Несомненно, занятия на компьютере оказывают положительное влияние на психическое и речевое развитие ребенка, но при условии, что пользуется он умной машиной в соответствии с существующими правилами. Однако при работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм.
Нагрузка на зрение при интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. Влияние компьютера на зрение можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания.
1.Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, для школьника можно покупать 17-дюймовый монитор.
2.Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 55—65 см.
3.За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
4.Правильное освещение – естественный свет, падающий слева, а в темное время суток лампа должна освещать только документ, с которым работает ребенок, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу.
5.Игры со звуком считаются более предпочтительными, так как снижают степень нагрузки на зрительный анализатор.
Самое главное - внимательно следите за тем, в какие игры играет ваш ребенок, и ограничивайте количество времени, проведенное за игрой, где нужна максимальная концентрация внимания и быстрота реакции. Ограничивать время необходимо в любом случае, даже если ребенок занят развивающей игрой.
Так, по данным проведенных исследований, 10-минутная продолжительность игровых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая четкое рассматривание предметов на близком расстоянии, Это может привести к развитию близорукости. При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10—12-й минутах появлялось двигательное беспокойство, которое нарастало и усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных возможностей зрительного анализатора и ЦНС.
6.Предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей 5-6 лет не должна превышать 10 минут. Без ущерба для здоровья младшие школьники могут работать за компьютером не более 15-20 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья -только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день, не позже 9 часов вечера. Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения, время, проведенное у компьютера, следует дозировать индивидуально, в соответствии с рекомендациями врача.
В качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером для детей дошкольного возраста могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг. Необходимо обязательно чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультурными паузами для глаз. Специальный комплекс упражнений для глаз представлен в Через 15 минут зрительной нагрузки рекомендуется закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть в покое 2-3 минуты. Через следующие 15 минут работы - подвигать глазными яблоками вверх, вниз, в стороны (2-3 минуты). Через 30 минут занятий сделать паузу 10 минут, заняться физической работой по дому. Полезно также пребывание на воздухе. Спортивные занятия, туризм, длительные прогулки снимают зрительное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ.