Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара. Необходимо дать не только общее представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т.д.
Любой товар в реальном исполнении имеет ряд характеристик: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и др., которые надо подробно описать в бизнес-плане.
Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:
- какую именно потребность он удовлетворяет;
- как реализуется этот товар или оказывается услуга;
- уровень цены и группа покупателей, которой он доступен;
- характеристика спроса на предлагаемый товар;
|
|
- каким образом товар продается;
- слабые стороны товара;
- каковы постоянные издержки, связанные с производством товара;
- кто должен освоить производство данного товара;
- преимущества товара;
- предполагаемый срок жизненного цикла товара;
- возможности и необходимости модернизации товара;
- предполагаемые направления сбыта товара;
- перспектива смены данного товара другим.
- могут ли конкуренты производить и продавать свои товары, не нарушая ваши патентных прав.
В описание продукта входят такие сведения, как тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:
- защищен ли товар в стране пребывания лицензиара;
- защищен ли товар в странах предполагаемой территории осуществления проекта;
- защищен ли товар на основных экспортных рынках;
- каков объем прав по патентам лицензиара;
- защищена ли конкурентная продукция.
Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Жизненный цикл любого товара подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий (демонстрация, рост, распространение, насыщение, падение). Скорость прохождения товара по данным фазам цикла зависит от многих обстоятельств, которые одновременно влияют на рыночную конъюнктуру.
Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынкеи т.д.
|
|
Условия производства товара должны показать, какие изменения должны произойти в фирме, чтобы освоить производство данного товара:
- как меняются требования к квалификации работников, следует ли менять людей, где можно найти работников нужной квалификации;
- сколько сотрудников надо переобучить и специально подготовить;
- меняются ли используемые материалы и их поставщики:
- как меняется технология и потребуется ли новое оборудование;
- какова потребность в новых научных и конструкторских разработках.
Результатом этого анализа является вывод о целесообразности освоения нового товара и потребности финансирования.
План маркетинга
Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков.
Различают 4 основных типа рынков: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Кроме того, рынки подразделяются на «рынок продавца» и «рынок покупателя».
Рынок продавца – это такой тип рынка, на котором спрос превосходит предложение. Для этого рынка характерно: наличие дефицита, высокие цены.
Рынок покупателя – это такой тип рынка, на котором спрос ниже предложения. Для этого рынка характерно: отсутствие дефицита, тенденция улучшения качества товара,низкие цены.
Классификация потребительских рынков.
1. По видам товаров:
- рынки товаров повседневного спроса;
- рынки товаров предварительного выбора;
- рынки товаров особого спроса;
- рынки товаров пассивного спроса.
2. По группам потребителей:
- географический принцип;
- демографический принцип;
- возраст;
- пол;
- уровень доходов;
- род занятий.
3. По степени долговечности товара:
- рынки товаров длительного пользования;
- рынки товаров кратковременного пользования;
- рынки потребительских услуг.
Виды рынков предприятия.
1. Рынки товаров промышленного назначения - рынки по отраслям.
2. Рынки промежуточных продавцов – рынки оптовиков и розничной торговли.
Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товара требует достаточно больших затрат времени и средств и охватывает:
- Анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса.
- Анализ потребления товаров и услуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей.
- Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий.
Эти исследования должны дать достаточно достоверное данные об общем спросе, темпах его роста, о сложившейся практике и характерных методах торговли, определить локализацию спроса, предпочтения потребителей, изменения во вкусах потребителей, эластичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др.
При анализе рынка необходимо учитывать принцип комплексности исследований, который предполагает необходимость всестороннего рассмотрения воздействия факторов фона на объект исследования в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Факторы фона:
- демографическая и экономическая среда;
- технико-экономическая среда;
- социально-культурная среда;
- политико-правовая среда;
- независимые средства массовой информации;
- конкурентное состояние рынка;
- факторы микросреды функционирования фирм.
Основные задачи маркетингового исследования рынка: определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке; определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на рынке; ориентация производства на выпуск таких изделий, которым обеспечены сбыт и получение фирмой прибыли.
|
|
Основные направления исследования рынка:
- изучение правовых, торгово-политических и иных факторов;
- определение емкости рынка;
- анализ распределения долей рынка между фирмами;
- анализ сбыта;
- изучение товаров конкурентов;
- анализ политики цен;
- изучение реакции на новый товар;
- анализ сильных и слабых сторон конкурентов;
- изучение потенциальных возможностей фирмы;
- изучение тенденций деловой активности;
- исследование поведения покупателей.
После определения объема текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью составления прогнозов и определения товарной номенклатуры.
Сегментация рынка - это деление совокупного рынка фирмы на более мелкие части (сегменты).
Цель сегментации - найти на рынке как можно более однородные по своему поведению группы покупателей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент.
Сегментация рынка может осуществляться по разным параметрам:
- нахождение однородных групп потребителей по характеру товара (товары производственно-технического назначения, товары личного потребления, в том числе длительного и краткосрочного пользования и т.д.),
- по категории потребителей (возраст, пол, национальность.образование, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи). Для фирм: сфера деятельности, местонахождение, объем продаж, численность персонала и др.
- по географическому делению рынка (регион, административное деление, плотность населения, климат).
Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации сегментация может углубляться, вовлекая все новые и новые характеристики.
Важной составной частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия. На правильный выбор цены на товар влияют множество факторов, которые можно подразделить на две части:
|
|
- внутренняя, выражающаяся в издержках производства,
- внешняя, к которой относятся: конкуренция, положение товара на рынке, спрос, конъюнктура, политика органов государственной и местной власти и др.
При планировании предпринимательства следует проводить анализ ценообразования, используя при этом планируемый объем продаж таким образом, чтобы можно было определить доход при различных альтернативных вариантах.
Если по оценкам производственные издержки в первоначальный период будут непомерно высокими и полное перенесение их на цену товара окажут серьезное влияние на объем продаж, то необходимо тщательно оценить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установить такую первоначальную цену на товар, которая покрыла бы все производственные затраты.
В заключительной части маркетингового раздела формируется план сбыта продукции предприятия и дается описание:
- стратегии проникновения на рынок;
- порядок оплаты поставляемых товаров;
- объем продаж по планируемым периодам.
Проникновение товаров на рынок обеспечивается такими средствами маркетинга, как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения.
Под личной продажей понимается сбытовая деятельность, осуществляемая агентом фирмы в процессе личного общения с перспективным покупателем. Ее целью является помощь клиенту в приобретении наиболее хорошо подходящего товара с учетом принципа максимальной рентабельности для фирмы. С помощью личной продажи стремятся оказать непосредственное воздействие на поведение клиента.
В качестве средств распространения рекламы предприятия может быть указана:
- пресса;
- печатная реклама;
- наружная реклама;
- реклама на транспорте;
- экранная реклама;
- радиореклама.
После исследования рынков и его сегментов, определения маркетинговой стратегии продвижения товаров на эти рынки определяется прогнозируемый объем продаж, а затем - прогнозируемые доходы от продаж. Такие оценки постоянно корректируются в зависимости от мощности предприятия, технологии производства, реальных цен, по которым будет осуществляться проект, совершенствование мероприятий по организации сбыта и тактике продаж. Поэтому детальная разработка программ продаж и доходов от реализации продукции окончательно завершается после завершения бизнес-плана, в его финансовом разделе.
Производственная программа
В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.
Технологический процесс (производственный процесс) - это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами, пригодный к индивидуальному или производительному потреблению. На предприятиях выделяют два вида производственных процессов:
основные- непосредственно связанные с превращением сырья в готовую продукцию;
вспомогательные - прямо не участвуют в основных процессах, а только способствуют их выполнению.
Любой производственный процесс состоит из ряда технологических операций - частей, работ по преобразованию предмета труда и получению необходимого результата. Операции делятся на ручные, машинные, машинно-ручные и аппаратурные.
При детальном оперативном планировании производства по рабочим местам предусматривают:
- последовательность выполнения операций;
- необходимое оборудование и приспособления;
- вид исходного сырья и материалов;
- режим обработки изделия;
- дозировка компонентов конечного продукта;
- время выполнения каждой операции;
- назначение выпускаемого товара;
- полные затраты на выполнение операции и всего изделия;
- сроки поставок и себестоимость продукции.
План производства должен соответствовать мощности предприятия - объему или количеству единиц продукции, которые можно изготовить за определенный период.
Необходимая по плану мощность предприятия может быть достигнута как за счет использования внутренних резервов, так и путем введения дополнительных фондов за счет:
- ввода в действие производственных мощностей в результате реконструкции;
- расширения действующих и строительства новых цехов предприятия.
Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического обоснования с учетом:
- прогноза спроса и степени проникновения на рынок выпускаемой продукции;
- наличия требующихся ресурсов, сырья и материалов;
- типа производства - единичного, серийного или массового;
- особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
- применяемой технологии;
- минимально окупаемого размера данного вида производства;
- наличия соответствующего оборудования.
Конкретно объем выпуска продукции планируется в соответствии с потенциальными условиями и возможностями предприятия:
- целями долгосрочной стратегии;
- состоянием и мощностями производственного потенциала;
- наличием профессиональных кадров и плана их обучения:
реальным обеспечением производства необходимым сырьем, энергией, топливом и другими компонентами;
размером инвестиций в освоение, расширение или модернизацию производства;
экологической обстановкой и влиянием выпускаемой продукции на окружающую среду;
применением новых энергосберегающих технологий.
Организационная структура предприятия
В процессе организационного планирования формируется организационная структура предприятия, направленная на установление четких взаимосвязей между его отдельными подразделениями: определяются количество и размер цехов, их взаимоподчиненность, размеры и организационная структура обслуживающих и управленческих подразделений, а также администрации.
Основными характеристиками организационной структуры являются:
- численность управленческого персонала по функциям управления,
- численность линейного управленческого персонала,
- количество уровней иерархии системы управления предприятием,
- количество структурных звеньев на каждом уровне, степень централизации управления.
Доминирующим фактором, влияющим на значение этих характеристик, является объем работ по управлению предприятием, который зависит от состава и содержания функций управления, трудоемкости и периодичности решения задач управления.
Для разработки организационной структуры предприятия необходимо:
- подготовить учредительные документы и внутрифирменные регламентирующие положения;
- определить перечень основных и вспомогательных подразделений, их функции и порядок взаимодействия между ними;
- распределить обязанности по вертикальной структуре управления;
- дать характеристику главных менеджеров - квалификация, опыт, принципы оплаты труда и др.;
- привести описание учредителей предприятия - перечень лиц и доля каждого в уставном капитале и другие данные.
Финансовый план и бюджет предприятия
Для принятия окончательного решения по предпринимательскому проекту необходимо четко определить инвестиции и производственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет зависеть от их размеров, структуры и графика осуществления.
Инвестиции и основные элементы производственных издержек, определенные в предыдущих разделах плана, сводятся в финансовом плане с тем, чтобы рассчитать общие инвестиционные затраты и определить финансовую и экономическую рентабельность проекта.
При сведении воедино суммы инвестиций и производственных издержек особое внимание следует обратить на график их осуществления, поскольку эти сроки оказывают влияние на движение наличностей при реализации проекта и его норму прибыли. Планирование инвестиций и производственных издержек следует осуществлять на годичной основе с учетом результатов анализа движения наличности.
Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление предпринимательского проекта включает издержки на формирование основного капитала, оборотного капитала и производственных издержек. Причем основной капитал представляет собой средства, необходимые для строительства и оснащения оборудованием инвестируемого проекта, а оборотный капитал - средства, необходимые для функционирования проекта
Основной капитал складывается из первоначальных инвестиций и капитальных затрат на подготовку производства.
К первоначальным инвестициям относятся затраты на:
а) подготовку земельного участка и площадки предприятия;
б) здания и гражданские сооружения;
в) машины и оборудование, включая вспомогательное;
г) некоторые приобретенные части основного капитала, такие, как права на промышленную собственность.
Помимо первоначальных инвестиций любой предпринимательский проект влечет за собой некоторые затраты на стадии, предшествующей производству, которые образуются, например, в ходе приобретения или формирования основного капитала. Эти затраты складываются из ряда возникающих на различных стадиях составления и осуществления проекта статей и включают следующие расходы.
1. Предварительные расходы (возникающие во время регистрации и образования компании) и расходы на эмиссию ценных бумаг. Последние включают затраты на подготовку и выпуск проспектов, рекламу, объявления через средства массовой информации, комиссионные за размещение ценных бумаг, брокерские операции, на обработку заявлений на акции и распределение акций. В предварительные расходы входят также вознаграждения за юридическое оформление заявлений на получение ссуд, заключение договоров на покупку земельных участков и т. д.
2. Расходы на предварительные исследования, в том числе:
а) расходы на прединвестиционные, конъюнктурные, инженерные и иные исследования, проводимые в целях осуществления проекта;
б) вознаграждения консультантам за подготовку исследований, проектирование и руководство строительными и монтажными работами;
в) прочие расходы.
3. Расходы на подготовку производства:
а) зарплату, отчисления на социальное страхование и доплаты персоналу, занятому в период подготовки производства;
б) проездные расходы:
в) затраты на подготовительные сооружения типа общежитий для рабочих, временных административных помещений, складов и т. д.;
г) издержки на рекламу будущей продукции при подготовке к производству, создание сети сбыта и рекламные объявления;
д) издержки на подготовку кадров;
е) выплату процентов по займам в ходе строительства.
Расходы на пусконаладку и сдачу в эксплуатацию, включающие вознаграждения за руководство пусковыми операциями, зарплату, отчисления на социальное страхование и дополнительные выплаты по персоналу, занятому на пусконаладке, стоимость потребленных производственных и вспомогательных материалов, затраты на вспомогательные и прочие средства, необходимые для пусконаладки.
Оборотный капитал означает финансовые средства, необходимые для эксплуатации объекта в соответствии с его производственной программой. Оборотный капитал представляет собой текущие оборотные средства за вычетом краткосрочных обязательств, т. е. счета дебиторов, товарно-материальные ценности (сырье, вспомогательные материалы, запасные части и мелкий инструмент), незавершенную и готовую продукцию и наличные средства. Краткосрочные обязательства складываются главным образом из подлежащих оплате счетов (кредиторов), на которые проценты не начисляются.
Счета дебиторов. Размеры этой статьи определяются торгово-кредитной политикой компании. Учитывая, что доли продаж в кредит от общего объема продаж у разных компаний различны и зависят от обстановки, сложившейся в данной отрасли, дать правильную общую оценку представляется достаточно трудным.
Товарно-материальные ценности. На потребность в оборотном капитале значительное воздействие оказывает объем капитальных средств, находящихся без движения в форме товарно-материальных ценностей. Необходимо стремится к максимальному сокращению их объема.
Производственные материалы. При исчислении запасов производственных материалов следует обращать внимание на источники, сроки и способы их доставки. Если материалы могут быть быстро доставлены в необходимых количествах, то следует создавать лишь ограниченные запасы, за исключением тех случаев, когда они требуют особых способов хранения. Если материалы импортируются, а условия импорта не стабильны, то можно образовать товарно-материальные запасы в объеме шестимесячной потребности. Другими факторами, оказывающими влияние на объем товарно-материальных ценностей, являются: надежность и сезонность поставок, количество поставщиков, возможность замены одних поставок другими и предполагаемые изменения цен.
Запасные части. Объем складируемых запасных частей зависит от наличия их на месте, операций импорта и возможностей обеспечения технического обслуживания в данном районе, а также от характера самого предприятия. Обычно на предприятии создается первоначальный объем запасных частей.
Незавершенная продукция. Для оценки объема незавершенной продукции необходимо произвести анализ процесса производства степени отработки отдельных материалов, обеспечиваемых на каждой стадии. Этот объем выражается в месячной (или суточной) продукции в зависимости от характера изделия. Стоимость незавершенной продукции исчисляется на основе ее заводской себестоимости.
Готовые изделия. Запасы готовых изделий зависят от таких факторов, как: характер изделия и особенности сбыта. Их стоимость исчисляется на основе заводской себестоимости.
Наличность на руках и банковские счета. Оборотный капитал может возрасти за счет начисляемых процентов. Из осторожности можно также иметь некоторую наличность в кассе за счет выделения из оборотного капитала резерва на непредвиденные расходы. Конкретный размер наличности регулируется нормативными документами.
Счета кредиторов. Сырье и вспомогательные материалы, товарно-материальные ценности, вспомогательные средства и т. д.
обычно приобретаются в кредит, предоставляемый на определенное время. Начисленные налоги также уплачиваются по истечении определенного срока и представляют собой еще один источник средств, аналогичных счетам, подлежащим оплате. Такие кредитуемые платежи сокращают объем необходимого чистого оборотного капитала.
При исчислении потребности в оборотном капитале необходимо, прежде всего, определить минимальное число дней, обеспеченных текущими активами и пассивами. Затем следует исчислить годовую заводскую себестоимость и производственные издержки, поскольку именно на их основе подсчитывается стоимость некоторых составляющих текущих активов. Учитывая, что потребность в оборотном капитале возрастает по мере постепенного выхода проекта на полную мощность, следует подготовить данные о заводской себестоимости и производственных издержках для периодов пуско-наладки и выхода производства на полную мощность.
Особое значение имеет исчисление потребности в оборотном капитале на стадии технико-экономического исследования, поскольку оно вынуждает предпринимателя подумать о средствах, необходимых для финансирования эксплуатации проекта.
Анализ рисков
Риск - событие, которое может случиться или не случиться. Если такое событие произойдет, то у предприятия возможны три экономических результата:
отрицательный - потеря части ресурсов предприятия, недополучение доходов или появление дополнительных расходов:
положительный - увеличение прибыли, сокращение расходов или выгода:
нулевой - не оказывает влияния на финансово-хозяйственные результаты.
В предпринимательской деятельности важное значение имеют как чистые, так и спекулятивные риски.
Чистые риски - природноестественные, экологические, политические, транспортные и некоторые коммерческие риски (имущественные, производственные, торговые) могут привести к отрицательным или нулевым хозяйственным результатам.
Спекулятивные риски - финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, валютные, дефляционные и др.), и инвестиционные (процентные, кредитные, упущенной выгоды, биржевой, банкротства) - означают вероятность получения как отрицательных, так и положительных экономических результатов.
В целях нейтрализации отрицательного воздействия рисков на эффективность производства при планировании на предприятии проводят их качественный и количественный анализ.
Суть качественного анализа состоит в определении факторов риска и видов работ, при выполнении которых он возникает.
Количественно размер риска можно установить с помощью статистических, аналитических и других методов. Закономерности случайных событий изучаются с использованием математического аппарата теории вероятности.
Вероятность наступления рискового события можетбыть определена субъективным способом или объективными методами.
Объективным методом вероятность события устанавливается путем вычисления частоты, с которой оно происходит. Например, если при инвестировании капитала в сумме 50 тыс. руб. в соответствующие проекты прибыль в сумме 40 тыс. руб. была получена в 70 случаях из 100, то вероятность обеспечения такого чистого дохода составит 0,7 (70:100).
Субъективный метод определения вероятности основан на субъективных оценках экспертов, консультантов или личном опыте предпринимателя, плановика.
Величину риска измеряют двумя показателями:
среднее ожидаемое значение - средневзвешенная величина всех возможных результатов, когда вероятность каждого результата считается частотой или весом соответствующего значения. Например, если при вложении средств в проект № 1 прибыль 40 тыс. руб. получена в 50 случаях из 100 (вероятность 0,5), прибыль 30 тыс. руб. - в 30 случаях и прибыль 20 тыс. руб. - в 40 случаях, то среднее ожидаемое значение составит 37 тыс. руб. (40 • 0,5 + 30 • 0,3 + 20 • 0,4):
колеблемость ожидаемого значения - степень отклонения ожидаемой величины от среднего значения, которая определяется путем расчета среднего отклонения.
Для уменьшения риска и повышения надежности проекта проводят анализ его чувствительности, т.е. определяют степень влияния на эффективность (срок окупаемости вложений капитала, уровень рентабельности и др.) основных факторов. В процессе анализа чувствительности изменяют значение одного из критических факторов и, при прочих не меняющихся в данном случае параметрах, определяют степень зависимости показателя эффективности плана от испытуемых изменений.
В исследование включают следующие факторы:
- цена единицы продукции (услуги, работы);
- объем продаж;
- себестоимость единицы продукции (услуги, работы);
- уровень инфляции в плановый период;
- время задержки платежей за поставленную продукцию и др.
По результатам анализа чувствительности в процессе планирования предусматривают также мероприятия, которые уменьшат степень риска при реализации проекта.
Организационный план
Для организационного обеспечения проекта необходимо составить реалистичный календарный план (деловое расписание) проведения важнейших видов работ (заключение контрактов, разработку документации, строительство, пуск производства и др.) с указанием даты начала и окончания каждого мероприятия, ответственных лиц и возможных корректировок в случае отклонений от графика.
Выбор технологии. На выбор технологии обычно не уходит слишком много времени, поскольку соответствующие аспекты должны были найти свое отражение в технико-экономическом исследовании. Однако в некоторых случаях много времени могут потребовать переговоры с поставщиками или лицензиарами технологии, особенно, если предприятие стремится обеспечить минимальное или значительное участие лицензиара в акционерном капитале.
Документация (по оборудованию и объектам гражданского строительства), заявки подрядчиков, оценки тендеров, размещение заказов. До того, как начнется фактическая работа на площадке, необходимо выделить определенное время на ряд предварительных мероприятий, включая их подробное планирование, подготовку офертных документов, заявки на оферты, переговоры по контрактам и др.
Оферта — предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц. Если получатель (адресат) принимает оферту (выражает согласие, акцептует её), это означает заключение между сторонами предложенного договора на оговоренных в оферте условиях. Оферта может быть письменной или устной.
Обычно от запросов о прейскурантах на оборудование до размещения окончательных заказов проходит значительное время. До поставки оборудования может пройти довольно много времени: от 3 до 6 месяцев для относительно простого оборудования, до 2 и более лет - для станков, сложного технологического и электрооборудования.
Заказывая оборудование, следует учитывать время на монтаж и другие работы, с тем чтобы гарантировать поступление оборудования в оптимальные сроки. Если используется как импортируемое, так и отечественное оборудование, то проблема сроков поставок приобретает еще большее значение. Во многих случаях главным образом из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка поставки отечественного оборудования требуют большего времени, чем импортного, поэтому заказы необходимо планировать заранее.
Финансирование проекта. После того как принято решение об инвестициях и определены общие инвестиционные издержки и сроки реализации проекта, необходимо решить вопрос о финансировании проекта. С учетом привлечения средств поставщика, финансирования со стороны кредитных учреждений и собственных фондов следует стремиться к экономическому соотношению между привлеченным и акционерным капиталом. Вряд ли будет целесообразно начинать работы, связанные с проектом, до полного решения вопроса о его финансировании, даже если это и приведет к потере большого количества времени.
На этапе проведения технико-экономического исследования следует правильно учитывать все расходы, которые могут возникнуть при осуществлении проекта. Только проведя всеобъемлющую оценку, можно будет определить характер финансирования и уровень производственных издержек.
Период строительства. Одним из наиболее важных шагов в работе над проектом является приобретение или аренда земельного участка и урегулирование вопроса подъездных путей к площадке предприятия. Иногда это может повлечь за собой длительные переговоры (например, если нельзя достичь согласия относительно продажной цены), поэтому на первоначальном этапе можно предусмотреть варианты приобретения земли, что позволит избежать излишней траты времени.
Строительство помещений для предприятия нельзя начинать до готовности окончательного плана размещения оборудования, закупки земельного участка и подготовки и освоения площадки. Подготовку площадки можно провести без особых затруднений, на это не потребуется много времени. Необходимо тщательно определить порядок возведения гражданских сооружений и проведения строительных работ с точки зрения требований к срокам строительства и самому строительству, по отношению к потребностям в инфраструктуре, ее наличию и срокам прибытия и монтажа различных видов оборудования.
По мере строительства гражданских объектов и средств инфраструктуры на различных площадках может возникнуть необходимость проверять и отправлять на места механизмы и оборудование. Следует предпринять меры для таможенной очистки импортируемых товаров в портах и транспортировки отечественного оборудования на площадку. Все эти аспекты должны быть соответствующим образом спланированы, с тем чтобы ни в одном пункте не возникло задержек.
Важными этапами на стадии осуществления проекта являются испытания оборудования, пробный выпуск продукции и сдача предприятия в эксплуатацию. Период пробного выпуска продукции является особенно важным, поскольку его можно начать сразу после окончания монтажа оборудования.
Наем и подготовка рабочих, ИТР и служащих должны тщательно планироваться, с тем, чтобы по мере надобности обеспечить наличие квалифицированных кадров. Слишком часто наем рабочей силы откладывается на самое последнее время и к программам подготовки специалистов приступают только тогда, когда предприятие уже готово к выпуску продукции, что приводит к совершенно неудовлетворительному использованию мощностей на первоначальных этапах производства. Создавать и развивать административную структуру предприятия необходимо в период осуществления проекта.
В этот же период необходимо также окончательно решить вопросы снабжения, касающиеся основных производственных материалов. При импортных поставках следует предусмотреть достаточное количество времени. В отношении отечественных материалов, необходимо тщательно спланировать поступление сырья, с тем, чтобы не допускать отставания по срокам.
Подготовку рынка сбыта необходимо начинать заранее, с тем, чтобы в будущем обеспечить сбыт готовой продукции в соответствии с планом. В противном случае может образоваться запас нереализованной продукции и основные предположения относительно коммерческой прибыльности продукта окажутся несостоятельными.
Подготовка к сбыту продукции начинается с рекламы товаров, подготовки продавцов и завершается предоставлением специального торгового оборудования (например, морозильников).
В некоторых случаях может потребовать много времени на получение санкций правительства, особенно при привлечении иностранных инвестиций. Санкция правительства необходима также во многих случаях для ввоза механизмов и оборудования и в отношении соглашений о поставках технологий. Для импорта промежуточных товаров на стадии производства, включая обработанные материалы, узлы и компоненты, также может потребоваться санкция государственных учреждений. Во всех этих случаях необходимо выделять достаточно времени (от 1 до 6 месяцев) для их получения.
Виды графиков. При правильном планировании проекта по срокам следует добиваться того, чтобы производственные помещения и вспомогательные строения и средства инфраструктуры были вовремя подготовлены для монтажа и установки механизмов и оборудования, имелись квалифицированные рабочие для эксплуатации предприятия и оно было обеспечено основными и вспомогательными материалами в объеме, необходимом для успешного начала работы. Любые задержки или отсутствие графиков по любому из этих аспектов, в конечном счете,отрицательно сказываются на деятельности предприятия на первых этапах производства.
Однако, если производственные помещения и строения готовы задолго до поступления оборудования, если производственный персонал набран слишком рано или сделаны слишком большие запасы производственных материалов, то выделенные фонды могут оказаться неосвоенными в результате недоиспользования мощностей, рабочей силы или оборудования. Поэтому необходим эффективный и сбалансированный график потребностей в различных материальных факторах производства. Достичь этого можно лишь на основе тщательного планирования сроков осуществления проекта.
Существуют различные методы составления и анализа графиков. При самом простом и наиболее распространенном методе используется столбиковая диаграмма, в которой осуществление проекта делится на различные виды деятельности по компонентам и указываются сроки для выполнения каждой операции. Исходя из этого, можно впоследствии подстраивать работу под дату или срок, к которому должна начаться определенная операция или должны быть приняты определенные решения.
Для комплексного проекта с рядом взаимосвязанных и последовательных операций этот подход может быть недостаточно действенным и тогда придется использовать сетевую диаграмму, в которой находят применение два метода: метод критического пути и метод оценки и пересмотра проекта.
Метод критического пути. В основе метода лежит определение наиболее длительной последовательности задач от начала проекта до его окончания с учетом их взаимосвязи. В процессе выполнения проекта критический путь проекта может меняться, так как при изменении длительности задач некоторые из них могут оказаться на критическом пути. Если начальный момент выполнения проекта положить равным нулю, то сроки окончания у первых работ сетевого графика, то есть работ, выходящих из первого события, будут определяться их продолжительностью. Время наступления любого события следует положить равным самому позднему времени окончания непосредственно входящих в это событие работ: считается, что работа в сетевом графике не может начаться, пока не завершены все предшествующие для неё работы.
Метод оценки и пересмотра проекта техника оценки и анализа проектов, которая обеспечивает оценку и анализ времени выполнения, трудозатрат и потребности в ресурсах проекта, на основе соответствующих характеристик и зависимостей входящих в него задач. Основан на анализе и оценке времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также минимально необходимого времени для выполнения всего проекта.
Какой бы метод не применялся, очень важно время от времени корректировать первоначальный график, выявлять и решать возникающие в ходе осуществления проекта проблемы и затруднения. Внесение коррективов является важной функцией самого процесса составления графика осуществления проекта, и только при постоянном контроле его выполнения можно вносить логичные изменения в ход реализации проекта.
Издержки на осуществление проекта - это расходы на подготовку к производству, которые впоследствии превратятся в капитал. Они включают ряд составляющих.
1. Расходы на руководство осуществлением проекта: оклады и заработная плата управленческого персонала: арендная плата за помещения, автомобили, жилые помещения и т.д.: расходы на проезд и средства связи; налоги и пошлины в период осуществления проекта.
Затраты, связанные с осуществлением контроля и координацией строительства, монтажом, испытаниями, пробными пусками, пуском и сдачей предприятия в эксплуатацию: оклады и заработная плата рабочих-строителей и монтажников; издержки на иностранных экспертов; аренда (жилых помещений, административных зданий); сырье и вспомогательные материалы, предметы снабжения и средства для испытаний и пуска предприятия; процентные ставки в ходе строительства (на срочные займы и текущие счета в банке); прочее.
2. Расходы на создание административного аппарата, наем и подготовку рабочих, ИТР и служащих: оклады и заработная плата административного персонала (включая работников по найму кадров); издержки на рекламу, связанную с наймом; оклады и зарплата обучающегося персонала и (или) гонорары обучающим экспертам и (или) гонорары за подготовку кадров вне предприятия (в своей стране или за рубежом), включая проездные и суточные; учебные материалы; оклады и заработная плата принятых на работу рабочих, ИТР и служащих со времени найма до начала выпуска продукции; аренда и эксплуатация административных помещений, учебных средств автомобилей, жилых помещений и т.д.
3. Расходы, связанные с обеспечением снабжения: оклады и заработная плата сотрудников по закупке товаров; проездные и другие расходы; связь.
4. Расходы по сбыту: оклады и заработная плата для сотрудников системы сбыта и торговли; реклама; подготовка продавцов и коммерсантов; проездные; связь.
5. Расходы, связанные с налаживанием связей с местными властями: издержки на получение санкций на работы и проч.
6. Предварительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг: регистрационные (заявочные) пошлины; типографские и побочные расходы; выпуск проспектов и другие типографские расходы; расходы на официальные заявления; комиссионные по андеррайтингу; оплата брокерских услуг: гонорары за юридические услуги; прочие расходы.
Расчет издержек должен основываться на схеме организации работ по осуществлению проекта и учитывать:
• решение инвестора относительно масштаба вышеуказанных операций, выполняемых его собственным штатом сотрудников или консультантами и подрядчиками;
• график сроков осуществления проекта с указанием предполагаемого начала и длительности соответствующих операций;
• необходимое количество рабочих, ИТР и служащих (для крупных проектов это следует указать в штатном расписании), их оклады и заработную плату;
• наличие на местах административных и жилых помещений, транспортных средств и т.д.;
гонорары консультантам и экспертам и положения соглашений с ними, а также возможные дополнительные надбавки иностранному персоналу.