Особенности смены профессии в зрелом возрасте

Организация повышения квалификации, переквалификации и профессиональной подготовки и профессиональной ориентации

План:

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан.

Цели и задачи профессионального обучения и профессиональной ориентации. Концепция формирования системы профессионального обучения.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан.

Во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.) провозглашается доступность технического и профессионального образования. Конвенция № 142 МОТ и Рекомендация №150 МОТ (1975 г.) - посвящены роли профессиональной подготовки и профессиональной ориентации при освоении человеческих ресурсов.

Сложившаяся у нас система подготовки кадров, их переподготов­ки и повышения квалификации пока во многом не учитывает особен­ностей рыночных условий. Она, пока еще не осно­вываясь на четкой долговременной политике, пытается помочь гражданам трудоустроиться в условиях массовой безработицы, часто не полностью зная потребности рынка, не учитывая изменяющуюся структуру спроса на рабочую силу и т. д.

Подготовка же безработных граждан к новым сферам приложи* ния своего труда в современных условиях является важным фактор ром, способствующим обеспечению более полной и эффективной за­нятости, и рассматривается в качестве основы социальной защиты! населения. Учитывая вышесказанное, служба занятости в основу сво:" ей работы по профессиональному обучению закладывает следующие принципы:

- повышение качества рабочей силы путем развития системы,
профессионального обучения безработных граждан;

- обучение тем профессиям, которые конкурентоспособны или
приоритетны на рынке труда;

- совершенствование форм и методов профессионального обу­чения безработных граждан;

- направление безработных на профессиональное обучение пре­
имущественно в те учебные заведения, которые оказывают со­действие в трудоустройстве.

В соответствии с законодательством РФ профессиональная под­готовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы за­нятости, если:

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у
гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий)
в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у граж­данина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по
прежней профессии (специальности).

Таким образом, можно говорить о том, что направление на профессиональное обучение (повышение квалификации, переобучение) является не столько желанием безработного, сколько продиктовано необходимостью и целесообразностью данного шага.

Особенности смены профессии в зрелом возрасте.

Смена профес­сии, а тем более вынужденная - всегда явление болезненное, связан­ное с неадекватными переживаниями в виду новизны происходящего, отсутствием представлений даже о самых общих его особенностях. Давно известно, что социально-демографический портрет безра­ботного имеет и свои возрастные особенности - как правило, это люди зрелого возраста. Переход от одной деятельности к другой в этот возрасте имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от ситуации первичного выбора профессии подростком и требующего тщательного учета при выборе вида профподготовки:

- у взрослого человека, подготовленного в своей области специ­алиста, уже есть сформированные в предыдущей деятельности
знания, навыки, определенные личностные качества;

- с возрастом происходит снижение объективных возможностей
развития его индивидуальных качеств, формирования новых знаний и навыков;

- увеличивается психологическая «цена» любого выхода лично­сти за пределы уже привычного, устоявшегося уклада жизни;

- увеличивается продолжительность овладения новой профессией;

- дефицит времени, которое может затратить потерявший рабо­ту на переподготовку.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и пе­реподготовка безработных граждан осуществляются в образователь­ных учреждениях профессионального и дополнительного образова­ния, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделе организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с за чаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную готовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а та граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Необходимо отметить, что ориентируя граждан на получение или иной профессии по направлению органов службы занятости, она не гарантирует предоставления ему по окончании учебы места работы. Граждане трудоустраиваются на общих основаниях в соответствий с трудовым законодательством. Поэтому профессиональное обучений ориентируется в первую очередь на «массовые профессии», пользующиеся повышенным спросом на рынке труда, овладеть которым!' можно за короткий период.

2. Цели и задачи профессионального обучения и профессиональной ориентации. Концепция формирования системы профессионального обучения. Один из действенных рычагов социальной защиты людей от безработицы является формирование инфраструктуры, на­правленной на помощь высвобождаемым работникам и без­работным гражданам в условиях реформирования экономи­ки. Составной частью системы регулирования занятости яв­ляется инфраструктура рынка труда, призванная содейство­вать населению в профориентации, обучении и трудоустрой­стве. В ее задачи входит также достижение сбалансированно­сти между спросом и предложением рабочей силы, координа­ция деятельности различных субъектов рынка труда посред­ством социального партнерства. Можно выделить три основ­ных звена инфраструктуры рынка труда:

Ø государственные и частные службы занятости, управ­ления (отделы) персоналом предприятий и организаций;

Ø система социального партнерства и взаимодействия
органов власти, представителей трудящихся и работодателей;

Ø учреждения, занимающиеся вопросами профориентации,
обучения и повышения качества рабочей силы на рынке труда.

Конвенция МОТ 1975 г. предписывает каждому члену орга­низации принимать всесторонние и скоординированные про­граммы профессиональной ориентации, подготовки и повы­шения квалификации, тесно связанные с занятостью (ст.1). Предлагается разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и про­фессионально-технического образования, профессиональной ориентации, подготовки и повышения квалификации, неза­висимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее (ст. 2).

Выполнение этих функций обусловило необходимость создания в РФ соответствующей инфраструктуры. В большин­стве субъектов РФ выделены площади для размещения служб занятости и их структурных подразделений (учебные центры, центры профориентации), а в ряде территорий построены компактные центры занятости, ежедневно обслуживающие по несколько сот человек.

Формирование инфраструктуры по профессиональному обучению и профориентации:

Главная составляющая инфраструктуры рынка труда — система профориентации и профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан — ориентирована на текущую и перспективную потребность в рабочих местах, адап­тирует образовательный процесс к меняющемуся характеру предложений на рынке труда, способствует обеспечению эф­фективной, продуктивной и свободно избранной занятости, Удовлетворению потребностей незанятого населения в обу­чении, психологической поддержке, повышении профессио­нального мастерства.

При формировании сети учебных заведений и центров Профориентации необходимо руководствоваться принципом создания конкурентной образовательной среды, насыщения рынка разнообразными образовательными услугами. Поэто­му отбор и формирование соответствующей инфраструктуры производится на конкурсной основе.

Основные требования к отбору:

- обеспечение дифференци­рованного подхода к безработным при высоком качестве услуг и гарантии трудоустройства;

- способность к инновациям и гибкое реагирование на состояние рынка труда. Чтобы гибко реагировать на состояние рынка труда, необходимо знать спрос на рабочую силу, тенденции изменения профессионально-квалификационного состава работников.

Конкурсный отбор образовательных учреждений строит­ся на основе следующих критериев:

Ø ориентация на образовательные стандарты и наличие
лицензии;

Ø уровень квалификации и опыт педагогических работ­ников;

Ø состояние учебно-материальной базы;

Ø оптимальная стоимость услуг по профориентации и
обучению;

Ø адаптированность учебных программ к потребностям
безработных и требованиям работодателей;

Ø применение новых технологий и интенсивных методов
обучения;

Ø стабильность связей образовательных учреждений с
предприятиями, предоставляющими рабочие места для прак­
тики и последующего трудоустройства;

Ø транспортная доступность, возможность организации
питания.

При отборе учебных заведений учитываются их возмож­ности по реализации профориентационных мероприятий. Образовательные учреждения представляют в конкурсную комиссию следующие документы:

- заявление об участии в конкурсе,

- копию лицензии на образовательную деятельность,

- учебные планы и программы по всем профессиям, по
которым предполагается обучать безработных,

- справку о наличии необходимой учебно-методической
документации,

- список преподавателей и мастеров производственного
обучения, привлекаемых для проведения занятий,

- калькуляцию стоимости обучения по каждой профес­сии,

- образцы выдаваемых документов.

В целом по РФ обучение безработных осуществляют 3 тыс. учебных заведений начального, среднего, высшего и дополни­тельного профессионального образования, учебные центры службы занятости, учебно-курсовые комбинаты, в которых ежегодно обучается около 400 тыс. безработных.

При отборе инфраструктуры по профориентации макси­мально используются существующие учреждения органов образования и занятости (центры профориентации и психо­логической поддержки населения, лаборатории и отделы профориентации, учебные центры и др.).

Развитие вышеуказанной инфраструктуры предусматри­вает два этапа:

- опережающий, когда отбор учебных заведений и цент­
ров профориентации производится до окончательного фор­мирования служб занятости;

- параллельный, когда инфраструктура создается по мере
необходимости, развивается одновременно с развитием служб
занятости и полностью удовлетворяет растущие потребности
незанятого населения.

Проблемы общей и профессиональной педагогики доста­точно глубоко и разносторонне разработаны в педагогичес­кой науке. В общем случае необходимо определить педагогические основы профессионального обучения безработных граждан (сущность, особенности, принципы, формы, методы, средства) для повышения их конкурентоспособности и профессиональ­ной мобильности на рынке труда, приведения в соответствие качества рабочей силы со спросом на нее.

Объективные условия развития и совершенствования си­стемы профессионального обучения безработных характери­зуются следующими противоречиями:

1) между потребностями высвобождаемых работников, не­
занятого населения в профессиональной подготовке, перепод­готовке, повышении квалификации и отсутствием условий для
удовлетворения этих потребностей;

2) между профессионально-квалификационной структу­рой спроса на рынке труда и предложением рабочей силы по
профессиям, уровню квалификации;

3) между общественной потребностью в кадрах опреде­ленной квалификации и индивидуальными потребностями
безработных;

4) между структурой подготовки кадров в учебных заведе-лиях и профессионально-квалификационным спросом на рынке
труда.

Система профессионального обучения безработных смо­жет успешно выполнять функции образовательной и соци­альной реабилитации лиц, потерявших работу, оказания им широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда, содействия в трудоустройстве. Для этого должны быть обеспечены следующие организаци­онные и педагагические предпосылки:

1) определены социально-экономические характеристи­ки проблем, предпосылок и противоречий на рынке труда,
условий обеспечения занятости безработных граждан, основ­
ных направлений повышения качества рабочей силы;

2) обоснована концепция формирования системы про­фессионального обучения безработных граждан, раскрываю­щая ее сущность, социально-педагогические функции, опти­мальное сочетание всех характерных признаков образователь­ной системы, обеспечивающая гибкость, многофункциональ­ность и многоуровневость системы и ее развитие с учетом
потребностей незанятого населения, работодателей и прогно­зов развития рынка труда;

3) осуществлено обоснование целей, задач, принципов, со­
держания обучения, комплектов учебно-методического обес­печения профессиональной подготовки, повышения квали­фикации и переподготовки этой категории граждан;

4_ разработаны целевые программы профессионального
обучения и моделирования управления системой професси­онального обучения безработных.

Перспективы развития системы профессионального обу­чения безработных граждан связаны с отражением новых тен­денций в формировании рынка труда и развитием всей сис­темы профессионального образования. Эта система, с одной стороны, — инструмент государственной политики и инфра­структура рынка труда, а с другой, — составная часть всей си­стемы непрерывного образования. Необходимо создать методическую основу профобучения, которая должна включать следующие элементы:

1) обоснование социально-педагогических предпосылок
необходимости создания системы профессионального обу­чения безработных граждан в общей системе непрерывного
образования с позиций социально-профессиональной ситу­ации и особенностей положения на рынке труда этой катего­рии населения;

2) концепцию формирования новой системы;

3) обоснование новых подходов к проведению активной
политики на рынке труда, направленных на развитие качества
рабочей силы, обеспечение трудоустройства и социально-про­фессиональной адаптации безработных граждан;

4) описание целей, задач, принципов, направлений и со­держания профессионального обучения, комплекта учебно-
методических материалов, выражающих педагогические основы
профессионального обучения безработных;

5) структуру и составляющие целевых федеральной, реги­ональных и территориальных программ профессионального
обучения безработных граждан;

6) модель управления системой, в которой определены
структурные элементы и обоснованы связи межведомствен­ных компонентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: