Предмет и методы изученияэкономики

Тема 1.Введение в экономическую теорию

Этапы развития экономич науки

Современные экономические школы

Предмет и методы изученияэкономики

1) Экономика – это общественная универскльная наука, котоая изучает проблему согласования неограниченных потребностей общества и ограниченных реусурсов, которыми общество распологает.

Впервые экономическими вопросами занмались древнегреческие философы (ксенофонт и Аристотель ввели в оброт термин ЭКОНОМИКА («наука о хазяйстве»))

Долгое время экономика не являлась самостоятельной наукой и представляла собой один из из разделов философии

В 1615 году французский экономист Монкретьениздал книгу «Трактат о политической экономии», дав название новой рождающейся науке Политической экономии. В развитие экномической науки можно условно выделить несколько этапов:

1)Донаучное развитие (до 15 века)

2)Рождение экономической науки (15 – первая половина 18)

3)Открытие основных экономических принципов (18-нач 20)

4)Современный этап (с 30-х годов 20 века)

Кроме того развитие экономики принято представлять в виде постепенной смены различных научных направлений, которые называются экономической школой.

Первой начной школой стал МЕРКАНТИЛИЗМ. Школа господствовала в15-17вв – первая теория. Данная школа впервые сформуоировала предмет изучения экономической науки – поиск источников богатства общества.Богатсвом меркантилисты считали – деньги, а его источником – внешнюю торговлю.

 

Главной целью государства является накопление в стране как можн большего колиества золота. В связи с эжтим государтсву необходимо постоянно поддерживать активный баланс внешней торговли.

Способы получения золота:

- добыча в собств недрах земли

- ввойна

-поиск новых земель

-торговля

 

Активный торговый баланс - экспорт превышает импорт. В связи с данной целью возникла первая концепция международной торговли. Протекционизм – защита национаьноцй экономики от конкуренции других стран путем введения тарифных и нетарифных барьеров.

Нетраифное и тарифное ограничение барьеров.

Представители: Монкретьен Кольбер Ман.

В нач 18 века во франции возникает новая экономическая школа – ФИЗИОКРАТЫ (власть природы). Данная школа перенесла истончики богаства общества из сферы торговли в сферу производсства, однако не любое производство рождает богатство, а только сельское хозяйство. С/х считалось единственной сферой экономики, которая способна естественным путем приносить избыток продукции, или «чистый продукт». Все остальыне сферы считались вторичными. Цели гос-ва – это создание условий для максимального производства с/хоз продукции.

Представители: франсуа Кенэ,жан Тюрго

В сер18в в Англии возникает главная экономическая школа, с которой началось развитие экономической науки «Английская буржуазная классическая политэкономия». Основполжником этой школы и всей экономической науки считается Адам Смит.

Данная школа нашла истинный источник богатства об-ва – это любое материальное производство. Богатством считаюся не деньги, а произведенные товары. Цель государства - создание оптимальных условий для максимального производства товаров

Основные положения классической школы:

1) Все общество данная школа делила на классы (буржуазия и прлдетариат)

2) В основе школы лежит турдовая теория стоимости, Согласно которой, ценность товара на рынке определяется затратами труда на его производство

3) Все экономические процессы должны базироваться на естственном равновесии. При этом вмешательство государства вэкономику должно либо отсутствовать, либо быть минимальным(экономический либерализм)

 

Представители: смит, рикардо, петти

В сер 19 века на оснвое классической школы взникло множество других экономических школ, главными из кторыхь стали:

1)Марксизм – самая значимая. Развивала трудовую теорию стоимости. Ее центральнй элемент - учение о прибавочной стоимости. Прибыль образуется за счет экспплуатации рабочей силы. Необходим революционный переход к новому об-ву, социализму и коммунизму.

Представители: маркс энгельс ленин

2)Маржинализм (школа предельной полезности)

Данная школа полностью отвергла трудовую теорию стоимости. Вместе нее была предложена концепция полезности, согласно который ценность товаров на рынке определяется не затратами, а субъективной полезностью, темчувством удовлетворенности, которое человек получает от употребления товара.

Предстватели: Гессен Менгер

3)Неоклассическся школа. Конец 19 – нач 20. Попытались объединить трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. При заключении сделки купли-продажи всегда как минимум участвуют 2 стороны – продавец и покупатель. С точки зрения продавцов цена определяется затратами труда и продавцы формируют минимальный уровень цены – себестоимость(сумма затрат всех ресурсов без прибыли) С точки зрения покуаптеля – цена определяется полезностью и потребители формируют максимально возможную цену (цена спроса). На реальном рынке цена, как правило, выше минимальной и ниже максимальной, то есть одновременно отражает обе теории.

Представители: Вальрас(лазанская школа) Альфредо паретто, Альфред маршалл.

2 Современными считаются эконом школы, которые сформировались в 20 веке.Все современные школы можно условно разделить на три группы:

1)Кейнсеанство. Научная школа, которая сформировалась под влиянем 1929-1933, то есть период мирового экономического кризиса «Великая депрессия». В этот период не существовало экономеской теории, которая могла бы объяснить прчины кризиса и способы ввыхода из него. Основоположником данной школы и новго раздела в эконом науке – макроэкономике, считается Джон Кейнс. Он доказзао, что современный рынок утратил способность к саморегулированию и самостоятельно не может преодоеть кризис. В связи с этим единств способ выхода из кризиса - активное вмешательство госудраства в экномику. Гос-во активно регулирует рынок. Было выделено 2 основных интструмента государственнгог вмешательства:

--1—фискальная или бюджетно-налоговая политика

--2—монетарная или денедно-кредитная политика

Благодаря кейнсианской политике разитые страны преодолели кризис препроизводства, однако в 70-е годы 20 века разразился очередной кризис, с излишних государств урегулированием.

 

2)Неоконсервантивная школа школа.Несколько научных школ, которые считают, что современный рынок не полностью утратил способность к саморгеулированию и поэтому необходимо сократить до минимума вмешательство гос-ва в экономику.

Самой изестной школой в этом направлении является МОНЕТАРИЗМ, основополодником которой считается Милтон Фридман. Согласно положениям данной школы, гос-ву необходимо значитльно сократить свои расходы и проводить жесткую денежную политику, то есть кол-во денег не должно зависеть от теккущего экономичческого положения. Для россии особое значение имеет монетаризм. Идеи монетаристов активно испольхзовались в экономике россии в нач 90-х годов («Шоковая терапия»). Гос-во резко уходит из экономики, однако успеха они не имели.

 

3) Институционализм. Множество науч школ, кторые изучают влияние различных общественных институтов и экономическое развитие. Понятие институт практикуется широко, и в него включаюся различные, как экономические, так и не экономические факторы, такие как отношение собственности, культура религия, географическое положение и др.

3 В Современном понимании предметом изучения экономич науки является поиск наиболее эффективных способов для удовлетворения неограниченных потребностей с помощью ограниченных ресурсов. Данное понимание сложилось в результате длительноц революции научных взглядовв. Для исследования своего предмета экономика использует различные методы, главными из которых являются:

1) Метод научной абстракции. Для исследования экономических явлений необходимо отвлечься или абстрагироавться от всего второстепенного и случайного, сосредотачивая внимание на главном.

2) метод анализа и синтеза. Анализ –это разделение проблемы на состаляющие элементы, изучив которые, составляются целостные картины, что называется синтез.

3) Сочетание исторического и логического методв. Предварительно изучается история возникновения явления и выделяется логика, которая используется для прогнозирования.

4)Метод индуции и дедукции. Индукция - это движение от частного к общему. Дедукция – это движение от общзего к частному. Используя данные методы, жкономика вырабатывает определнное теоретическое определение, которое называетсяэкономическими категориями.

С помощью экономическихь категорий становитсяя возможным формулировать экономический закон. Эконом законы действуют только в человеч об-ве и проявляют себя лишь как общие тенденции имеющие на практике много исключений

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: