовательно.
Беседа. Беседа является единственным прямым методом исследования психики, как это было правильно понято еще интроспекционистами. Все остальные методы — непрямые, опосредованные изучением поведения и других внешних по отношению к психическим процессам проявлений психической активности.
По своему содержанию беседа является актом психологического взаимодействия двух субъектов — исследователя и исследуемого, но отнюдь не простым средством получения вербальной информации, гак это нередко формулируется в учебниках и словарях.
Эти две характеристики определяют ее исключительное положение почти в любом научном или прикладном исследовании. Кроме того, она отличается наиболее широким охватом мира психических явлений, интересующих исследователя.
Беседа может проводиться как единственный метод или в комплексе с другими. Вне зависимости от этого, актами общения начинается и заканчивается любое исследование. Сложнейшие практические жизненные проблемы, включая профотбор и судебно-психиатрическую экспертизу, как главный метод используют психодиагностическую беседу — нередко ее одну, но также и в сочетании с другими методами.
Если данные беседы явно противоречат результатам тестирования и другим материалам, то это серьезный повод для полной ревизии всей диагностической процедуры.
Трактуя беседу как “метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации”, надо понимать, что ее возможности выходят далеко за пределы вербальной кокмуникации, поскольку еще более богатым источником информации является коммуникация невербальная.
По данным Мерабяна (1972), только 7 % содержания сообщений передаются смыслом слов, в то время как 38 % информации — интонацией и 55 % выражением лица.
Поэтому важнее оценить не слова, а их подтекст, выражающийся через позу, мимику, пантомимику, интонации голоса, паузы, направление взора и массу других диагностических признаков.
Короткой беседы и неизбежно сопутствующих ей данных наблюдения таким мастерам психодиагностики, как Милтон Эриксон, достаточно, чтобы распознать трудную менструацию, беременность, поставить так много других деликатных диагнозов, что он предпочитал не пользоваться этим своим искусством при общении с женой и дочерьми во избежание возможного отчуждения.
Различают следующие виды беседы: 1) психодиагностическая; 2) психотерапевтическая; 3) педагогическая (формирующая); 4) беседа как введение в эксперимент, инструкция перед тестированием и др.
Беседа как базовый метод дает длинную методическую цепочку методов опроса: нестандартизованное интервью, стандартизованное интервью, личностные тесты-вопросники, анкеты. Все они порождены беседой и беднее ее. По мере их методического отдаления от беседы методики опроса утрачивают богатство возможностей непосредственного общения, а результаты теряют однозначность интерпретаций.
Видимая простота на самом деле ведет к неопределенности результатов и нарастанию возможностей ошибок. Анкетирование, наряду с отмеченными недостатками, имеет и определенные преимущества, связанные с возможностью массовых исследований и машинной обработкой результатов. Если в психологии анкета — это вспомогательный метод, то в социологии она может быть и основным.
Объективным показателем качества диагностической беседы является коэффициент речевой активности исследователя, определенный путем деления времени его речевой активности на время активности исследуемого. Чем он ниже, тем выше качество беседы.
Чтобы достичь высокого качества беседы, полезно отказаться от вопросов и перейти на обороты речи типа “расскажите о...”. Дальнейшее зависит от умения слушать и поощрять собеседника к откровенности.
Ведение записеи во время беседы грубо нарушает ее методику и не рекомендуется. Записывать можно только паспортные данные. Остальные записи делаются потом, по памяти.
План беседы полезно иметь, но только “в голове”. Содержание ее в основном зависит от исследуемого, а не исследователя. Всякие отклонения от темы надо поощрять. Специальными исследованиями психолингвистов установлено, что наиболее информативным видом общения (с психодиагностической точки зрения) является неформализованная “болтовня”. Именно она раскрывает наибольшее число граней языковой личности.
Беседа не должна утомлять. Ее типовая продолжительнсть — от 20 до 60 мин. Очень важно правильно ее начать и грамотно закончить, поскольку конец беседы — это начало следующей (с данным клиентом или очередным).
Беседа всегда ориентируется на помощь собеседнику, и он должен это понять и оценить. В противном случае ее итог будет малоинтересен с точки зрения достоверности и полноты.
Совершенно необходимо уметь понять ситуацию глазами собеседника. Это справедливо и для наблюдения, и для эксперимента. Вот что пишет по данному поводу известный психолог-экспериментатор П. Фресс: “Испытуемый всегда каким-то образом истолковывает ситуацию и, в частности, намерения экспериментатора, поэтому важно, чтобы последний всегда стремился оценить ситуацию не со своей точки зрения, а с точки зрения испытуемого.
Практически это означает, что протокол эксперимента всегда (!) важно дополнять беседой с испытуемым или вопросником, ответы на который позволяют обнаружить возможные различия в интерпретации ситуации”.
Оснащение беседы техническими средствами (аудио- и видеозаписью) весьма желательно, но допустимо только с согласия обследуемого. При наличии таких записей открываются большие возможности объективной, в том числе количественной оценки результатов беседы.
Предприимчивый филолог и специалист по информатике, проанализировавшие километры записей психотерапевтических бесед Милтона Эриксона и других корифеев, с успехом создали свою методику нейролингвистического программирования, популярную в том числе и в России.
Специальной формой психодиагностической беседы является обследование на полиграфе. Ее главная особенность состоит в регистрации и грамотной интерпретации вегетативных компонентов речи исследуемого. Теоретическое обоснование этой методики восходит к экспериментам А. Р. Лурии с ассоциативным тестом.
Значение беседы для практической психологии нельзя переоценить. Не только психолог, но и врач, и учитель, и менеджер, и следователь, и адвокат, и любой другой представитель интерактивных профессий пользуется психодиагностической беседой чаще, чем каким бы то ни было иным способом психодиагностики.
Наблюдение. В отличие от беседы и эксперимента, наблюдение не предусматривает организацию каких-либо воздействий на исследуемого. Напротив, достоинство наблюдения в том, что исследуемые процессы протекают естественно, без всякого участия исследователя. Исключение составляет так называемое включенное наблюдение, при котором исследователь выступает не в своей роли, а в роли обычного члена контактной группы.
Основное методическое требование при документировании материалов наблюдения состоит в использовании только житейского языка описаний. В протоколе наблюдений не следует писать: “Исследуемый задумался”. Правильно — ограничиться описанием его фактического поведения, а оценку (задумался ли он или вспомнил, что голоден) можно дать потом, при обработке результатов наблюдений.
Наблюдение без предварительной беседы редко бывает по- настоящему полезным. Неверно думать, что наблюдение непременно бывает визуальным, без технического оснащения. Напротив, оно может быть прекрасно технически оснащено, например при космической телесвязи.
За счет технических средств наблюдение может быть опосредованным во времени. Например, ретроспективное изучение видеозаписи значимых событий в универмаге или на центральной площади.
Протокол для наблюдения может быть заготовлен заранее. Однако, как правило, он должен быть не слишком формализован. Хороший вариант состоит в том, что слева обозначается время наблюдаемых событий, а справа — их произвольное описание. Любые формы обработки этих данных лучше делать потом, по окончании наблюдений.
Научное наблюдение отличается от житейского систематичностью, направленностью, преднамеренностью, целеустремленностью и тщательным фиксированием результатов, в том числе с использованием современной техники.
Как все психологические методы, не исключая и эксперимент, наблюдение чувствительно к субъективным факторам как со стороны наблюдателя, так и исследуемых лиц. Объективность оценок результатов наблюдений достигается достаточным уровнем профессиональной подготовленности исследователя и сочетанным, комплексным применением разных методов (см. “Исследовательский модуль”, рис. 2, стр. 94).
Эксперимент. Из трех основных методов исследования эксперимент охватывает наименьшее число исследуемых факторов, но зато позволяет сделать наиболее доказательные выводы.
За исключением пропедевтических ориентировочных экспериментов, все остальные планируются после использования других методов, а именно — после беседы и наблюдения. Уже беседа позволяет построить правдоподобную гипотезу по поводу исследуемых лиц и явлений. По данным наблюдения она уточняется, и строится прогноз поведения исследуемого в определенных условиях.
Задачей эксперимента является создание этих условий и оценка поведения исследуемого в них. Если прогноз оправдывается, то исследование на этом заканчивается.
Психологическое тестирование. Психологические тесты — это короткие стандартные исследования с заданной интерпретацией и количественной оценкой. Хорошие профессиональные тесты, как правило, — это фрагменты проведенных серьезных экспериментальных исследований.
Отношение к тестам в России менялось от вполне положительного в 20-х и начале 30-х гг., через запрет и “тестобоязнь” периода 1936—1956 г. к нынешнему их широкому распространению. Професиональные тесты отличаются наличием достоверных данных об их надежности и валидности.
Тем не менее остается правилом, что за результаты тестирования полную ответственность несет только пользователь, но не разработчик теста. Связано это с тем, что выборка, на которой стандартизируются результаты теста, не может совпадать с какой-то другой и тем более с другими условиями тестирования. Потому любой комплекс тестовых методик должен апробироваться каждый раз заново и далее систематически проверяться по мере его использования.
Для приблизительной ориентировки в целях самооценки и как средство досуга, наряду с кроссвордами и астрологическими прогнозами, можно пользоваться и популярными тестами, публикуемыми в газетах. При этом не следует расстраиваться, если результат по тесту явно не соответствует самооценке. Скорее всего, правы вы, а не тест. Особенно важно это помнить людям с повышенной внушаемостью. В качестве эксперта в наше время легко найти профессионального психолога и проконсультироваться у него.
Профессиональный психолог ставит психологический диагноз по совокупности данных, в том числе и по результатам тестирования. Если по неопытности психолога получается так, что не он ставит диагноз с помощью теста, а тест с помощью психолога, то выход один — набираться опыта, в том числе и расширяя число используемых тестов и критическую оценку результатов их использования. В целом, даже если тесты не всегда точны, они все равно нужны.
Исследовательский модуль. Исследовательский модуль изображен на рис. 2. Как видно из рисунка, он объединяет в функциональное целое все три основных метода с их методическими цепочками — приемами и множеством конкретных методик (в том числе и тестов).

Рис. 2. Исследовательский модуль

При их совместном применении они взаимно улучшают результаты всех исследований, т. к. нивелируют значение ограничений, сохраняя все достоинства каждого из трех основных методов.
Начав с ознакомления с широким крутом явлений по результатам беседы, уточнив их наблюдением, исследователь может корректно спланировать эксперимент. По результатам эксперимента, подтвердившим правильность прогноза, делается окончательный вывод. При неподтвердившемся прогнозе цикл беседа—наблюдение—эксперимент начинается заново.

7. Организационные и эмпирические методы

- Психология спорта (Автор: Психолог)

Организационные методы - к ним относятся: сравнительный, лонгитюдинальний и комплексный.
Сравнительный метод используется для изучения психологических различий, а следовательно и сходства, тождества и содержания психических процессов, состояний, свойств и личностных качеств спортсменов в зависимости от пола, возраста, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики подготовки, условий соревнований.
Лонгитюдинальний метод позволяет в течение многих лет прослеживать психическое развитие и изменение свойств психомоторики, используется для изучения влияния многолетней тренировки на формирование личности спортсмена.
Комплексный метод широко применяют для многостороннего исследования одного и того же психического явления с использованием множества отдельных методик, охватывающих предмет всестороннего исследования в его непосредственной целостности. Комплексность исследования очень важна и является переходом к междисциплинарного изучения деятельности.

Эмпирические методы.
Эти методы, применяемые в психологическом исследовании, разнообразны. К ним относятся наблюдения (в том числе самонаблюдение); психологический эксперимент, методы психодиагностики, в частности диагностики состояния готовности учебных занятий и соревнований. Остановимся на использовании этих методов во время учебного занятия.
Наблюдение. Делятся на самонаблюдении и внешнее, объективное наблюдение. Наблюдая внешние проявления в психомоторной активности, изучают не внешнее воздействие само по себе, а именно внутренний проявление психического содержания действия, который выступает предметом исследования. Внешнее проявление психомоторной активности является только исходным материалом наблюдения. А настоящий его предмет, цель и необходимость исследования - внутренний психическое содержание, т.е. неизвестно, что находится за пределами возможностей наблюдения, а значит, и нарочитой его позитивного изменения.
Что же можно получить наблюдением психомоторной действия спортсмена? Как по внешним показателям, доступным для наблюдения, раскрыть внутренний психический смысл? Ведь этот мир доступен только действующей человеку, причем не в полной мере, в форме произведений самонаблюдения. Почему человек имеет определенные своеобразные домыслы, иллюзии, заблуждения при оценке своих движений?
Отметим, что каждый психомоторное акт человека содержит сложное единство сенсорных и моторных, перцептивных и действующих, приспособительных и регулирующих моментов. В психомоторное действие спортсмен заключает единство мысли и живого движения, что на разных стадиях его мастерства имеет различные психическое содержание и структуру. Она не является раз и навсегда фиксированной целостностью. В каждое действие вложено определенное мнение, мотив, потребность. И задача наблюдения состоит в изъятии движения этой мысли для общего использования.
В действии можно раскрыть все зачатки и элементы психики в их единстве и органической целостности. Рассмотрим лишь некоторые из них. Любое действие обусловлено определенными побуждениями и регулируется ими. Эти побуждения изначально находятся в основе потребностей, интересов, направленности личности. И в том, как выполняется действие, оказываются:
• темперамент - импульсивность, сила и быстрота движений;
• характер человека (как он относится к своей активности, к самой себе в деятельности и в ближайшее своего окружения);
• способности - как совершенно выполняется действие ее мягкость, пластичность, скоординированность, точность, есть наглядные критерии реализации возможностей спортсмена.

Эмоционально-волевыми проявлениями человека есть эмоции.
Эмоции - реакции на внешние воздействия энергии и информации, которые порождаются реальным соотношением действия с побуждениями, которые ее определяют.
Чувства - продукт оценки психомоторной действия, обстоятельств ее выполнения и принятия решения действовать так, а не иначе.
Разница между целью действия и его результатом порождает негативные чувства. Вершиной проявления эмоций является аффект - потеря контроля над собою, взрыв негодования, шок, потрясение, когда спортсмен "теряет разум", а его труд дезорганизуется.

Совпадение же цели действия и его результата дает всю гамму положительных чувств (познавательных, нравственных и эстетических), которые порождают энергию для последующих действий. Среди этих чувств, переживаемых человеком, отчетливо проявляются и могут легко наблюдаться:
• познавательные - удивление, с которого начинается любое познание;
• моральные - например, чувство выполненного долга перед самим собой, близкими и перед коллективом, переживания последствий поступка;
• эстетические - наслаждение прекрасным, рожденным движениями и действиями, личностное отношение к своим движений, чувство красоты движений, а затем их целесообразности, гармоничности, целостности как продукта психомоторной творчества.

Повторная действие в одинаковых и меняющихся условиях содержит богатый материал для наблюдения. Изменение результативности действия от повторения к повторению показывает, как закрепляется и уточняется образ движений. Снижение результата действий с переходом от одних условиях действия другим (соревнования - тренировка - соревнования, беговая дорожка - тартановым или рекортановая, повышения ответственности в связи с масштабом соревнований и т.п.) свидетельствует о том, что спортсмен не имеет творческого воображения или утратил эту способность. Воображение позволяет спортсмену осуществить в соответствии с изменяющимся условиям необходимую перестройку в движениях, найти в себе резервы направлений средств-движений для реализации своего энергетического потенциала.

Работа, выполняемая мнением вне действия в период подготовки (например, во время разминки перед ответственными соревнованиями), выражается в специальных настроечных и аналоговых упражнениях. С помощью таких упражнений спортсмен настраивает себя и свой образ движений на максимально полную материализацию мысли в движениях. По содержанию разминки можно определить слабые места в технической подготовке спортсмена. Он все больше уделяет внимания тому, что плохо получается, какие свойства движений менее всего подчиняются произвольной его регуляции.
Каждое действие содержит и зачатки свободы в виде стремлений, тенденций, влечений, желаний - активности побуждений, потребности. Первоначально момент развития волевого начала действия коренится уже в сенсорно-перцептивной чувствительности и проявляется стремлением уточнить, испытать и приспособить движения к условиям действия.
Отчетливо процесс волевого проявления наблюдается в стремлении испытать гимнастические снаряды, примериться к месту будущих действий, провести тренировки накануне соревнований там, где они состоятся (день испытания снарядов в гимнастике, перед олимпийский неделю и другие "приспособления" к соревнованиям).
Волевые проявления, доступные для наблюдения, связываются уточнением и осознанием цели действия. Примерами могут быть борьба мотивов, тяжелые раздумья во время принятия решения (время сосредоточения внимания перед действием - индикатор этих внутренних напряжений). Волевые усилия возникают только тогда, когда наблюдаются и осознаются противоречия, конфликт между желаемой целью и средствами ее достижения. Если, например, прыгун в длину на соревновании "подбирает" себе длину разбега и часто ошибается, то возникает закономерный вопрос: а что он делал во время тренировки?
Именно в тренировке воля направлена на действие, адекватное цели. Вероятно, что у этого прыгуна в длину тренировки волевых усилий хватало, а движения им не контролировались и не развивались. Действие оценивается, сопоставляется с целью. Чтобы эта оценка была полезной для последующего действия, спортсмен должен как можно точнее определить для себя степень рассогласования между намерением и совершенным. Для этого требуется не менее волевое усилие, чем непосредственно во время действия.
Волевое и мускульное усилие - два аспекта одного и того же решения задачи действия мнением определяется движение, движение же порождается в едином потоке живой действия. Инициативность, внушаемость, самостоятельность, независимость, решительность, импульсивность, рассудительность, выдержка и самообладание - важнейшие волевые качества, которые активизируют все способности человека.
Информация, доступная для наблюдения исследователя, содержится и в выразительных движениях спортсмена. Выразительные движения лица (мимика), а также всего тела до начала действия и после ее завершения (пантомимика и вокальная мимика), проявление эмоций в интонации и тембре голоса - яркие свидетельства психических процессов.
Закрепощение движений, их скованность и напряженность свидетельствуют о том, что в действии существуют тормозные взаимодействия - интерференции. Эти своеобразные "тормоза" как "заклинивает" нормальное течение движений, имеющих малую производительность. При этом энергия расходуется на преодоление "трения" в системе движений. Это неполный перечень тех "информационных точек", в которых находится и затем расшифровывается гамма психических аспектов действия, доступных наблюдению и дальнейшему анализу.
Осознание цели наблюдения непосредственно связывает его с незнанием чего-то, с неясным догадкой о какой-то скрытой возможность психики человека, с научной гипотезой, требующей доказательства. Четкий план, целевая установка и систематичность наблюдения дают возможность из множества наблюдаемых психических явлений выбрать те, которые соответствуют цели исследования.
Фотографичность и полнота наблюдения не противоречат друг другу. Наблюдать все сразу невозможно из-за ограничений, наложенных природой на наши восприятия и памяти, особенно кратковременной памяти в случае наблюдения быстрых процессов.
Наблюдение становится методом научного исследования, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а начинается с формулировки гипотезы и продолжается, пока эту гипотезу не будет доказано или отвергнуто из-за новые факты, уточнения. Без наличия гипотезы наблюдения не будет научным, а превратится в простое наблюдение, и если оно выполняется с одной целью, то наблюдатель превращается в "архивариуса фактов", который не знает, что с ними делать.
Важное значение при научного наблюдения имеет способ описания фактов. Следует разграничивать описание фактов и их психологическое объяснение, поскольку эти процедуры имеют разные цели. Описание фактов заключается в четкой фиксации того, что происходит и что зарегистрировано.
Цель метода объяснения - раскрыть сущность явления, его внутреннюю структуру и законы, согласно которым эта сущность проявляется в деятельности и выступает своей деятельной стороной разума так, что ее можно наблюдать. Причем один и тот же психический факт можно объяснить, используя различные психологические теории./b


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: