Классификация языков программирования. Общепринятой и строгой классификации языков программирования не существует

Общепринятой и строгой классификации языков программирования не существует. Поэтому представим классификацию наиболее распространенных в настоящее время языков:

· языки Ассемблера;

· универсальные языки высокого уровня BASIC и FORTRAN;

· языки более «низкого» уровня Pascal и С (и их объектно-ориентированные расширения, в частности, C++);

· командные языки баз данных и Clipper;

· объектно-ориентированные языки четвертого поколения

Особое место занимают такие языки высокого уровня, как COBOL, Ada, Prolog. Они менее универсальны, чем перечисленные выше средства, но каждый из них в своем роде, по своему весьма эффективен.
Каждая команда на языке ассемблера чаще всего представляет собой одну машинную команду, записанную символическим кодом. Язык ассемблера позволяет создавать наиболее эффективные программы, однако процесс очень трудоемок и требует высокой квалификации программиста. Программирование на этом языке часто называют программированием на низком уровне (хотя программы получаются высокого качества).
_Каждой команде на языке высокого уровня обычно соответствует либо несколько машинных команд, либо целая подпрограмма в машинном коде. К языкам высокого уровня (их часто называют алгоритмическими) относятся FORTRAN (formula translator), BASIC (beginner's all purpose symbolic instruction code), COBOL (Common Business-Oriented Language), C, Pascal, Prolog (programming in logic) и многие другие. Раньше тот или иной язык использовался только в той предметной области, для которой он изобретался (например, FORTRAN – для математических расчетов, COBOL – для коммерческих расчетов, С – для системного программирования и т.д.). В настоящее время возможности языков сглажены, и теперь многие из них теперь считаются универсальными.
С помощью VBA можно создавать собственные программные модули, собственные интерфейсы для офисных приложений Word, Excel, Access.

Имя и значение переменной в программировании

В математике переменные – это данные, которые меняют свои значения. В программировании переменная – это небольшая область в оперативной памяти компьютера, куда во время работы программы можно занести и хранить в закодированном виде некоторое значение (целое или действительное число либо символьный текст), которым при необходимости можно пользоваться и которое можно изменять.

Имя переменной

Место такой структурной единицы памяти в общем объеме ОЗУ определяется адресом – ее порядковым номером в шестнадцатеричной системе исчисления. Но пользоваться номером для адресации к переменной неудобно. Смысловое значение переменной величины он не отражает. Поэтому при написании программы не на машинном, а на алгоритмическом, специальном языке программирования стали пользоваться более удобным описательным заданием адреса, определяемым именем переменной величины – идентификатором. Следовательно, имя переменной –это название места (ячейки) в ОЗУ, используемое в программе на алгоритмическом языке вместо указания адреса, определяемого номером.
Транслятор при переводе программы на язык машинных кодов составляет таблицу, в которой каждому употребленному имени переменной ставится соответствующий конкретный числовой адрес. Этот адрес заменяет имя переменной в программе на машинном языке. Таким образом, имя переменной однозначно определяет место в ОЗУ, куда можно занести на хранение некоторое значение, а при необходимости – изменять его или использовать в каких-то операциях.
Языки программирования позволяют работать с простыми переменными и индексированными переменными. В порядке выделения для них места в памяти есть существенная разница. Для простой переменной транслятор выделяет место независимо от программиста при первом указании ее имени в каком-либо операторе программы. Все имена простых переменных должны быть различны, и они никак не связаны между собой. Индексированным переменным место в памяти выделяется специальным оператором языка программирования, то есть по указанию программиста. Тогда индексированным переменным, имеющим одно имя, и отличающимся лишь номерами (индексами), в ОЗУ отводится непрерывная область.


Значение переменной. Команда присваивания.

Компьютер и программист применяют различные обозначения для адресов ОЗУ. Компьютер – шестнадцатеричные числа, программист – более удобные для него идентификаторы. Соответствие этих двух видов обозначений устанавливает транслятор. Но каждый из этих способов указания ячейки означает лишь выделение для переменной места в ОЗУ. Никакого конкретного значения переменной в этой ячейке памяти не появится до тех пор, пока оно не будет туда занесено. Поэтому употреблять имя какой-то переменной можно только после того, как определено ее значение. В каждом языке программирования есть набор операторов, позволяющих давать переменным значения, то есть заносить их в ячейки, названные именем переменной. Переменная может получить свое значение, если его ввести с клавиатуры. Значение переменной можно присвоить – занести ее в ячейку специально существующей для этого командой, которая так и называется – командой присваивания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: