Территориальные комплексы России

Рыночная экономика предполагает комплексный подход, предусматривающий сбалансированное развитие промышленности, науки, социальной инфраструктуры. Комплексный подход предполагает формирование на специально выделенных территориях совместными усилиями государства, частного сектора и местных властей научно-производственных комплексов, которые должны стать очагами развития для территориально-экономических районов, на базе которых они сформированы.

Научно-производственный комплекс – «нукоград» (НПК) – территория, охватывающая одну или несколько административно-территориальных единиц (округов, районов), в экономике которых главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, основывающиеся на применении этих новых технологий. Региональный комплекс обладает развитой информационной инфраструктурой. НПК занимают положение между производителями научно-технической продукции (центры фундаментальных и прикладных исследований) и промышленностью в основном, малыми и средними предприятиями (МСП), имеющими до 250 служащих. Такое положение дает им возможность поставлять новые технологии потенциальным пользователям и информировать исследовательские институты о потребностях и запросах МСП. Таким образом, они поддерживают инновационный процесс, ускоряя необходимый обмен технологиями и информации между различными компонентами научно-технической инфраструктуры.

В России научно-производственные структуры стали развиваться позже, чем в зарубежных странах.

НПК в России стали создаваться в 1990 г. – в период действия закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии с которым они имели разные организационно-правовые формы структур. Однако, созданные по образцу лучших зарубежных комплексов, эти структуры в российских условиях оказались неэффективными в силу:

- различий законодательств;

- различий в состоянии материально-технической базы вузов;

- неодинакового уровня развития науки в вузах;

- разного понимания местной властью роли НПК в развитии регионов;

- различного отношения администрации вузов к этой форме организации вузовской науки.

При создании большей части российских научно-производственных объединений эти особенности не были учтены.

Процесс формирования государственной политики в отношении городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала (наукоградов) можно разделить на два этапа:

- на период с середины 30-х до конца 80-х годов прошлого века – период образования поселений с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала и их развития в условиях СССР;

- на период с начала 90-х годов прошлого века по настоящее время – период развития наукоградов в условиях становления и развития обновленной государственности России.

НПК или «наукограды» строились для решения государственных задач стратегического характера, связанных с обеспечением конкурентоспособности государства и его национальной безопасности. Строительство НПК осуществлялось в рамках второго в истории России периода индустриализации, начавшегося в середине 30-х годов. Закладка новых НПК продолжалась вплоть до середины 70-х годов. Экономическую основу их развития составляло финансирование из государственного бюджета. Использованные в СССР формы финансирования развития «наукоградов» в большей степени соответствуют таким современным финансовым механизмам, как "государственный заказ" или "федеральная целевая программа".

К середине 70-х годов процесс закладки новых НПК стратегического назначения практически прекратился. Однако государственная политика поддержки существующих НПК продолжалась до середины 80-х годов прошлого столетия. К указанному сроку в соответствующих поселениях был накоплен и сконцентрирован значительный интеллектуальный и научно-технический потенциал страны.

К моменту распада СССР на территории НПК сконцентрировался значительный интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. В начале 90-х годов прошлого века за этими городскими поселениями закрепилось название "наукограды".

НПК создавались в СССР для решения крупных научных и прикладных задач, в том числе для проведения исследований и разработок в интересах обороны государства.

В России можно выделить 3 группы наукоградов (технополисов):

1. Наукограды обладающие официальным статусом наукограда – особый статус населённого пункта России (муниципального образования) с градообразующим научно-производственным комплексом, осуществляющим научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства Российской Федерации на срок до 25 лет. Статус наукограда может быть досрочно прекращен Президентом РФ по представлению Правительства РФ или при мотивированном ходатайстве представительного органа местного самоуправления муниципального образования.

Основанием для присвоения муниципальному образованию статуса наукограда является потребность государства в сохранении и развитии научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, подготовки научных работников и специалистов научных организаций в данном муниципальном образовании. При этом учитываются два важнейших фактора: эффективность и приоритетность развития науки, а также готовность инфраструктуры этого города обеспечить в полном объеме реализацию научной программы, которая будет представлена.

Наличие этого статуса предполагает участие федерального бюджета в финансировании научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, подготовке кадров, материально-технического обеспечения инфраструктуры данного муниципального образования в соответствии с программой развития муниципального образования как наукограда. Присвоение статуса является также основанием для разработки и утверждения федеральной целевой программы развития наукограда.

Признание населенного пункта наукоградом ведет к прямому финансированию инфраструктуры из федерального бюджета РФ («О статусе наукограда Российской Федерации» №70-ФЗ, апрель 1999 года) Статус наукограда не дает преимуществ в финансировании научно-исследовательской деятельности, но позволяет финансировать инженерную, социальную и инновационную инфраструктуру из федерального бюджета.

2. Наукограды не обладающие официальным статусом наукограда – административно-территориальные образования, на которых создан н аучно-производственный комплекс наукограда – совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Финансируется без приоритетов.

3. ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) – Впервые аббревиатура появилась в федеральном законе № 32971ФЗ "О закрытых административно-территориальных образованиях" от 14 июля 1992 года. Зонами, согласно закону, признавались территориальные образования, имеющие: органы местного самоуправления; промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов; военные и другие объекты; необходимость специальных условий проживания граждан. Для получения статуса ЗАТО необходимо соответствие всем признакам и специальное решение президента РФ. Конкурса по отбору проектов, как в случае с особыми экономическими зонами, не предусмотрено.

Выделяется семь основных специализаций наукоградов России:

1. авиа-, ракетостроение и космические исследования;

2. электроника и радиотехника;

3. автоматизация, машино- и приборостроение;

4. химия, химическая физика и создание новых материалов;

5. ядерный комплекс;

6. энергетика;

7. биология и биотехнология.

Официальный статус наукограда РФ на 1.02.2007 г имеют 9 муниципальных образований на территории страны:

1. Обнинск (Калужская область, май 2000 год),

2. Дубна (Московская область, конец 2000 года),

3. Королев (Московская область, конец 2000 года),

4. Кольцово (Новосибирская область, февраль 2003 года.),

5. Реутов (Московская область, декабрь 2003 года),

6. Фрязино (Московская область, декабрь 2003 года),

7. Мичуринск (Тамбовская область, декабрь 2003 года.),

8. Бийск (Алтайский край, ноябрь 2005 г) – военная и специальная техника, новые материалы и химические технологии, технологии живых систем, производственные технологии, энергосберегающие технологии, подготовка кадров в области научно-технической, гуманитарной и инновационной деятельности.

9. Жуковский (Московская область, январь 2007 года)

Кандидаты: Троицк, Петергоф и Пущино

Темпы и качество развития наукограда зависят от консолидированных усилий городского сообщества – бизнеса, науки, горожан и администрации.

Сейчас в России насчитывается около 70 образований уже имеющих или претендующих на статус наукограда. Их размещение на территории страны неравномерно:

в Московской области расположено 29 таких административно-территориальных образований,

в Челябинской области - 5,

в Свердловской и Новосибирской областях - по 4,

в Нижегородской и Ленинградской областях и Красноярском крае - по 3,

в Ярославской, Томской, Тверской и Владимирской областях - по 2,

в Ульяновской, Тамбовской, Пермской, Пензенской, Омской, Калужской, Иркутской, Астраханской, Архангельской областях, Краснодарском, Хабаровском и Алтайском краях, городах Москве и Санкт-Петербурге - по 1 образованию.

Распределение таких территорий по федеральным округам также весьма неравномерно. Основная их масса расположена в Центральном (37 территорий), Сибирском (11 территорий) и Уральском (10 территорий) округах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: