Корни психоанализа «произрастают» как из естественных наук, так и из философии и поэзии

В самом начале XVIII в. немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц разработал концепцию, названную им монадологией. Монады, согласно Лейбницу, представляют собой единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Каждая монада представляет собой непротяженную психическую сущность. С точки зрения Лейбница, активность монад, протекающая в сфере идеальных психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательной до ясного и четкого сознания. Низшие уровни психической активности монады были названы малыми перцепциями, их сознательная реализация получила название апперцепции.

Спустя сто лет немецкий философ и педагог Иоганн Фридрих Гербарт развил эти идеи. Он сформулировал концепцию порога сознани я. Гербарт полагал, что «идеи воздействуют друг на друга подобно механическим силам». Согласно Гербарту, идеи, находящиеся ниже определенного порога, неосознаваемы. Когда идея поднимается до уровня сознания, она апперцептируется. Для того чтобы та или иная идея могла подняться до уровня сознания, она должна быть сопоставима с теми идеями, которые уже находятся в сфере сознания. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются. Вытесненные идеи находятся ниже порога сознания. Согласно Гербарту, различные идеи конкурируют между собой за возможность сознательной реализации.

Данная традиция рассмотрения бессознательных идей нашла свое продолжение в работах Артура Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана, разрабатывавших идеи панпсихизма и абсолютного бессознательного.

Основные положения теории А. Шопенгауэра, роднящие его с психоанализом, касаются концепции воли как абсолютной психической основы мира, и, в частности, воли к жизни как основы всякой жизни. Человек есть самая совершенная объективация воли к жизни. Сильнее всего воля к жизни выражается в половом влечении, а также в борьбе человека против себе подобных (агрессия). Государство, право, воспитание представляют собой “намордник”, не позволяющий членам общества уничтожить друг друга.

Э. фон Гартман вошел в историю как автор книги “Философия бессознательного”, в которой он обобщил существовавшие ранее положения о феномене бессознательного. Бессознательное, по Гартману, основа всего живого и абсолютная ценность бытия. Оно формирует организм и поддерживает его жизнь, служит цели сохранения человеческого существа и всего человеческого рода, … бессознательное является стимулом для художественного творчества. Однако у бессознательного есть и “темная сторона”: руководствуясь бессознательным, никогда не знаешь, куда придешь; бессознательное заключает в себе нечто демоническое, страшное; в то время как сознание можно ориентировать в нужном нам направлении, бессознательное вне сферы нашего контроля и само контролирует нас через аффекты и страсти. Сравнительный анализ теоретических положений Гартмана и Фрейда показывает, что многие концепты последнего теснейшим образом перекликаются с идеями гартманской философии бессознательного.

Еще один философ, чьи идеи были созвучны теоретическим положениям Фрейда, - это Фридрих Ницше. Особенно четкие параллели мы можем провести между понятием его теории “воля к власти” и фрейдистским понятием “инстинкт”. Ницшеанская “воля к власти” – единственная причина всех процессов, как физических, так и духовных. Наиболее полно и естественно она выражается в аффектах. Разум, мышление – не более чем сцена для выражения скрытых за ними аффектов, они носят служебный характер.

Разного рода представления о бессознательном составляли важную часть общественного интеллектуального климата в Европе в XIX в. Таким образом, Фрейд не был первым, кто всерьез заговорил о бессознательном в человеческой психике. Напротив, он сам полагал, что философы до него уде многое сделали в этой области. То новое, на что претендовал он, касалось, прежде всего, способов исследования бессознательного. Однако и здесь он опирался на работы многих исследователей.

До XVIII в. психотерапия не являлась предметом каких-либо научных исследований. В период христианства к душевнобольным людям относились как к “одержимым бесами”; поэтому “надлежащее” с точки зрения церкви лечение сводилось к моральному и религиозному осуждению, а также мучительным процедурам по изгнанию бесов. В XVIII в. душевные болезни стали рассматривать как иррациональное поведение; никакого лечения их не предполагалось.

Психотерапия стала полем экспериментального исследования лишь в конце XVIII в. с появлением работ доктора медицины Венского университета Франца Антона Месмера. Месмер использовал гипноз для улучшения состояния больных; свое воздействие он называл “животным магнетизмом”. Болезнь он рассматривал как неравномерное распределение жизненного флюида в организме, а свою задачу видел в том, чтобы, вызывая конвульсивные кризы, перераспределить флюид должным образом. В отличие от своих последователей, он отрицал возможность всякого аффективного отношения между пациентом и гипнотизером.

Многочисленные ученики и последователи Месмера (Пюисегюр, Делез, Вире, Нуазе и др.) развивали его метод “животного магнетизма”, причем со временем на первый план все больше выдвигается идея о решающей роли аффективных отношений между пациентом и гипнотизером. Описывались и обсуждались феномены пылких чувств, возникавших у пациентов и магнетизеров, зависимости пациента от магнетизера, сопротивления пациента воздействию магнетизера. В этот период начинают складываться основные принципы и правила магнетизеров (принцип изоляции, принцип обязательности, правило доброжелательной нейтральности отношений и т.п.).

Середина XIX в. ознаменовалась в истории психотерапии важным поворотом, связанным с изменением методики и появлением новой теории: термин “животный магнетизм” был отброшен, вместо него шотландский врач Джеймс Брэйд ввел термин “гипнотизм”.

Признание со стороны профессионального сообщества гипноз получил, прежде всего, благодаря работам французского врача Жана Мартина Шарко. В рамках его школы гипноз стал рассматриваться как соматическое явление, при помощи которого можно лечить различные физические расстройства. Однако сам Шарко и его ученики не считали процессы, происходящие между пациентом и гипнотизером заслуживающими отдельного внимания.

Подход к гипнозу и лечению при помощи гипноза еще раз изменился благодаря работам Пьера Жане. Он предположил, что подлинной причиной болезни являются психические явления, (нарушения памяти, навязчивые идеи и силы бессознательно). В качестве основного метода лечения расстройств Жане выбрал гипноз. Жане изучал чувства, испытываемые пациентом к гипнотизеру во время сеанса и после него. Он говорил об их мощной положительной окрашенности и сравнивал пациента с ревнивым любовником. Однако Жане отрицал сексуальную окрашенность этих чувств и явно стремился уклониться от вовлечения в межличностные отношения с пациентами. Работы Жане во многом предвосхищали идеи Фрейда; впоследствии Жане выказывал личную неприязнь к “отцу” психоанализа и едва ли не обвинял последнего в краже своих идей.

Сильное влияние на развитие идей З.Фрейда оказали работы Чарльза Дарвина. Именно Дарвин высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни. Дарвин сосредотачивал свое внимание на нерациональных аспектах поведения и психики. Он написал статью о психическом развитии ребенка (эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста) которая была внимательно прочитана Фрейдом. Дарвин настаивал на том, что человеческие существа подвержены воздействию биологических сил, в особенности инстинкта продолжения рода и инстинкта поиска пиши, которые, по его мнению, создают основу для любого поведения. Менее чем через десять лет немецкий психиатр Ричард фон Краффт-Эббинг озвучил сходные идеи: единственными инстинктами в человеческой психике являются сексуальный инстинкт и стремление к самосохранению.

Широко распространено мнение о крайнем пуританстве австрийского общества того времени является, по сути, ошибочным. 80-е и 90-е гг. XIX в. стали годами прорыва подавленной сексуальности и сопутствующего “взрыва” эротического воображения. Интерес к вопросам секса чувствовался и в повседневной жизни и в научной литературе. В 1886 г. Краффт-Эббинг выпустил книгу “Сексуальная психопатия”, в следующем году венский врач Альберт Молль выпустил книгу, посвященную детской сексуальности. В то же время возникает идея, подтвержденная практикой, о том, что психические расстройства связаны с проблематикой половой жизни, и возникает термин “либидо”.

Таким образом, развитие творческой мысли Фрейда находилось под влиянием множества разнообразных течений, как теоретического, так и практического плана. Но в том-то и состоит величие гения, что только он смог соединить это разрозненные идеи и настроения в относительно целостную теоретическую систему.

ФРЕЙДИ́ЗМ, общее обозначение учения З. Фрейда и всей совокупности развившихся на его основе психологических, социальных и философско-антропологических учений и школ. В отличие от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов и лечения патологии психики, фрейдизм в широком смысле стремится к объяснению различных явлений культуры и социальной жизни с помощью учения о бессознательном. Так, фрейдизм в его первоначальном варианте (учение З. Фрейда) был воспринят как доктрина, совершенно чуждая европейской культуре, бросающая вызов всем ее основным ценностям и не имеющая европейских корней. В противовес преобладавшей в европейской культуре рационалистической традиции, представлявшей человека, в первую очередь, разумным существом, Фрейдизм провозгласил сферу бессознательного не только источником любых психопатологических состояний, но и фактором, определяющим всю частную и общественную жизнь человека. Как скандальный был воспринят и второй центральный постулат учения Фрейда — о доминировании в сфере бессознательного сексуальных инстинктов и влечений и о патогенных последствиях их подавления. Оскорбительными казались и основные концепции психоанализа: так, концепция вытеснения утверждала, что желания и влечения, которые сознание считает запретными, не исчезают бесследно, сознание изгоняет их в сферу бессознательного, превращая ее во взрывоопасный резервуар неудовлетворенных потребностей и инстинктов. Концепция сублимации представляет все высшие формы человеческой активности — науку, искусство, религию, мораль, политику и пр. — как трансформированную и направляемую по иному, дозволенному руслу энергию сексуальности. Концепция пансексуальности, в частности, объясняет своеобразие детства характерными для него специфическими формами сексуальности.

Немало ученых отвергало психоанализ целиком, отказывая ему в какой-либо причастности к науке; еще в 1910 г. на Конгрессе немецких неврологов и психиатров и в 1911 г. на заседании Венгерского медицинского общества психоанализ квалифицировался как чистая порнография, создатель и приверженцы которого должны находиться в ведении полиции. В эти годы, а нередко и позднее оставался в силе бойкот научных обществ и организаций, разделявших установки фрейдизма, и предпринимались попытки лишить ученых-психоаналитиков (например, К. А. Абрахама в Германии и Э. Джонса в Англии) докторских званий «за пропаганду подобной грязи».

Широкое международное признание, однако, стало приходить к фрейдизму главным образом благодаря эффективности психоанализа при излечении психических травм и нервных шоковых состояний, от которых страдали многие участники Первой мировой войны (следствием этого стало прибытие на пятый конгресс Международной психоаналитической ассоциации в 1918 г. официальных делегаций из Германии, Австрии и Венгрии). Кроме того сама доктрина была достроена и усовершенствована концепцией «сверх-я», ставшей органической и важной частью учения, а также некоторым смягчением «сексуального экстремизма» в оценке скрытых мотивов человеческого поведения и т. д. Укреплению позиций фрейдизма в Англии и США и существенному росту числа его приверженцев способствовало успешное и нередко нетривиальное применение идей и принципов фрейдизма в ряде областей гуманитарного знания (этнографии, искусствоведении, криминологии и т. д.).

С середины 1930-х гг. мировой центр фрейдизма окончательно переместился в США, куда эмигрировали, спасаясь от нацистов, объявивших психоанализ еврейским заговором против арийской расы, почти все ведущие европейские психоаналитики. Т. Райк (1888–1969) внес крупный вклад в психоанализ искусства (дал, в частности, психоаналитическое истолкование творчества Г. Флобера, Г. Малера и др.), успешно применил фрейдизм в антропологии и особенно в анализе преступности, которую он интерпретировал в связанных с теорией «сверх-я» терминах вины и порожденной ею бессознательной потребности в наказании. Ф. Александер (1891–1964) был инициатором применения методов фрейдизма в криминологии, основателем психогигиены и психосоматики. А. А. Кардинер (1891–1981) создал широко признанную концепцию базисной личностной структуры (в контексте психодинамического анализа) и психоаналитическую теорию социальной фрустрации как феномена западной культуры. Г. Рохейм (1891–1953) заложил основы психоаналитической направления в этнографии и создал оригинальную версию психоаналитической теории культуры; в отличие от З. Фрейда, он обосновывал культуру не филогенетически, а онтогенетически, интерпретируя ее как защитную систему, предназначенную для того, чтобы частично компенсировать утрату полной безопасности, которая гарантировалась в детстве монополизацией материнской любви. Х. Хартман (1894–1970) был основателем эгопсихологии — направления во фрейдизме, которое разрабатывает проблемы сознательного компонента психики, выявляя те его функции, которые оставались в тени в классическом психоанализе, и уточняя в связи с этим представления о функциях бессознательного и «сверх-я». Анна Фрейд (1895–1982), младшая дочь и самый близкий сотрудник создателя психоанализа в последний период его жизни, возглавила одну из двух ведущих на Западе школ фрейдизма детского возраста. Другую в Англии возглавляла Мелания Клейн (1882–1960); из-за предложенной ею неортодоксальной интерпретации чувства вины, страха, депрессивных состояний у ребенка произошел один из наиболее глубоких расколов в психоанализе (см. Психология). О. Фенихель (1897–1946) развивал концепцию десексуализированного либидо, а на ее основе — новые методы психотерапии неврозов. Р. Лёвенстейн (1898–?) был автором ряда фундаментальных разработок в эгопсихологии. Э. Крис (1900–1957), историк и теоретик искусства, впервые применил фрейдизм к исследованию процесса художественного творчества; он, в частности, первый среди психоаналитиков обратил внимание на связь между событиями частной жизни художника и особенностями его творчества, положил начало исследованию роли бессознательных психических сил в творческом акте и его спонтанного характера, в связи с чем обратился к анализу искусства душевнобольных, где спонтанность и непредсказуемость результатов особенно ярко выражены.

В значительной мере благодаря этим ученым и их ученикам фрейдизм после Второй мировой войны стал всемирным интеллектуальным и духовным движением. Крупнейшим его центром остаются США, где действуют свыше 20 психоаналитических учебных и исследовательских институтов и издается три четверти всей литературы по фрейдизму. Фрейдизм оказал сильное влияние почти на все области западной культуры. Он окончательно утвердился в психологии, всю историю которой теперь принято делить на два периода — до возникновения фрейдизма и после.

Фрейдизм в России. Фрейдизм приобрел популярность в России сначала в писательской среде (А. Воронский, Е. Замятин, А. Луначарский), затем привлек профессионалов — врачей, психологов, педагогов (Н. Трауготт, А. Лурия, А. Залкинд) и, наконец, общественных деятелей и политиков (О. Шмидт, С. Шацкий, Л. Троцкий). В 1922 г. было создано Русское психоаналитическое общество, насчитывавшее 30 членов, в 1923 г. оно было принято в Международную психоаналитическую ассоциацию. Общество поддерживали нарком труда В. Шмидт, М. Рейснер (1868–1968), один из авторов первой советской конституции, и К. Радек. Государственный психоаналитический институт получил особняк Рябушинского в Москве, ученым секретарем был назначен А. Лурия. К обществу примкнули впоследствии Л. Выготский и Н. А. Бернштейн, М. Вульф (1878–1971) руководил медицинской секцией общества, а потом сменил И. Ермакова на посту его президента. Важным проектом советских психоаналитиков был детский дом-лаборатория, которым руководила Вера Шмидт. В деятельности института и детского дома участвовала Сабина Шпильрейн (1885–1942), ученица К. Юнга, друг и помощник З. Фрейда. В начале 1920-х гг. Государственное издательство издавало многотомную «Психологическую и психоаналитическую библиотеку»; в Институте параллельно велись 11 семинаров, педагоги разрабатывали основы новой науки — педологии. Расцвет психоаналитического движения пришелся на начало 1920-х — время максимального влияния Троцкого, в 1927 г., после его падения, М. Вульф бежал за границу. Начало 1930-х гг. — время расправы с русским психоаналитическим движением.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: