Восточная Европа в конце 20-начале 21 в.в

В странах народной демократии(Восточная Европа) особенно ярко проявился разрыв между конституциями и реальностью в сфере прав и свобод граждан. Нарушение их со стороны партийных коммунистических и государственных органов имели постоянный и массовый характер. Это вызывало недовольство и протест.

Так в результате народного выступления был свергнут в Румынии ненавистный коммунистический режим Н. Чаушеску в декабре 1989 года. Борьба албанцев за ликвидацию коммунистического режима в своей стране закончилась в 1992 году. Не обошли стороной перемены и Болгарию, где к власти тоже пришли демократические силы. Процесс демократизации общественной и государственной жизни распространился и на Социалистическую Федеративную Республику Югославии.

В начале 90-х г.г. были приняты новые конституции. Они меняли не только названия государств, но и сущность общественного и политического строя, воспринимали общечеловеческие и демократические ценности.

Согласно новой конституции 1991 года Болгарская народная республика стала республикой Болгария. Новая Конституция Румынии была утверждена в ноябре 1991 года. Вместо Румынской народной Республики появилась Республика Румыния. Перестала существовать Чехословакия, и на ее базе возникли два самостоятельных государства Чешская и Словацкая республики. Вскоре были приняты их конституции. В 1990 году в конституцию Венгерской народной республики были внесены радикальные изменения, изменившие характер и названия государства. А конституция Польской народной республики была дополнена двумя новыми конституционными законами. Это закон о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями Республики Польша и закон о территориальном самоуправлении.

Конституции закрепили республиканский, демократический государственный строй, формируемый на основе всеобщего избирательного права. Они гарантировали в политической жизни плюрализм, реальную многопартийность, многообразие общественных движений. Определялись и новые отношения между партиями и государственными структурами, которые были направлены на то, чтобы не допустить узурпации государственной власти. Конституции и закрепили изменеия функций главы государства, в роли которого перестал выступать коллективный орган. Повсеместно был восстановлен президента государства. Предусматривалось нередко его избрание всенародным голосованием, а сам он наделялся значительными властными полномочиями, правом отлагательного вето, и правом роспуска парламента.

Первоначально в Польше президент имел немалые полномочия в сфере законодательной и исполнительной власти, что давало основание рассматривать ее как парламентско- президентскую республику. 2 мая 1997 года в Польше была принята новая конституция, которая несколько сократила полномочия президента, и часть их передала сейму и правительству. Ему больше не принадлежит ведущая роль в определении правительственной программы, а при назначении и смещении министров он должен учитывать предложения премьера- министра.

Конституции восточно- европейских стран предусматривают ответственность главы государства, возможность его импичмента за нарушение конституции или за уголовное преступление.

Так обвиненный в пособничестве мошенническим действиям коммерческих структур в 1997 году не дожидаясь импичмента был вынужден покинуть свой пост президент Албании

Важнейшим объектом конституционного регулирования в восточноевропейских странах является уравнивание в правах национальных меньшинств.

К примеру, в Болгарской конституции имеется положение, запрещающее насильственную ассимиляцию турок и других проживающих в ней не славян. Однако при этом есть в конституции и норма, которая запрещает «создание автономных территориальных образований». В конституциях восточно- европейских государств предоставление гражданам перечня прав и свобод находится в соответствии с нормами международного гуманитарного права. При этом немало внимания уделяется предоставлению гражданам экономических, социальных и культурных прав, права на здоровую окружающую среду.

Объектом конституционного регулирования является и установление обязанностей, которые в отличие от прежних конституций сведены к минимуму. Право собственности гарантируется, но с определенными ограничениями.

«Собственность»- говорится в ст. 20 Словацкой конституции,- обязывает. Ею нельзя воспользоваться для ущемления прав других лиц, либо в противоречии с общими интересами, охраняемыми законом». Конституции нередко признают объектом государственной собственности, которая не подлежит приватизации и относится к национальным богатствам.

В восточноевропейских странах одной из форм преследования инакомыслящих при тоталитарных режимах было произвольное лишение их гражданства и высылка их из страны, поэтому, в новых конституциях, например, в конституции Болгарии, предусмотрена гарантия того, что «никто не может быть лишен гражданства и выслан из страны(ст.61).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: