II. Роль компьютерных развивающих игр и программ в коррекционном процессе

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях широко применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих игр и программ.

Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь, которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития.

В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Практический опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на его жизненный опыт позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированных компьютерных программ применяется игровой принцип моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Использование компьютерной программы повышает мотивацию ребенка к учебной деятельности не только за счет игровой стратегии, но и обратной связи: он получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране.

Поскольку у дошкольников и младших школьников с ОВЗ внимание, как правило, носит преимущественно непроизвольный характер, то применение компьютерных технологий становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, сначала воспринимается как игровая, а затем и учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей с ОВЗ дошкольного возраста знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Совершенствование вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создает предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений, а также способствует формированию и развитию языковых средств у детей с речевым недоразвитием.

В процессе игры ребенок осваивает модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, что способствует формированию навыков межличностного общения. Кроме того, использование компьютерных игр и программ на коррекционных логопедических занятиях способствует преодолению речевого негативизма детей, связанного с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Ребенок стремится исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, у него появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии. Ведь в любых играх детям необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью, что способствует совершенствованию совместной координированной деятельности зрительного, слухового и моторного анализаторов: ребенок подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе, или услышал звуковой сигнал.

С помощью компьютерных игр успешно совершенствуется пространственная ориентировка, так как, не разбираясь в направлении, ребенок не сможет выбрать маршрут для любимого героя игры или будет неправильно следовать инструкции. Причем происходит это без скучных дополнительных упражнений, а легко и ненавязчиво.

В процессе занятий с применением компьютера дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей с ОВЗ такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения задания и контроля за деятельностью.

Для педагога использование компьютерных развивающих игровых программ предоставляет следующие возможности.

Во-первых, компьютерные технологии избавляют его от тяжелой рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий, материалов, карточек.

Во-вторых, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике, позволяя:

· подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения;

· изменять меру трудности, характер задания, адекватные возможностям “особого” ребенка;

· формировать у ребенка мотивацию к выполнению коррекционных заданий, навыки самоконтроля и регуляции деятельности.

В-третьих, многие коррекционно-развивающие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Подводя итоги, сделаем выводы:

1. Компьютер в образовательном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды

2. Цель данного подхода – формирование мотивационной интеллектуальной и операциональной готовности ребенка к использованию компьютерных технологий в своей деятельности.

3. Рекомендуется применять компьютерные игровыеразвивающие программы, адекватные психическим м психофизиологическим возможностям ребенка.

4. Вводя КТ в систему детского образовательного учреждения необходимо стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: