Уровни психологическогопрофессиографирования

Профессия является сложным системным объектом. Реализации принципов системного анализа в психологии профессий посвящены работы многих отечественных исследователей (Галкина О.И. и др., 1972; Зараковский Г.М., 1966; Зеер Э.Ф., 2000; 2003; Иванова Е.М., 1992, 2003; Пушкин В.Н., 1965; Суходоль-ский Г. В., 1988; Шадриков В.Д., 1979 и др.).

Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, В.Д.Шадриков (1979) выделил семь уровней возможного анализа профессий:

генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;

личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;

компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок;

информационный анализ. Согласно общей схеме Б.Ф.Ломова(1984) исследуется модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;

структурно^функционалъный анализ. Устанавливается структура деятельности, т. е. ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;

индивидуально-психологический анализ. Исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенций;

психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике;

Выбор уровней исследования определяется ориентацией психолога на поставленные задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: