Внешнеэкономическая деятельность. Общее понятие о ВЭД – в основном через виды

Общее понятие о ВЭД – в основном через виды.

Основные международные экономические потоки: общий объем мирового экспорта товаров более 20 трлн долларов, мирового экспорта услуг более 5 трлн, мирового рынка капиталов более 10 трлн, насчитывается не менее 50 млн трудящихся, работающих за пределами своей страны (годовой объем зарплаты более 100 млрд). Информацию учесть не так просто, да и не имеет особого смысла.

Показатели ВЭД: объем экспорта и импорта, их товарная и географическая структура, сальдо внешней торговли, общий объем внешней торговли. На экономику страны могут оказывать влияние особенности ее ВЭД - например, профицит внешней торговли благоприятно влияет на финансовое состояние, а дефицит, – наоборот, угнетающе. Страны с традиционно положительным сальдо внешней торговли обычно становятся кредиторами, а с отрицательным сальдо – должниками. Самый крупный должник – США (объем внешнего долга 18 трлн, что практически совпадает с годовым ВВП). В числе крупнейших стран-кредиторов Сингапур, Швейцария, Саудовская Аравия.

Открытость экономики: экспортность производства, импортность потребления. В Европе у многих стран эти показатели превышают 50%, а у некоторых доходят до 70-80%. У России он составляет 25-30%, в Японии 10-12%, в США менее 10%.

 

Виды: внешняя торговля (товарами и услугами), инвестиционное сотрудничество, производственная кооперация (международное разделение труда), научно-техническая кооперация, финансовые операции.

Формы: экспорт, импорт, бартер, инвестиции (прямые, портфельные), лизинг, совместные предприятия, ОЭЗ, совместные проекты (например, концессионные), подряд, купля-продажа лицензий, совместные исследования, обучение персонала, обмен кадрами, франчайзинг, консалтинг, кредитование, купля-продажа валюты и ценных бумаг и др.

Международные экономические организации: универсальные (ЭКОСОС ООН, ВТО, ОЭСР, ЕС), отраслевые (ОПЕК), финансовые (МВФ, ЕБРР). Особое место занимают крупные региональные организации (ЕС, НАФТА, АСЕАН).

 

Социально-экономическое районирование пространства.

Как уже говорилось во время предыдущих лекций, районом в науке обычно называют системно организованную часть территории. Это означает наличие одного или нескольких центров (крупнейших городов и агломераций), многообразие общественной деятельности, различающейся в разных частях района, функциональные взаимосвязи между этими частями. Так, часто можно встретить район со следующими подрайонами: центральный, горнодобывающий, промышленный, сельскохозяйственный, малоиспользуемые территории. Одним из распространенных подрайонов крупного района может являться также большой порт с окружающими землями. Много примеров и рекреационных территорий. Чаще всего, конечно, мы имеем дело с подрайонами, специализацию которых определить не так просто – они выполняют разнообразные функции, и из них ведущими являются 2-3 или даже больше. Но много и ярко выраженных специализированных подрайонов.

Насколько части района тесно связаны? Могут ли они отрываться от него? Может ли район существовать без этих оторвавшихся частей, а части (подрайоны) – без района? Ответ одновременно и «да», и «нет». Вот распадается государство – Югославия, СССР, Чехословакия. Его части при всей их относительной автономности (в той или иной степени) все же находились в тесной взаимосвязи. Что происходит после распада? В каждой из оторвавшихся частей, в новых независимых государствах, налицо нехватка тех или иных функций. Так, в Югославии остается без морского побережья Македония, без границ с развитыми странами – все республики, кроме Словении. В бывшем СССР Россия лишается большей части самых лучших участков морского побережья. Закавказье и Средняя Азия остаются почти без промышленности. И так далее. Что происходит потом? Каждая территория, которая была частью единого экономического пространства, и осталась без важных функций, либо создает у себя недостающие предприятия и структуры, либо находит за границей поставщика соответствующих товаров и услуг (неважно, это традиционные партнеры или новые).

Схожие процессы происходят не только на уровне стран, но и в отдельных регионах. В государствах с нестабильным административно-территориальным устройством, если при этом региональному уровню управления придается большое значение, меняющимся регионам приходится постоянно подстраиваться под динамику границ: они теряют одни подрайоны и приобретают другие, и это отражается на всех сферах их жизни.

Отечественный и зарубежный опыт экономического районирования.

Социально-экономическое районирование для нужд государственного управления, официальной статистики, научных исследований, образования в современном виде существует, видимо, только с начала ХХ века, когда примерно в одно время в ряде стран формируются разные теоретические идеи в данной сфере. Наша страна была одной из первых в этом процессе, имея для этого солидные географические (размеры, разнообразие территории) и исторические предпосылки (опыты районирования еще с XVIII века).

В России с конца XIX до конца ХХ века была актуальна сетка из так называемых экономических районов Госплана. Предшествующие ей варианты районов были выделены трудами прежде всего П.П.Семенова – Тян-Шанского, собственно Госплан разработал свою сетку в 1930-х, и она с небольшими коррективами продержалась до конца века. При распаде СССР традиционные производственные связи стали ослабевать и даже исчезать, что привело к неопределенности в экономическом районировании. Появились альтернативные варианты, а в 2000 году были образованы федеральные округа. В среднем и высшем образовании при изучении географии России стали использовать уже не традиционные экономические районы, а заметно отличающиеся от них федеральные округа. Наконец, в середине первого десятилетия XXI века от экономических районов в пользу федеральных округов отказывается государственная статистика России, и вопрос об актуальном экономическом районировании страны остается открытым.

Логично, что среди других стран мира, где имеется солидный опыт районирования, преобладают лидеры по площади территории. В США к концу XIX века сложились три района, которые можно было считать не только историко-культурными, но и социально-экономическими: промышленный Север, аграрный (до середины XIX века и рабовладельческий) Юг и осваиваемый Запад. К середине ХХ века Север распался на два района (Северо-Восток и Средний Запад), а в конце столетия чаще стали применять (в т.ч. такие официальные органы, как Бюро переписей) 9-членной деление страны.

Территория Канады освоена очень неравномерно, причем процентов 70 этой территории вообще не участвует в районировании страны. Еще в начале ХХ века сложились четыре основных района: Центральный, Атлантический, Степной и Тихоокеанский. А северная часть, имеющая чрезвычайно редкое население и вовсе не имеющая больших городов, не входит ни в один экономический район (Н.Н.Баранский: «Пустое место не районируется»).

Одной из стран с очень молодым экономическим районированием является Китай. После первой волны индустриализации, затронувшей относительно небольшую часть территории (1960-е – 1970-е гг.), Китай переживает этап более мощного и длительного экономического подъема с огромными объемами строительства промышленных предприятий, транспортных магистралей, портов и т.д. Это может в будущем перекроить сетку районов, которых пока выделяется шесть: Северный, Северо-Восточный, Восточный, Центрально-Южный, Северо-Западный, Юго-Западный.

Экономические районы Бразилии сложились к началу ХХ века: Юго-Восток, Юг, Северо-Восток, Центро-Запад, Север.

Районы Австралии приобрели современный вид после Второй Мировой войны: Юго-Восток, Восток, Юг, Юго-Запад, Север с Западом, Тасмания. В эти районы не включается Центр, который (как Север Канады) почти лишен населения и экономики.

Конечно, более или менее общепризнанные варианты районирования (часто и в качестве официальных) имеют многие страны мира, – скорее меньше таких стран, которые обходятся без социально-экономических районов (чаще всего это страны с маленькой территорией).

Вплоть до середины ХХ века экономическое районирование было уделом практически только отдельных стран. С 1950-х годов резко расширяется круг государств, участвующих в этом процессе, кроме того, районирование на основе социально-экономических связей распространяется на надгосударственный уровень, а также становится более актуальным для регионального и даже субрегионального уровней. Таким образом, социально-экономическое районирование становится многоуровневым, иерархическим. Формируются мощные международные макрорегиональные экономические группировки (Европа, Юго-Восточная Азия, Северная Америка). Становятся гораздо разнообразнее экономические связи во многих развитых и развивающихся странах, быстро увеличивается количество мигрантов, туристов, растут и потоки перевозимых товаров – всё это приводит к образованию новых экономических районов и к изменениям в старых.

Актуален еще один вопрос – о соотношении социально-экономического районирования с административно-территориальным делением. Иногда они очень близки (как в Австралии). Часто первое формируется на основании второго, когда социально-экономические районы представляют собой группы штатов, провинций, областей и пр. Практически все вышеперечисленные страны являются примерами такого подхода. Наконец, встречаются случаи, когда экономические районы сильно отличаются от административных. На региональном уровне это характерно, например, для США, где границы штатов совершенно не влияют на осуществление социально-экономических связей, и многие городские агломерации располагаются на территории двух, а то и трех штатов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: