Порядок образования органов территориального самоуправления

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

 

 

Лекция № 4

Для курсантов и студентов 2 курса

 

ТЕМА: «Формы непосредственной демократии».

 

 

Утверждена на

заседании кафедры

Протокол № __

«___» __________ 20__ г.

 

 

Тирасполь 2017


Тема № 4: «Формы непосредственной демократии».

 

 

Время: - лекция – 2 часа

- семинар – 2 часа

 

 

ПЛАН:

 

Введение

Территориальное общественное самоуправление.

Собрания (сходы) граждан.

Местный референдум.

Иные формы непосредственной демократии (народная правотворческая инициатива; обращения граждан; митинги, демонстрации, шествия, пикетирования).

Литература:

1. Конституция ПМР, от 24.12.1995 г. (действует с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 10 февраля 2006 г.).

2. Комментарий к Конституции ПМР. Тирасполь, 2009.

3. Закон от 5 ноября 1994 г. «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР», с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 20 февраля 2010 г.

4. Избирательный кодекс ПМР, от 09.08.2000 г., в редакции по состоянию на 04.08.2005 г.

5. Кодекс об Административных правонарушениях ПМР, от 19.07.2002 г., с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 15 мая 2006 г.

6. Закон ПМР от 8 декабря 2003 г. «Об обращениях граждан».

7. Закон ПМР от 5 декабря 2002 года «Об организации и проведении собраний», с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 11.08.2005 г.

8. Акмалова А.А. Муниципальное право России. Учебник. М., 2002.

9. Баранчиков В.А. Муниципальное право. Учебник. М.: Юнити-дана, 2000.

10.Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2003.

11.Выдрин И.В. Муниципальное право. Краткий учебный курс. М.: Норма, 2004.

12.Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник. М.: Норма, 2001.

13.Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.

14.Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах т ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2004.

15.Данилина И.Е. Шпаргалка по муниципальному праву. Учебное пособие. М., 2004.

16.Дмитриев Ю.А., Комарова В.В., Пылин В.В. и др. Муниципальное право РФ. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005.

17.Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. Учебник. М.: Юстиц информ, 2005.

18.Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М. 1993.

19.Ковешников Е.М., Дубинин А.В. Муниципальное право России. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2003.

20.Кузякин Ю.П. Муниципальное право РФ. Учебное пособие. М.: МГИУ, 2005.

21.Кудилинский М.Н., Шевелёва Н.А. Муниципальное право России. Учебник. СПб.: Изд. СПб Ун-та, 2005.

22.Кутафин О.Е. Муниципальное право. М. 2000.

23.Кутафин О.Е., Фадеев Б.И. Муниципальное право. М.: Юристъ, 1997.

24.Муниципальное право РФ. Учебник. Под ред. Бондаря Н.С. М., 2002.

25.Муниципальное право. Учебник. Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2005.

26.Муниципальное право России. Учебник. Отв. ред. Г.Н. Чеботарёв. М.: Юристъ, 2005.

27.Муниципальное право России. Учеб. пособие. Под ред. С.Е. Чаннова. М.: Теис, 2005.

28.Постовой Н.В. Муниципальное право России. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2002.

29.Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. М.: Экмос, 2003.

30.Четвериков В.С. Муниципальное право. Учебное пособие. М., 2002.


Введение

Местное самоуправление осуществляется в различных формах, которые составляют его организационные основы.

Так, в соответствии со ст. 1 Конституции ПМР народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие ОМС.

Таким образом, местное самоуправление может осуществляться как непосредственно (прямо) населением, так и органами местного самоуправления.

Как мы уже говорили, систему организационных форм осуществления местного самоуправления в ПМР можно разделить на две основные группы.

Первая группа: прямые (или непосредственные) формы осуществления населением муниципального образования местного самоуправления (местный референдум; муниципальные выборы; собрания, конференции, сходы граждан, территориальное общественное самоуправление; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в ОМС и к должностным лицам местного самоуправления; иные формы местного самоуправления).

Вторая группа: опосредованные формы - представительные выборные органы местного самоуправления (местные Советы), выборные и иные должностные лица местного самоуправления.

В рамках данной темы нами будут рассмотрены вопросы непосредственного участия жителей в осуществлении местного самоуправления. Указанное участие делится на две группы - осуществление местного самоуправления непосредственно жителями и участие жителей в осуществлении местного самоуправления.

Отличие в формулировках «осуществление местного самоуправления» и «участие в осуществлении местного самоуправления» состоит в том, что в первом случае речь идет о действиях, осуществляемых от имени всего населения муниципального образования, реализуемых через принятие актов, обязательных к исполнению на всей территории муниципального образования, и исполнении, а также обеспечении исполнения данных актов. При этом осуществление местного самоуправления является не только правом, но и обязанностью.

Когда речь идет об участии населения в осуществлении местного самоуправления, подразумеваются допустимые, но не обязательные действия жителей муниципальных образований (как индивидуальные, так и коллективные), связанные с решением вопросов местного значения, совершаемые ими по собственной инициативе и под свою ответственность.

К формам осуществления местного самоуправления непосредственно жителями относятся: местный референдум, муниципальные выборы, сход жителей муниципального образования, отзыв выборных лиц местного самоуправления, голосование жителей по выявлению мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся: обращения жителей муниципального образования в ОМС, территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, иные формы инициативного участия жителей в осуществлении местного самоуправления.

Несмотря на то, что муниципальные выборы являются важнейшим элементом непосредственной демократии, мы их рассмотрим отдельным вопросом в рамках следующей темы. Это связано с удобством рассмотрения темы, посвященной сущности органов и лиц, избираемых в ходе муниципальных выборов.

Вопрос отзыва выборных лиц местного самоуправления также не будет рассмотрен в данной теме. В связи со спецификой сущности данного института он будет рассмотрен в теме «Гарантии и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления».

 

«Сущность и система территориального общественного самоуправления».

 

Конституция ПМР в ст. 7 рассматривает территориальное общественное самоуправление как одну из форм местного самоуправления. Одновременно, территориальное общественное самоуправление - это смешанная форма участия населения в местном самоуправлении, осуществляемая с помощью как непосредственных, так и представительных форм участия.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться на территории микрорайона, жилищного комплекса, села, поселка, улицы, квартала, многоквартирного дома с прилегающими участками земли, подъезд многоквартирного жилого дома и на иных частях территории муниципального образования могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков; квартальные, уличные дворовые, домовые советы (комитеты).

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив и решения вопросов местного значения, но на ограниченной территории.

Органы территориального общественного самоуправления создаются на основе добровольного волеизъявления граждан, по их инициативе либо по инициативе местного Совета народных депутатов.

Границы территории, на которой действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются соответствующим Советом народных депутатов, исходя из социальной и экономической целостности территории с учетом предложений населения, общественных организаций и трудовых коллективов.

Органы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность в тесной связи с местными Советами народных депутатов, их органами, депутатами, трудовыми коллективами, общественными организациями.

Координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления осуществляет Совет народных депутатов.

Здесь можно сделать несколько выводов:

Во-первых, территориальное общественное самоуправление не должно являться муниципальным самоуправлением. Его деятельность носит общественный характер, тогда как муниципальное самоуправление - это властная деятельность, имеющая правовую юридическую значимость. Главным здесь является, как это не парадоксально, необязательность таких организаций.

Во-вторых, - это форма участия населения отдельных микротерриторий муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, участие в осуществлении местного самоуправления не равнозначно осуществлению местного самоуправления.

В-третьих, - территориальное общественное самоуправление функционирует, по сути, под контролем органов местного самоуправления, что закрепляется законом.

Территориальное общественное самоуправление, являясь важнейшей частью системы местного самоуправления, выступает как самостоятельная обособленная подсистема. Оно как бы подпитывает самоуправленческие начала организации и деятельности как представительных, так и исполнительных органов местного самоуправления, является той общественной сферой, в которой рождаются гражданская инициатива, непосредственно реализуются начинания, решаются повседневные житейские проблемы населения самоуправляющихся территорий.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением как непосредственно (то есть путем созыва собраний, сходов, конференций граждан, проживающих на отдельных микротерриториях муниципального образования), так и через образуемые на этих собраниях органы территориального общественного самоуправления: советы, комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домов, улиц, кварталов и т.п.

Признаки территориального общественного самоуправления:

Во-первых ТОС, это деятельность, точнее, самодеятельность граждан.

Во-вторых, это состояние самоорганизации, готовности к самоуправлению, умение жителей, наличие условий для самоуправления.

В-третьих, это институт, то есть наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления: органы плюс жители, способные к самоуправлению. Подчеркиваю, не просто жители, а способные к самоуправлению.

В-четвертых, - это форма участия населения в решении вопросов местного значения.

Наконец, - это общественные организации, общественные объединения, точнее, если сказать, это органы общественной самодеятельности.

С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и на проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.

Порядок образования органов территориального самоуправления

Органы ТОС - это органы, сформированные жителями исходя из определенной, заранее установленной, процедуры волеизъявления. Органы ТОС избираются голосованием на собраниях (сходах) граждан, собраниях уполномоченных на срок полномочий местного Совета народных депутатов или иной срок полномочий, установленный собранием (сходом). Такие органы, как правило, именуются комитетами или советами самоуправления.

Наиболее типичный вариант формирования органов ТОС: орган формируется (избирается) на конференции жителей соответствующей части муниципального образования, при этом делегаты конференции получают полномочия на кустовых (уличных, дворовых, домовых, подъездных и т.д.) собраниях граждан, либо их полномочия подтверждаются петиционными листами граждан. В случае малочисленности населения территории, на которой действует орган ТОС, он обычно избирается непосредственно на собрании жителей.

В собраниях (сходах) участвуют с правом решающего голоса граждане, достигшие 18 лет, проживающие на данной территории.

Собрания (сходы) по выборам органов территориального общественного самоуправления правомочны, если в них принимают участие не менее половины жителей, а собрания уполномоченных - при участии не менее двух третей уполномоченных.

Решения принимаются большинством голосов участников собрания (схода).

Структура, порядок работы и численный состав органов территориального общественного самоуправления устанавливаются собранием (сходом).

В состав органов территориального общественного самоуправления могут быть избраны граждане, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на данной территории.

Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться самими жителями, местными Советами народных депутатов, трудовыми коллективами, общественными организациями и другими объединениями граждан. Граждане вправе выдвигать для избрания свои кандидатуры.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов ТОС;

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности ТОС;

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Отличительными чертами территориального общественного самоуправления являются: а) территориальный принцип организации и деятельности; б) общественная форма; в) самоуправленческая природа.

Территориальный принцип организации и деятельности территориального общественного самоуправления означает, что основой его образования являются территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, жилых комплексов, многоквартирного дома с прилегающим участком и т.д. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в части муниципального образования. Управление на такой территории не может быть полностью самостоятельным, изолированным от местного самоуправления осуществляемого на территории муниципального образования.

Органы территориального общественного самоуправления могут иметь статус юридического лица, вправе осуществлять экономическую и хозяйственную деятельность, вправе располагать собственными финансовыми ресурсами и собственностью, создавать предприятия и организации, защищать свои интересы в суде. Для того чтобы органы территориального общественного самоуправления получили статус юридического лица, они должны быть зарегистрированы.

Формы осуществления территориального общественного самоуправления:непосредственное волеизъявление граждан по месту жительства; работа в органах территориального общественного самоуправления, как правило, осуществляется на общественных началах, без получения заработной платы; территориальное общественное самоуправление призвано, в первую очередь решать общественные вопросы обеспечения жизнедеятельности граждан.

Самоуправленческая природа территориального общественного самоуправления: органы территориального общественного самоуправления максимально приближены к создавшим их гражданам; территориальное общественное самоуправление призвано самостоятельно и под свою ответственность осуществлять инициативы граждан по месту жительства.

Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность за осуществление инициатив граждан по месту жительства и за состояние социально-экономического развития своей территории в пределах прав и обязанностей, установленных для них Законом, а также в соответствии с добровольно взятыми обязательствами и правами, делегированными им местными Советами народных депутатов.

Порядок организации и деятельности территориального общественного самоуправления определяется законодательством и собственным Уставом (положением).

В уставе территориального общественного самоуправления должны содержаться положения, излагающие:

1) описание территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения территориального общественного самоуправления.

При этом данный минимальный перечень требований к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления расширяться не может.

Законодательство ПМР устанавливает круг вопросов, решаемых территориальным общественным самоуправлением. Так, в Законе «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» к вопросам местной жизни, составляющим предмет деятельности территориального общественного самоуправления, отнесены:

- реализация добровольно взятых на себя обязательств по охране окружающей среды, благоустройству территории, строительству и эксплуатации жилищного фонда, объектов социальной сферы;

- осуществление работы по организации досуга населения, воспитанию детей и молодежи, охране правопорядка, защите прав потребителей товаров и услуг, содействие благотворительности и милосердию.

Органы территориального общественного самоуправления вправе:

· вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов и их органов предложения по всем вопросам местного значения, отнесенным к ведению Советов, и участвовать в их рассмотрении;

· созывать собрания (сходы) граждан и обсуждать вопросы местной жизни;

· в случаях, определяемых законом, принимать участие в формировании местных государственных и общественных органов (например, выдвигать кандидатов в депутаты);

· кооперировать заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений, общественных организаций, других объединений граждан, для развития социальной инфраструктуры территорий;

· принимать от местных Советов народных депутатов, предприятий (объединений), организаций и учреждений на общественную сохранность жилые дома и помещения, игровые и спортивные площадки, клубы, объекты благоустройства, памятники истории и культуры и другие объекты;

· осуществлять общественный контроль за работой местных социально-культурных учреждений и предприятий сферы обслуживания, вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения по вопросам размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы и установления режима их работы.

Функции органов территориального общественного самоуправления:

1. Контроль за деятельность организаций, расположенных на подведомственной территории при условии, что деятельность этих организаций затрагивает интересы населения, подведомственные им.

2. Органы территориального общественного самоуправления должны заниматься решением тех задач, которые им под силу, при условии оказания помощи органами местного самоуправления, в первую очередь местными администрациями.

3. Они должны представлять и защищать интересы жителей муниципального образования в организациях - где это необходимо. Прежде всего, это весь спектр жилищно-коммунальных вопросов (следует подчеркнуть, что орган ТОС обязан представлять интересы всего населения, в том числе и лиц, выступавших против учреждения ТОС, а также против включения в состав органа ТОС тех или иных лиц).

4. Формирование и продвижение различных предложений для удовлетворения потребностей жителей территории.

5. Помощь пенсионерам и инвалидам, которые не способны к самообеспечению.

6. Содействие решению вопросов занятости детей и подростков.

7. Профилактика правонарушений.

8. Санитарное благополучие территорий.

9. Вовлечение населения в общественные работы.

10. В частном секторе, обязанности по помощи в снабжении населения необходимыми продуктами (уголь для отопления жилья, помощь, связанная с вывозом мусора и т.д.).

Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, это взаимодействие проявляется на стадии создания - органы местного самоуправления регистрируют органы территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления практически не способен осуществлять свои функции без реальной помощи со стороны органов местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление, являясь составной частью системы местного самоуправления, тесно взаимодействует с органами местного самоуправления.

Так, органы местного самоуправления:

а) содействуют инициативным группам граждан в проведении собраний (сходов), конференций и принимают в них участие;

б) оказывают организационную и методическую помощь при создании органов территориального общественного самоуправления и их ассоциаций;

в) устанавливают перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления;

г) предоставляют на договорной основе органам территориального общественного самоуправления помещение для осуществления их деятельности, материальные и финансовые средства;

д) содействуют разрешению споров между органами территориального общественного самоуправления;

е) наделяют финансовыми и материальными ресурсами;

ж) делегируют часть полномочий;

з) органы территориального общественного самоуправления могут заключать договоры с органами местного самоуправления, в которых определяется весь спектр отношений с органами местного самоуправления

и) используют иные формы взаимодействия с органами общественного территориального самоуправления.

Законом предусматривается возможность передачи органам территориального общественного самоуправления отдельных полномочий органов местного самоуправления. Так, орган местного самоуправления, с учетом возможностей территориального общественного самоуправления и местных условий, может своими решениями, с согласия данного территориального общественного самоуправления, передать ему часть своих прав по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на данной территории. Передача имущества, прав и финансовых ресурсов органам территориального общественного самоуправления осуществляется на договорной основе. Органы территориального общественного самоуправления несут самостоятельную ответственность за соблюдение договорной и финансовой дисциплины. Местные Советы народных депутатов и их органы не несут ответственности по имущественным обязательствам органов территориального общественного самоуправления.

Порядок предусматривает также формы контроля органов местного самоуправления за реализацией переданных органам территориального общественного самоуправления отдельных полномочий; периодичность отчетов органов территориального общественного самоуправления о выполнении полученных полномочий; процедуру разрешения споров и разногласий; ответственность органов территориального общественного самоуправления и их руководителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий.

Тем не менее, государство должно оградить территориальное общественное самоуправление населения от чрезмерной опеки, вмешательства властных структур и должностных лиц в деятельность, осуществляемую непосредственно населением.

Наряду с указанными формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции и законам ПМР.

Таким образом, создание системы органов территориального общественного самоуправления послужит важнейшим каналом привлечения населения к местному самоуправлению, решению задач по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Однако реформирование системы территориально-общественного самоуправления в настоящее время практически не происходит. Хотя как отмечают эксперты, «территориальное общественное самоуправление - есть наша национальная особенность. Такого института нет ни в одном западном обществе. По своей организационной основе территориальное общественное самоуправление – это наша русская, дореволюционная община – сельская, крестьянская, казачья, территориально-национальная».

У нас не весь город покрыт органами территориального общественного самоуправления.

 

«Собрания (сходы) граждан»

 

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

Возможность осуществления местного самоуправления через собрания (сходы) граждан предусмотрена ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления. В Хартии используются термины, которые можно перевести на русский язык и как «собрание», и как «сход». Законом ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» понятия собрания и схода используются как идентичные, хотя определённая разница подразумевается. В РФ понятия собрания и схода самостоятельны.

Определение понятия «собрание» в действующем законодательстве отсутствует. Наиболее очевидным представляется определение собрания как мероприятия, характеризуемого личным совместным присутствием лиц, обладающих общими интересами, проводимого в целях выработки предложений по совместным действиям для реализации и защиты указанных интересов.

Под сходом понимается собрание жителей всего муниципального образования, для решения вопросов местного значения. Проводится сход исключительно в муниципальных образованиях с небольшой численностью жителей.

Собрания (сходы) граждан являются одной из форм непосредственной демократии, одним из самых доступных средств самоорганизации населения в небольших муниципальных образованиях или на части территории муниципального образования.

Полномочия сходов в дореволюционной России были очень большие. В годы советской власти собрания (сходы) закреплялись в законодательстве в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления по месту жительства. При этом определялся конкретный перечень вопросов, которые находились в ведении собраний. Решения принимались открытым голосованием и были обязательны для исполнения всеми жителями населенного пункта. Обязанность реализации решения собрания возлагалась на исполкомы местных советов.

В настоящее время роль собраний (сходов) граждан в системе управления местными делами существенно меняется.

В литературе собрания и сходы жителей рассматриваются, как в рамках территориального общественного самоуправления, так и как самостоятельный орган непосредственного самоуправления.

Собрания (сходы) граждан определяются как совместная деятельность граждан определённого населённого пункта (квартала, жилого дома) по непосредственному обсуждению и решению вопросов местного значения и являются одной из форм прямого волеизъявления.

В Законе ПМР «Об организации и проведении собраний» даётся такое определение «Под собранием понимается открытая, доступная каждому акция, проводимая по воле и инициативе граждан в целях свободного выражения и формирования мнений по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлечения к этим вопросам внимания граждан, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных объединений или предъявления к указанным органам и объединениям определенных требований, а также для провозглашения, защиты или поддержки какой-либо социально значимой инициативы».

Собрания, конференции, сходы граждан могут созываться, а могут не созываться, то есть носят диспозитивный характер.

Собрания (сходы) граждан бывают двух видов:

1) В небольших муниципальных образованиях это общие собрания всех жителей муниципального образования для решения наиболее важных вопросов местного значения.

2) В крупных муниципальных образованиях собрания и сходы граждан проводятся на части муниципального образования (в этом случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления).

По своей сути собрания (сходы) граждан по их месту жительства (улица, дом, квартал, микрорайон и т.п.), являются органами, с помощью которых жители указанных микротерриторий осуществляют свои собственные инициативы, но не местное самоуправление (так как не имеют властных полномочий, а могут только просить).

Собрания (сходы) граждан по месту жительства созываются по мере необходимости местными Советами народных депутатов и их органами, а также органами территориального общественного самоуправления для обсуждения важнейших вопросов, затрагивающих интересы граждан, выдвижения кандидатов в депутаты Советов народных депутатов, формирования органов территориального общественного самоуправления и других вопросов местной жизни.

Инициативой созыва собраний (сходов) граждан обладают:

1. Местные Советы народных депутатов;

2. Постоянные комиссии местного Совета;

3. Депутаты местных Советов народных депутатов;

4. Депутатские группы;

5. Органы территориального общественного самоуправления;

6. Трудовые коллективы;

7. Общественные организации;

8. Граждане.

Как правило, на собрание приглашаются депутаты от данного округа, поэтому собрания проходят в присутствии представителей органов местного самоуправления.

Исключительная компетенция сборов и сходов граждан:

1. Образование территориального общественного самоуправления.

2. Выборы в органы территориального общественного самоуправления.

3. Заслушивание отчётов органов территориального общественного самоуправления.

4. Принятие решений по этим отчетам.

5. Решение о самообложении населения.

Самообложение является одним из видов местных сборов, хотя законодательство и не упоминает названия данного местного сбора. Самообложение является классическим видом местных сборов, в первую очередь, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием.

В практике, общие собрания (сходы), конференции граждан кроме вышеперечисленного рассматривают вопросы благоустройства территории, торгового, медицинского, бытового обслуживания населения, водоснабжения и иные вопросы жизнеобеспечения населения; заслушивают отчеты глав поселковых, сельских администраций, иных должностных лиц ОМС; заслушивают информации депутатов местных Советов о своей деятельности; ходатайствуют перед компетентными органами о привлечении нарушителей к административной или иной ответственности в соответствии с действующим законодательством, борьбе с нарушениями правопорядка, проведении спортивных, культурных мероприятий, создании клубов и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что формы непосредственного осуществления местного самоуправления касаются всей территории соответствующего муниципального образования и всех граждан, проживающих на ней. Отсюда, если в малочисленных населенных пунктах, являющихся муниципальными образованиями, вполне возможна реализация прямого волеизъявления граждан через собрание или сход, то в городах и других крупных муниципальных образованиях более приемлемой является такая форма как конференция граждан, то есть определенное представительство граждан от населенных пунктов, микрорайонов, жилых комплексов, улиц, кварталов и других территориальных единиц (частей города).

В п. 2 ст. 59 Закона ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» сказано, что нормы представительства на них определяются органом, которому принадлежит право созыва собраний (сходов) граждан. Однако из статей регламентирующих вопросы территориального общественного самоуправления явствует, что собрания (сходы) по выборам органов ТОС правомочны, если в них принимают участие не менее половины жителей, а собрания уполномоченных - при участии не менее двух третей уполномоченных. При этом отмечается, что в собраниях (сходах) участвуют с правом решающего голоса граждане, достигшие 18 лет, проживающие на данной территории.

Полномочия, порядок созыва и проведения общих собраний (сходов) граждан определяются Положением об общих собраниях (сходах) граждан по месту жительства в ПМР.

Решения собрания принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании. Принятые решения по вопросам местного значения доводятся до сведения местных Советов, Глав госадминистрации, других заинтересованных органов и должностных лиц (и учитываются ими в своей деятельности) и населения соответствующей территории. Решения собраний, принятые в пределах их собственных компетенций, обязательны для исполнения всеми жителями соответствующих территориальных частей города.

Собрания (сходы) граждан по месту жительства по рассмотренным вопросам вправе обратиться с предложениями в местные Советы народных депутатов и их органы, другие государственные и общественные органы, предприятия (объединения), организации и учреждения, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Правда, в Законе ничего не говорится о последствиях такого обращения.

Можно лишь отметить, что обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов с направлением письменного ответа. Но не обязательно – принятию решения.

В литературе по-разному решается вопрос о правовых последствиях решений собраний и сходов граждан:

1. Обязательны для исполнения органами территориального общественного самоуправления и гражданами, проживающими на соответствующей территории.

2. Решение носит рекомендательный характер для исполнения, но обязательный для рассмотрения всеми органами, гражданами и т.д. (субъектами права, к которым решения адресованы).

«Местный референдум».

В соответствии со ст. 60 Закона ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» наиболее важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения, могут решаться путем референдумов.

Местный референдум - это высшее непосредственное выражение воли народа, направленное на решение вопросов местного значения.

Местный референдум - голосование граждан ПМР, обладающих активным избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих в соответствующей административно-территориальной единице, в границах одного или нескольких населенных пунктов по наиболее важным вопросам, касающихся данной местности (территории).

Участие в референдумах является свободным и основывается на демократических принципах избирательного права.

Местный референдум (всенародное голосование) проводится в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (района, города, поселка, сельсовета), по решению соответствующего Совета народных депутатов, по вопросам, относящимся к компетенции этого Совета.

Организация референдумов и обеспечение избирательных прав граждан ПМР на всей территории ПМР возлагаются на избирательные комиссии.

Решение, принятое местным референдумом, является обязательным для выполнения соответствующим Советом, государственной администрацией, предприятием, организацией и учреждением, гражданами, если оно не противоречит закону. Решения, принятые на местном референдуме, обладают приоритетом по сравнению с иными нормативными правовым актами муниципального образования. Это следует из норм Конституции ПМР, отнесших референдум наряду с выборами к высшему непосредственному выражению власти народа.

Отмена или изменение решения, принятого путем местного референдума, производится только путем референдума или в порядке, предусмотренном в принятом на референдуме решении.

Вопросы, выносимые на местный референдум. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, имеющие важнейшее значение для соответствующего населенного пункта, района или группы населенных пунктов и относящиеся к компетенции органов местного государственного управления.

Более конкретно закон не закрепляет перечень вопросов местного значения, по которым может быть назначен референдум. Наиболее распространёнными вопросами, которые могут быть вынесены на местный референдум, являются:

· установление и изменение границ муниципального образования;

· использование земель на территории муниципального образования;

· вопрос строительства промышленных объектов на территории муниципального образования;

· планы и программы развития территорий муниципального образования;

· изменение профиля деятельности объектов и предприятий, входящих в муниципальную собственность.

Избиратель голосует на выборах «за» или «против» вопроса, вынесенного на референдум.

Вопросы, которые не могут выносится на местный референдум:

а) о местных налогах и местном бюджете;

б) относящиеся к ведению вышестоящих органов власти и управления;

в) о чрезвычайных или срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения;

г) об избрании и назначении на должность и об освобождении от должности лиц, решение которых относится к ведению соответствующих местных органов власти и местного самоуправления;

д) о досрочном прекращении полномочий органов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления (не следует путать с выражением населением недоверия указанным органам и лицам);

е) относящиеся к компетенции судебных инстанций или прокуратуры.

Аксиомой является правило - на местный референдум не могут выноситься вопросы, входящие в компетенцию государства. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод не должны противоречить законодательству ПМР. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Решение о проведении местного референдумапринимается местным Советом народных депутатов самостоятельно или по требованию населения муниципального образования – от них может исходить инициатива о проведении референдума. Вопрос о проведении местного референдума может быть возбужден:

а) пятью процентами от числа граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

б) одной третью депутатов местного Совета народных депутатов;

в) главой государственной администрации.

Установление первой группы относится к традиционным общедемократическим требованиям к организации публичной власти. Второй и третий способ выдвижения инициативы о местном референдуме является одной из форм защиты от использования местного референдума в целях разрешения возможных конфликтов представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Назначение и проведение референдума обязательно в случае, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума. Таким образом, местный Совет выступает не в качестве субъекта права разрешения проведения местного референдума, а в качестве органа, проверяющего корректность проведения работ по выдвижению инициативы проведения местного референдума.

Если представительный орган не назначает референдум (не принимает никакого решения, мотивирует отказ соображениями целесообразности и т.д.), назначение местного референдума может быть осуществлено после решения суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow