Понятие «налог». Функции налогов в условиях рыночной экономики. Основы налогового законодательства РФ

 

Налог – это обязательный платёж физических и юридических лиц, который взимается государством. В бюджете налоги представляют политику государства.

Налоги:

  1. Прямые – налог с объекта в процентах или в прямой сумме с единицы объекта, физического или юридического лица: налог на прибыль, на имущество предприятий, на рекламу, на землю, на дарение, на парковку.
  2. Косвенные – налоги цене товара. Он невидим, его платит население, т.к. цена учитывается с налогом: НДС, акцизы, акцизы на подакцизные товары.

Акциз – косвенный налог. Устанавливается в цене товара и взимается специальным способом или с единицы товара.

Федеральный налог – это налог, который идёт в бюджет: налоги на доходы физических лиц, наследование, с операций с ценными бумагами, со страхования, с деятельности банков и др.

Региональный налог – плата за пользование ресурсами: лесной налог.

Местные налоги – на имущество физических лиц, строительство объектов, курортный налог, земельный налог, сборы на право торговли.

Налогообложение – это механизм действия налоговой системы.

Принципы налогообложения А. Смита (в любой налоговой системе):

  1. Равновесность (одинаковые отчисления)
  2. Легкодоступность и понимание налогов (для плательщиков)
  3. Справедливость
  4. Дешевизна (стоимость налогов больше, чем стоимость затрат на их взимание)

Роль налогообложения:

  1. Обязательность (принудительность)
  2. Стабильность (устойчивая ставка)
  3. Равнонапряжённость (бремя налога должно быть одинаково по уровню дохода)
  4. Социальная справедливость
  5. Простота расчётов и дешевизна
  6. Система налогообложения строится по правилам – это государственная политика

Механизм налогообложения:

  1. Выделение субъекта
  2. Определение объекта обложения (имущество, доход и т.д.)
  3. Определение источника обложения (доход, из которого платится налог)
  4. Единицы обложения (натуральные или денежные)
  5. Определение ставки налога (пропорциональные, долевые, регрессивные, твёрдые, прогрессивные)
  6. Льготы (разные в разных местах)

Одни налоги выполняют фискальную функцию, другие – стимулирующую, запретительную и т.д.

Историческое возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства.

Система налогов Российской Федерации представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи «питают» бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является производственный валовой внутренний продукт (ВВП), за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

В Российской Федерации в 1990 – е годы велись острые дискуссии, следует ли относить к налогам платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичные выплаты в США зачисляются в Федеральный бюджет, а во Франции – во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды.

Функционирующая в настоящее время система налогов введена с 01.01.1992 г. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (27.12.1991 г.). С января 2001 года вместо этого закона вступил в силу Налоговый кодекс Российской Федерации – первая и вторая части.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи выполняют две функции: фискальную и регулирующую.

Основная функция налогов – фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно – управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

Влияние условий налогообложения на различные сферы экономической и социальной жизни чрезвычайно разнообразны. Налоги традиционно используются как средство демографической политики: различные государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и низкоразвитые регионы, а также для вытеснения промышленного производства из гипертрофированных мегаполисов.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. На мой взгляд, в этом случае правомерно говорить все же о регулирующей функции налогов. В России также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что – либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют не сами налоги, а налоговые органы.

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей классифицируется по определенным критериям, признакам, особым свойствам на группы.

Система налогов должна отвечать следующим признакам:

- она не должна допускать избыточности;

- налоги должны обеспечивать должное накопление бюджета и внебюджетных фондов;

- налоги должны быть простыми в расчете;

- система налогов должна быть стабильной (2 – 3 года).

Все эти принципы не выдерживались в Российской практике, так как система налогов проходила этап становления (не обеспечивается полнота поступлений налогов в бюджет, сложность исчисления, многочисленность и избыточность, нестабильность системы налогов и т.д.). Наличие этих недостатков потребовало разработки предложений по совершенствованию системы налогов в России.

Было предложено 3 концепции налоговых преобразований: а) радикальная концепция – Львов, Фролов, Глазьев предложили убрать из системы налогов налоги на труд и на капитал, и перенести главную тяжесть налогообложения на косвенные налоги и на налоги за использование природных ресурсов; б) умеренно – радикальная концепция – С. Шаталин, Е. Примаков предложили оставить основные налоги и убрать мелкие налоги. Главными налогами по мере завершения приватизации сделать имущественные налоги и брать их по единой ставке от рыночной ставки; в) эволюционная концепция – Правительство России, антимонопольный комитет и аналитический центр при Президенте Российской Федерации поддерживают предложение умеренно – радикальной концепции, и предложили перевести ряд налогов на другой уровень из старой системы для большего наполнения бюджетов налоговыми доходами, таким образом система налогов в Российской Федерации претерпела существенные изменения:

- было сокращено общее количество налогов – до 29, при этом Федеральных налогов стало больше – 16, Региональных – 8, а местных вместо 24 стало 5;

- введены новые виды налогов на всех уровнях бюджетов;

- система налогов была рационализирована по двум направлениям: введены единые и укрупненные виды налогов; ряд налогов были переведены на другой уровень;

- из системы были исключены мелкие виды налогов;

- неналоговые формы обязательных изъятий были переведены в налоговые формы обязательных изъятий.

Целью налоговой реформы является не снижение налогового бремени, а стабилизация налоговой системы, которая позволяет сократить до разумного минимума необходимость изменения налоговых правил в будущем.

Декларируя стабильность и предсказуемость налоговой системы, правительство одновременно вносит в главы Налогового кодекса «технические поправки». Они часто оказываются вполне принципиальными. Принимая их в разное время, не оставляя налогоплательщику временного лага на то, чтобы приспособиться. Правительство заявляет, что реформа будет продолжена, и её задачей должно стать создание справедливой и сбалансированной системы налогов. Но вот новые ноты – снижение налоговой нагрузки, оказывается, не самое главное. Главное – стабильность и доверие правительству. А как ему доверять, если под любые обоснования необходимости снизить налоговое бремя правительство в ответ твердит про профицит бюджета. Который должен быть. И он останется. Правда, перестав быть «резервом для снижения налогов», как часто раньше заявлял премьер – министр.

 

 

ЛЕКЦИЯ 7.

Рассматриваются следующие вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: