Появление нетрадиционных религий и культов

Лекция № 14. Современные нетрадиционные религиозные движения и культы

 

1. Появление нетрадиционных религий и культов

2. Типы нетрадиционных движений и культов, проблема их классификации

3. Новые тенденции в религиозной жизни Казахстана

Появление нетрадиционных религий и культов

Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Нетрадиционные религии получили распространение с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали появляться в США и Западной Европе в результате массового разочарования верующих, прежде всего молодежи, в традиционных религиях и церквях. Общее количество нетрадиционных религий в мире трудно оценить, т.к. статистика по этому вопросу отсутствует. По имеющимся данным только во Франции их около трёхсот, в США – более двух тысяч. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом, индуизма и буддизма). Особняком стоит бахаизм, чей главный храм находится в Иерусалиме, предлагающий синтезировать священное писание всех наиболее представленных в мире религий и религиозно-философских систем (авраамических, буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма и проч.) и характеризующийся поэтому крайним эклектизмом и имеющий небольшое количество сторонников. Отличительной чертой «новохристианских» религий является то, что формально их последователи поклоняются Христу, но фактически почитают как «посланников Божиих» и «новых мессий» своих лидеров. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является вайшнавизм, более известный как Общество сознания Кришны (Харе Кришна, кришнаиты). Оба этих религиозных направления – «новохристианское» и восточное – имеют приверженцев в России и других постсоветских странах с конца 1980-х гг.

Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат, по-видимому, в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры – масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.);росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.

Разные исследователи выделяют различные признаки новых религиозных организаций. Первичным элементом религиозной организации является религиознаясуб-группа или сообщество, над которой надстраивается комплекс отношений, увенчанный центром объединения. Отдельные составляющие имеют собственную инфраструктуру, механизмы контроля за деятельностью индивидов, нормы религиозной морали, санкции и авторитеты.

Новые верования получили название, новых религий и сект, а это значит, что они, несмотря на сходство, имеют специфические черты (организационного и догматического характера).

Относительно демократические новые религии представляют довольно широкие объединения, принадлежность к которым определяется преимущественно традицией (посещали организацию родители, посещают и дети) и членство в которых строго не контролируется («Источник жизни», «Армия спасения», «Слово жизни»), вход и выход из которых являются добровольными.

Но подавляющее большинство религиозных новообразований существует по принципу сект.Секта (от лат.Secta - направление, учение) - это относительно закрытое религиозное объединение, возникающее как оппозиция существующим религиям и претендующее на исключительность своей роли и доктрины и духовное перерождение своих членов, тяготеющее к изоляционизму. С авторитарных и харизматических сект почти невозможно выйти. Современные религиозные организации (секты) характеризует:

1) Наличие харизматического лидера, который уверяет, что он якобы получил новое уникальное «откровение» относительно Бога и реальности. Лидер выступает спасителем, небесным избранником, имея свою легенду. Все, кто не разделяет его взглядов, не просто ошибаются, а являются последователями Зла.

2) Лидер создает особую «семью», или «коммуну», в которой его называют «отцом». Нередко члены этих семей принимают новые имена, отказываются от любых цифровых обозначений (дата рождения, адрес, номер дома, квартиры), после чего родственники и органы правопорядка не могут найти человека.

3) Семья отделяется от мира. Кровные родственники (родители, братья, сестры) объявляются посланцами Зла, если они имеют другие или альтернативные взгляды. Для сближения с новой «семьи семьей» предлагается признаться в бывших «грехах», что психологически обнажает новообращенного.

4) Руководители устанавливают для всех неоспоримые нормы поведения (но сами не всегда им следуют и, как правило, живут в других условиях, чем их последователи).

5) Группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации могут отказываться от собственного имущества в пользу организации и меняют место жительства.

6) Поощряется отказ от калорийной пищи и сна под предлогом духовных упражнений.

7) Применяется техника контроля за поведением новообращенных, что называется религиозной дисциплиной. Сначала новички попадают под групповое давление «бомбардировки любовью» - объятия, групповые мероприятия, улыбающиеся лица. Со временем никого не оставляют наедине, загружая восприятия, зрение и слух.

Секта является сплоченным коллективом, имеющим групповые цели. Вступив в него, новичок чувствует себя вроде долей «общей» дела, лишается чувства одиночества. Секты, религиозные организации рекламируются как оазисы «подлинной человечности», прообразы будущего коллективизма. Только в них, по словам руководителей сект, можно найти настоящую любовь, жертвенность, встретить родных людей, потому что речь идет не о церкви, а о «настоящей семью» во главе с суровым, но заботливым и всесильным «отцом» или, как в варианте с «Белым Братством», матерью «Марией Дэви-Христос».

Такие призывы привлекают юношей и девушек, у которых, возможно, не сложились отношения с родителями, которые имеют проблемы в обучении. Традиционные религии с застывшей догматикой и консервативной структурой не всегда плодотворно противостоят динамическим «пророкам», чувствительным к изменениям в массовых настроениях. «Мессианский бизнес» имеет преимущества, он не предусматривает академического образования, дипломов признанных учебных и научных центров, а дает немалые финансовые прибыли и власть над людьми.

Реклама новых нетрадиционных верований сочетается с отработанной системой вербовки, которая опирается на технику «первого контакта». Коммуникабельные и подготовленные члены организации стремятся завязать знакомства на улицах, на вокзалах, в студенческих общежитиях, даже проводя массовые развлекательные мероприятия (шоу, дискотеки). Умело вызывая собеседника на откровенный разговор о его сомнениях и тревогах, они ненавязчиво, мягко рассказывают ему о пребывании в своей общине, приглашают на молитвенные собрания или лекцию.

Как только человек приобщается к жизни общины, он попадает в мир особых отношений. Порекламным образом «настоящего отца» проступают черты диктатора. Деспотизм имеет общий характер, закрепляется внутренним распорядком, системой репрессивных мер. Стремясь обеспечить абсолютное влияние, лидеры харизматических сект делают все, чтобы изолировать членов организации физически и духовно от внешнего мира, отвратить от прежних ценностей, нейтрализовать личностное самосознание. О чем бы ни говорили наставники новых религиозных организаций, их проповеди в конце концов сводятся к предсказанию вселенской катастрофы и претензии на спасение душ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: