Тема 4. Гештальт-психология

В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом, в США, в Германии возникло новое направление в психологии – гештальт-психология, имевшее поистине революционное влияние на развитие этой науки. Оно стало проявлением протеста против психологии Вундта, но в то же время развивало его научные положения.

Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии. Как и у каждого научного направления, у гештальт-психологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа И. Канта (1724-1804).

Согласно Канту, восприятие – это не пассивное впечатление и не комбинация чувственных элементов (как предполагали эмпирики и ассоцианисты), а активная организация элементов в связный и согласованный опыт. Именно разум придает определенную форму результатам восприятия.

Венский психолог Эрнст Мах (1838-1916)оказал непосредственное влияние на возникновение гештальт-психологии. В своих работах Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Восприятие этих объектов и процессов оказалось совершенно независимым от их отдельных элементов, таких как цвет, пространственное протяжение и временная форма.

Идеи Маха получили свое развитие в работах Кристиана фон Эренфельса (1859-1932). Эренфельс предполагал, что в восприятии существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений. Он назвал их качествами формы (gestalt qualitaten). Для Эренфельса форма сама по себе воспринималась как новый элемент, создаваемый нашим разумом. Он считал, что разум придает форму нашим элементарным ощущениям.

Научные труды В.Джеймса также легли в основу создания гештальт-психологии. Джеймс выступал против атомизма в анализе сознания и рассматривал элементы сознания лишь в качстве отвлеченных понятий. Он подчеркивал, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не как набор ощущений.

Гештальтпсихология сформировалась на основе изучения механизмов восприятия зрительных образов, которые были перенесены на весь феномен мышления. По мнению ее сторонников, в мозге при контакте с внешним миром возникает некая структура "видения", или "мышления", которая называется "гештальтом". Затем, при сравнении различных "гештальтов" со структурой проблемной ситуации, может возникнуть совпадение между "образом" (гештальтом) и решением реальной задачи. Это совпадение в гештальтпсихологии называют озарением, или инсайтом. Инсайт, по мнению гештальтпсихологов, и является механизмом решения конкретной задачи.

Формально гештальт-психология возникла после того, как в 1912 г. Макс Вертхеймер опубликовал результаты своих исследований восприятия. В его экспериментах изучалось восприятие кажущегося движения (фи-феномен – иллюзия движения, возникающая при поочередном включении двух источников света). Вертхеймер показал, что восприятие движения не может быть разбито на более простые составляющие; целое (каждое движение) оказалось большим, чем сумма составляющих (неподвижные световые источники).

В дальнейшем Вертхеймер, К. Коффка и В. Келер занялись изучением другого перцептивного явления, названного ими константностью восприятия. Они показали, что наше восприятие объекта остается постоянным, даже, несмотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменяются. Таким образом, существует различие между характером действительного восприятия и характером сенсорной стимуляции. Поэтому перцепция не может быть объяснена как простой набор сенсорных элементов или как сумма составляющих ее частей. Перцепция представляет собой целостный акт – гештальт, и каждая попытка разложения ее на отдельный составляющие приводит к ее нарушению.

Восприятие слова “гештальт” вызывало определенные трудности, так как оно ясно не указывало, какое движение символизирует. В своей книге “Гештальт-психология” Келер отмечал, что в немецком языке слово “гештальт” используется в двух случаях:

1. оно обозначает форму или очертания предметов;

2. оно обозначает целостность объекта.

Таким образом, понятие “гештальт” можно использовать для ссылки как на предмет, так и на его специфическую форму. Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже общим сенсорным полем. В него также включаются процессы научения и памяти, а также стремления, эмоциональные отношения, действия и др. В этом общем смысле гештальт-подход давал возможность нового объяснения самых различных областей психологического знания.

Гештальтпсихология ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии. В последние десятилетия XIX века физика все в меньшей мере стала использовать принципы атомистики, предпочтя им новую концепцию, основанную на идее существования силового поля (участков пространства, пересекаемых силовыми линиями, возникающими при протекании электрического тока или при действии постоянного магнита). Идея атомизма, оказавшая сильное влияние на создание новой науки психологии, стала активно пересматриваться в физике. Физики подходили к мышлению в терминах поля и взаимосвязанного единства физических процессов. Их взгляды оказали поддержку сторонникам гештальт — психологии, которые вслед за ними стали разрабатывать аналогичный целостный подход к проблеме перцепции. Идеи гештальтистов явились отражением новых веяний в физике тех дней. Психологи еще раз постарались превзойти старшие по возрасту, имеющие более прочные корни, естественные науки.

Еще одним научным течением, повлиявшим на возникновение гештальт — психологии, стало феноменологическое движение в немецкой философии и психологии. Феноменология изучает неискаженное описание непосредственного опыта в том виде, в каком он происходит, она использует нескорректированное наблюдение, при котором опыт не разбивается на отдельные элементы и не расчленяется никаким иным образом. Феноменология исследует простые, в какой — то мере даже примитивные переживания людей, руководствующихся только здравым смыслом, противопоставляя их переживаниям подготовленных наблюдателей, имеющих определенную внутреннюю ориентацию.

Группа психологов феноменологического направления работала в лаборатории Мюллера в Геттингенском университете в Германии в период с 1909 по 1915 год — как раз в то время, когда началось развитие движения гештальт — психологии. Работы этой группы ускорили формальное создание школы гештальт — психологии, которая впоследствии унаследовала подход феноменологов.

Принципы восприятия

Вертхеймер изложил принципы восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 г. Эти принципы, представляли собой, по существу, законы и правила, согласно которым мы организуем, классифицируем воспринимаемый нами мир.

Идея, лежащая в основе этих принципов, заключалась в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, создавая структуру, которая будет выделяться на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно и ее возникновение неизбежно каждый раз, когда мы смотрим вокруг себя.

1. Близость: элементы, близкие друг другу в пространстве или во времени, кажутся нам объединенными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно.

2. Непрерывность: в нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придавать им определенную ориентацию.

3. Сходство: подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.

4. Замыкание: существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5. Простота: мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно; фигура должна быть симметричной, простой и неизменной и не может быть упорядочена или упрощена каким-либо иным способом.

6. Фигура-фон: мы стремимся организовывать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она представлена. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения.

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных способностей или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах “сами по себе”. Вертхеймер называл их “вспомогательными факторами”, но он также признавал, что на перцепцию влияют и “основные факторы” самого организма: высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: