Аналитическая психология К.Г.Юнга

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию личности является его концепция психологических типов. Для построения своей типологии Юнг постулировал две ориентации личности (эго-направленности): экстраверсию и интроверсиюичетыре фундаментальные психические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Экстраверсия –– это ориентация человека на внешний мир; интроверсия –– на внутренний, субъективный мир. Юнг пишет: «экстраверсией называется обращение либидо наружу, вовне. Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода»[1]. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.

«Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад к субъекту»[2]. Интроверт погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

Личности свойственны обе ориентации, но обычно одна из них (сознательная) доминирует, а другая (бессознательная) занимает подчиненное положение. Эго преимущественно экстравертировано, а индивидуальное бессознательное интровертировано.

Юнгианская типология личности основана на предпосылке о том, что существуют четыре фундаментальные психологические функции: чувство, интуиция, ощущение и мышление –– и, соответственно, четыре главных способа мировосприятия: чувствующая личность (главную роль играет эмоциональная сторона жизненного опыта); интуитивная личность (человек судит о мире по своим предчувствиям и интуитивным ощущениям); ощущающая личность (непосредственно воспринимающая мир через органы чувств) и думающая личность (главную роль играет абстрактное мышление).

Мышление –– это стремление понять сущность явлений путем обработки наличной информации. Чувство — оценочная функция; оно определяет ценность вещей, позитивную или негативную, для субъекта. Чувство дает людям переживания удовольствия и боли, гнева, страха, горя, радости и любви. Ощущение — реалистическая функция. Оно дает конкретные, безоценочные факты. Интуиция — это бессознательный доступ к информации. Интуитивный человек проходит мимо фактов, чувств, идей, направленных на поиск сути реальности. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг определяет интуицию негативно: «Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляется и в этих формах»[3].

Специфику этих четырех функций можно понять из следующего примера. Допустим, человек впервые увидел Храм Христа Спасителя. Если он переживает благоговение, восхищение грандиозностью и захватывающей дух красотой, то доминирует чувство. Если он просто видит храм как специфическое сооружение, отличающееся от окружающих его зданий, то им управляет ощущение, и это будет сенсорный тип. Если его Эго под властью мышления, он попытается понять, что представляет собой Храм с точки зрения принципов архитектуры и строительной техники. Наконец, если работает интуиция, наблюдатель скорее всего увидит Храм как нечто мистическое, как олицетворение высших ценностей.

Ощущение устанавливает, что имеет место в действительности, мышление дает возможность понять смысл этого, чувство говорит о его ценности, а интуиция указывает на то, откуда это, вероятно, пришло и куда движется.

Мышление и чувство называются рациональными функциями, так как пользуются обоснованием, суждением, абстракцией и обобщением. Они дают людям возможность искать в мире закономерность. Ощущение и интуиция считаются иррациональными функциями, поскольку основаны на восприятии конкретного, единичного, случайного.

Хотя человек располагает всеми четырьмя функциями, они не обязательно развиты в равной степени. Обычно одна их четырех функций возвышается над тремя остальными и играет в сознании доминирующую роль. Она называется высшей функцией. Одна из трех остальных по отношению к высшей обычно выступает как дополнительная (вспомогательная, подчиненная). Если что-то мешает действию высшей функции, ее место автоматически занимает дополнительная.

Наименее дифференцированная из четырех функций называется низшей функцией. Она вытеснена и бессознательна. Низшая функция проявляется в сновидениях и фантазиях. Низшая функция также имеет ассоциированную с ней дополнительную.

Если четыре функции разместить на равном друг от друга расстоянии по окружности, то центр круга будет представлять синтез четырех полностью дифференцированных функций. В таком синтезе нет ни высших, ни низших, ни дополнительных функций. Все они обладают в личности равной силой. Такой синтез возможен, когда самость полностью актуализирована. Но так как это невозможно, синтез четырех функций представляет идеальную цель, к которой стремится личность.

Согласно К.Юнгу, имеет место предрасположенность к развитию определенных личностных качеств, подчиненная определенной закономерности. Типология строится на том основании, что у человека может развиваться или экстраверсия, или интроверсия, то есть каждого индивида можно разместить на шкале, полюсами которой служат экстраверсия и интроверсия. Эти две личностно-типологические тенденции сочетаются с одной из ведущих функций: мышлением, чувством, ощущением, интуицией. Следовательно, получается восемь типов личности: экстраверты мыслительные, чувствующие, ощущающие и интуитивные. То же самое относится и к интровертам. Последователи Юнга добавили еще один параметр: быстро принимающие решения или медленно (решающий или воспринимающий типы). Значит, 8 юнговских типов надо умножить на два, и получится типология, включающая 16 типов. Каждый из этих типов всесторонне охарактеризован и может быть выявлен при помощи соответствующих тестов, которых уже более десяти.

Важным звеном юнговской теории личности является концепция развития. Юнг полагает, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенного к более совершенному. Развитие личности –– это динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни. Человечество в целом также постоянно эволюционирует к более дифференцированным формам существования. При этом конечная цель обозначается как самореализация. Самореализация означает максимально полную, завершенную дифференциацию и гармоничное сочетание всех аспектов целостной человеческой личности. Это означает, что психика выработала новый центр, самость, который занимает место старого центра, эго. Вся эволюция психики, от первых примитивных организмов до людей — это парад прогресса. Прогресс не останавливается с появлением человека; как человек представляет высшую ступень в отношении животных, так цивилизованный человек выступает как более совершенный по сравнению с первобытным. Но и цивилизованному человеку предстоит еще долгий путь до окончания его эволюционного странствия. Согласно Юнгу, конечная жизненная цепь — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.

Для понимания направления и механизма развития личности Юнг использует два подхода: телеологический и каузальный. Телеологический подход –– это объяснение настоящего с точки зрения будущего. Согласно каузальному подходу события настоящего — это следствия или результаты прошлого. Юнг утверждает, что психология нуждается в обеих точках зрения, чтобы понять личность в целом. Оба взгляда, сочетаясь, дадут полную картину личности. Настоящее определяется не только прошлым (каузальность), но и будущим (телеология).

Главное в юнгианской теории развития — положение о том, что человек имеет тенденцию к движению в направлении стабильного единства. Развитие — это раскрытие изначальной врожденной недифференцированной целостности. Главная цель раскрытия — самореализация. Для достижения этой цели необходимо, чтобы различные системы личности дифференцировались и полностью развились. Иначе, если какая-либо часть личности отвергается, отвергаемые и менее развитые системы будут действовать как центры сопротивления, пытающиеся захватить энергию более развитых систем. Если сопротивлений слишком много, человек становится невротичным. Это может произойти, если архетипам не позволено проявляться через сознательное эго или когда покров персоны так уплотняется, что остальная личность задыхается. Мужчина, ограничивающий выход своих фемининных импульсов, или женщина, подавляющая маскулинные наклонности, создают себе проблемы, так как в этих условиях анима и анимус найдут косвенные и иррациональные способы выражения. Чтобы личность была здоровой и интегрированной, каждая система должна иметь возможность достичь полной дифференциации, развития и выражения.

Процесс достижения этого называется индивидуацией.

Индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции противодействующих внутриличностных тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: