Организационное поведение как наука и как область знаний состоит из двух составляющих:
- поведения организаций;
- поведения людей, а также групп людей в этих организациях.
Несмотря на то, что представление о поведении чаще всего применяется по отношению к живым организмам, его также используют и в отношении организаций.
Таким образом,
Организационное поведение (ОП) – это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации – людей, групп, коллектива в целом, а также организаций в изменяющейся внешней среде.
Цель ОП – формирование системы знаний о поведении личности и организации, мотивации и результативности организации, групповом поведении в организации, организационных изменениях.
Объектом ОП – являются организации и работающие в организации люди (группы, коллективы).
Предметом ОП – являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и морально-психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.
|
|
То есть организационное поведение может быть определенно, как область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организациях, а также управлять ими.
Если исходить из того, что поведение работников в организации состоит с одной стороны, из «человека действующего», который проявляет себя во взаимодействиях – противодействиях, а с другой – из «человека общающегося», который чувствует себя приобщенным – отчужденным в коммуникативном пространстве организации, то графически предмет организационного поведения можно изобразить в самом общем виде как противоположные модели (Ю.Д. Красовский) (Слайд 7):
А – конфронтация работников
Б – сотрудничество работников.
Эти модели могут взаимопереходить друг от друга, определяя либо направление организационного развития, либо направление организационной деградации. Исследование этих взаимопрерходов, взаимопротиворечий по сути своей и есть предмет организационного поведения. Изучить этот предмет – значит раскрыть глубинные морально-психологические, социальные, социально-экономические тайны управления организацией.
Основы организационного поведения