1 Рынок – это совокпность взаимоотношщений между людьми, которые складываются в связи с обменом товарами. Это система, которая связывает продавцов и покупателей.
Рынок является одной из двух главных форм общ-го хоз-ва:
1)Натуральное Хозяйство(пр-во осуществляется в целях собственного потреблени) Обмен товараминосит случайны характер.Преимущественно осущетсвляется в форме бартера (Т – Т)
2)Товарное(рыночное) хозяйство.Производство осуществляется в целях обмена. Обмен товарами носит регулярный характер.Средством товрообмена являются деньги. (т-д-т)
В любой экономической системе рынок выполняет несколько фун-ий:
1)Информационная(фун-уия обратной связи) С помощью механизма свободного ценообразования продавцы имеют возможность получать информауию о потребностях покупателей и в соотвествии с ними корректировать производство.
2)стимулирующая.рынок экономически вознаграждает эффект хоз-во и отвергает неэффективность
3)распределительная. С помощью рынка происходит распределние доходов м/д всеми участниками производства.
|
|
Преимущество рынка очевидное. Главное из них является наиболее эффективное распределение ресурсов, так как производятся только те товары, которые необходимы. Однако рынок имеет ряд серьезных недостатков:
1)Рынок не обеспечивает потребности в обществ-х благах.
2)рынок не гарантирует соц-ую справедливость и приводит к значительной дифференциации доходов.
3)рынок не сохраняет невоспроизводимые ресурсы. Приводит к экологическим проблемам и др.
В связи с данными недостатками гос-во вынуждено регулировать рынок, образуя смешанную модель экономики.
2 Основными категориями терии рыночной экономики являются БЛАГА ТОВАР ДЕНЬГИ
1)Блага – все то, что несет в себе определенный положительный смысл, предмет илявление удовлетворяющий потрености. Все блага делятся на материальные и нематериальные. Кроме этого сущ-ет дление благ еще на две группы:
АА)Свободные(неэкономические). Их кол-во достаточно для полного удовлетворения всех потребностей об-ва
ББ)2-ая группа самая многочисленная - Экономические блага – это блага, кол-во кторых ограниченно по сравнению с потребностями.
Особой формой экономического блага является – ТОВАР. Товар – это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность, и созданный специально для обмена. Люой товар обладает двумя противоположными свойствами:
1)Потребительская стоимость(полезность) – способность товара удовлетворять потребность.
2)Меновая стоимость – это способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях.
С одной стороны товары как полезность несопоставимы и несоизмеримы. С другой сороны товары как меновые стоимости наоборот соизмеримы.
|
|
В связи с данными противоречиями в эконом теории сложилось 2 подхода:
1)Трудовая теория стоимости. Сравнивают по затрамтам труда
2)теория предельной полезности (маржинализм)
В современных условияхдля хар-ки товара используют понятие ценность, котрое одновременно включает в себя и стоимость и полезность.
Внешней формой проявления ценности товара является цена, которая выражена вденежном измерении.
Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеощего эквивалента,то есть данный овар измеряет ценность других товаров и способен обмениваться на любой товар. Существует 2 научные концепции, характеризующие происхождение и сущность денег.
1)Рационалистическая. Считается, что деньги это продукт соглашения м/д людьми
2)эволюционная. Считается, что деньги никто специально непридумал. Постепенно из общей тов. Массы стали выделяться предметы, выполнявшие роль эквивалента, которые постепенно превратились в деньги.
Рыночный механизм
Основнымиэлементами рыночного механизма являются спрос-предложение, цена. Самый важный – спрос.
Спрос – это желаение и возможность чел-ка приобрести определенное кол-во товаровпри различном уровене цен. Зависимость м/д ценой и спросом назыввется – законом спроса: при прочих равных условиях чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот.Данный закон графически отражает линия спроса:
Р -цена |
Q - |
Если меняется цена товара, то происходит движение по кривой Д, однако, сущ-ет факторы, влияние которых сдвигает всю кривую. Эти факторы называются неценовые детерминанты спроса:
1)вкусы потребителей
2)доход потребителся
3)число потребителей
4)ожидание потребителей
5)цены на другие товары и другие
Закон спроса является универсальным, однако на практике выделяют несколько случаев, связнных с психологией человека, когда в ответ на повышение цены потребитель увеличивает спрос, или наоборот.Эти случаи называются исключением из закона спроса.
Эффект Гиффена. Он характеризует спрос на товары, которые с очки зрения потребителя явл-ся некачествеными. Если цена таких товаров снижается, то потребители получают возможность переключисть свой спрос на более качеств товары и наоборот. Эти товары получили название - неполноценные - товары низшей категории или товары Гиффена.
Вопросы к экзамену
1) Основные этапы и направления развития экономической теории (меркантилисты, физиократы: основная идея, этапы развития, представители)
Экономика – это общественная универскльная наука, котоая изучает проблему согласования неограниченных потребностей общества и ограниченных реусурсов, которыми общество распологает.
Впервые экономическими вопросами занмались древнегреческие философы (ксенофонт и Аристотель ввели в оброт термин ЭКОНОМИКА («наука о хазяйстве»))
Долгое время экономика не являлась самостоятельной наукой и представляла собой один из из разделов философии
В 1615 году французский экономист Монкретьен издал книгу «Трактат о политической экономии», дав название новой рождающейся науке Политической экономии.
В развитие экномической науки можно условно выделить несколько этапов:
1)Донаучное развитие (до 15 века)
2)Рождение экономической науки (15 – первая половина 18)
3)Открытие основных экономических принципов (18-нач 20)
4)Современный этап (с 30-х годов 20 века)
Кроме того развитие экономики принято представлять в виде постепенной смены различных научных направлений, которые называются экономической школой.
Первой научной школой стал МЕРКАНТИЛИЗМ. Школа господствовала в15-17вв – первая теория. Данная школа впервые сформулировала предмет изучения экономической науки – поиск источников богатства общества. Богатством меркантилисты считали – деньги, а его источником – внешнюю торговлю.
|
|
Главной целью государства является накопление в стране как можно большего количества золота. В связи с этим государтсву необходимо постоянно поддерживать активный баланс внешней торговли.
Способы получения золота:
- добыча в собств недрах земли
- ввойна
-поиск новых земель
-торговля
Основные положения раннего меркантилизма(15-нач16вв):
· всестороннее ограничение импорта товаров (установление высоких цен на импортируемые товары)[5];
· вывоз золота и серебра из страны карался суровыми наказаниями[5];
· в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, а суммы, вырученные за товар, необходимо было тратить на покупку местных товаров[5];
· главной являлась теория денежного баланса, которая обосновывала политику, направленную на увеличение денежного баланса[5].Денежный баланс — это сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра. Разность ввоза и вывоза называется сальдо19. Если ввоз больше вывоза, сальдо положительное, а баланс — активный. При отрицательном сальдо баланс соответственно пассивный.