Исследования интеллекта

В предметную область гештальт-психологии входили также вопросы интеллектуальной деятельности человека и высших животных. Исследования в этой области были начаты (в рамках гештальт-психологии) работами В. Келера, изучавшего интеллект человекообразных обезьян.

Келер исследовал интеллект обезьян в течение семи лет (1913-1920гг), находясь на о. Тенерифе. В своих экспериментах он использовал простейшее оборудование: клетки с редкими прутьями, палки, с помощью которых можно было достать удаленные фрукты, ящики, на которые обезьянам можно было взбираться.

В соответствии с взглядами гештальт-психологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостной ситуации и взаимосвязи между отдельными стимулами. Келер считал, что обезьяна способна решить проблему через достижение инсайта – внезапного осознания или постижения неизвестных ранее взаимосвязей. С точки зрения гештальт-подхода, животное или человек должны увидеть взаимосвязи между разными частями проблемы, прежде чем может произойти инсайт. Эти исследования подтвердили более раннее предположение о том, что научение включает в себя реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.

Вертхеймер попытался применить принципы гештальт-психологии к вопросам творческого мышления людей. Он предположил, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. При этом он утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученики, и учитель.

Вертхеймер утверждал, основываясь при этом на различных примерах (от решения математической задачи школьником до решения проблемы А. Эйнштейном), что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих; решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. Вертхеймер критиковал традиционную практику образования, основанную на натаскивании и зубрежке. Он считал, что учитель должен организовать материал в целостную систему, что будет способствовать возникновению у учеников инсайта и творческому решению проблемы.

Изоморфизм. Установив, что люди воспринимают целостно организованное явление, а не набор отдельных ситуаций, гештальтисты попытались исследовать проблему перцепции с точки зрения работы основных механизмов головного мозга. Они попытались разработать теорию основных нервных коррелятов воспринимаемых гештальтов. Сторонники гештальт-психологии рассматривали кору головного мозга в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют элементы, являющиеся в данный момент активными.

При изучении кажущегося движения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозга является формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два вида движения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятии также должны протекать идентично. Эта идея получила название изоморфизма – соответствия между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозгу. Гештальтисты уподобляли перцепцию карте в том смысле, что она соответствует реальной местности, которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же время карта – руководство по восприятию реального мира.

Взгляды Вертхеймера впоследствии нашли развитие в работах Келера. Он высказал предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле, и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности – следствие электромеханических процессов, возникающих в мозгу в ответ на сенсорные импульсы.

Теория поля К.Левина

В основе взглядов К. Левина лежит концепция гештальта, но он развил свои идеи и вышел за границы классической гештальт-психологии, обратившись к проблемам личности, ее потребностей и влиянию социальных связей на ее поведение.

Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях психического поля. Это поле получило у него название годологического пространства (от греческого - путь). Г одологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. Каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Годологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.

Для того чтобы описать направление движения человека к цели, Левин использовал на своих схемах векторы. Для характеристики привлекательности каждой цели для индивида он ввел понятия положительной и отрицательной валентностей. С точки зрения Левина все формы поведения человека могут быть описаны при помощи таких схем, включающих в себя обозначения годологического пространства, индивида, цели, а также намерений индивида и влияния окружающих.

Левин высказал предположение о существовании состояния баланса между индивидом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряжение в отношениях, которое вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. Согласно Левину, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряжения и последующих действий по его устранению. Поэтому каждый раз, когда у индивида возникает какая-либо потребность (т.е. состояние напряжения), он своими действиями старается снять это напряжение и установить внутреннее равновесие. На основании этого положения Левин теоретически предсказал эффект Зейгарник (сохранение напряженности повышает вероятность запоминания незавершенной задачи).

В 30-х гг. Левин начинает интересоваться вопросами социальной психологии. Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивид и его окружение формируют психологическое пол, так и группа и ее окружение формирует социальное поле. Социальное поведения проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в каждый момент времени является функцией общего состояния социального поля.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временнóй перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря "системе напряжения" и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда "система напряжения" сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" – стремящейся рас сеяться психической энергии.

Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

К. Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и "аффект неадекватности", который проявляется при попытках доказать человеку неправильность его представлений о себе, сыграло огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: