Организация повышения квалификации, переквалификации и профессиональной подготовки и профессиональной ориентации
План:
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан.
Цели и задачи профессионального обучения и профессиональной ориентации. Концепция формирования системы профессионального обучения.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан.
Во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.) провозглашается доступность технического и профессионального образования. Конвенция № 142 МОТ и Рекомендация №150 МОТ (1975 г.) - посвящены роли профессиональной подготовки и профессиональной ориентации при освоении человеческих ресурсов.
Сложившаяся у нас система подготовки кадров, их переподготовки и повышения квалификации пока во многом не учитывает особенностей рыночных условий. Она, пока еще не основываясь на четкой долговременной политике, пытается помочь гражданам трудоустроиться в условиях массовой безработицы, часто не полностью зная потребности рынка, не учитывая изменяющуюся структуру спроса на рабочую силу и т. д.
|
|
Подготовка же безработных граждан к новым сферам приложи* ния своего труда в современных условиях является важным фактор ром, способствующим обеспечению более полной и эффективной занятости, и рассматривается в качестве основы социальной защиты! населения. Учитывая вышесказанное, служба занятости в основу сво:" ей работы по профессиональному обучению закладывает следующие принципы:
- повышение качества рабочей силы путем развития системы,
профессионального обучения безработных граждан;
- обучение тем профессиям, которые конкурентоспособны или
приоритетны на рынке труда;
- совершенствование форм и методов профессионального обучения безработных граждан;
- направление безработных на профессиональное обучение пре
имущественно в те учебные заведения, которые оказывают содействие в трудоустройстве.
В соответствии с законодательством РФ профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у
гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий)
в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по
прежней профессии (специальности).
Таким образом, можно говорить о том, что направление на профессиональное обучение (повышение квалификации, переобучение) является не столько желанием безработного, сколько продиктовано необходимостью и целесообразностью данного шага.
|
|
Особенности смены профессии в зрелом возрасте.
Смена профессии, а тем более вынужденная - всегда явление болезненное, связанное с неадекватными переживаниями в виду новизны происходящего, отсутствием представлений даже о самых общих его особенностях. Давно известно, что социально-демографический портрет безработного имеет и свои возрастные особенности - как правило, это люди зрелого возраста. Переход от одной деятельности к другой в этот возрасте имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от ситуации первичного выбора профессии подростком и требующего тщательного учета при выборе вида профподготовки:
- у взрослого человека, подготовленного в своей области специалиста, уже есть сформированные в предыдущей деятельности
знания, навыки, определенные личностные качества;
- с возрастом происходит снижение объективных возможностей
развития его индивидуальных качеств, формирования новых знаний и навыков;
- увеличивается психологическая «цена» любого выхода личности за пределы уже привычного, устоявшегося уклада жизни;
- увеличивается продолжительность овладения новой профессией;
- дефицит времени, которое может затратить потерявший работу на переподготовку.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделе организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с за чаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную готовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а та граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Необходимо отметить, что ориентируя граждан на получение или иной профессии по направлению органов службы занятости, она не гарантирует предоставления ему по окончании учебы места работы. Граждане трудоустраиваются на общих основаниях в соответствий с трудовым законодательством. Поэтому профессиональное обучений ориентируется в первую очередь на «массовые профессии», пользующиеся повышенным спросом на рынке труда, овладеть которым!' можно за короткий период.
2. Цели и задачи профессионального обучения и профессиональной ориентации. Концепция формирования системы профессионального обучения. Один из действенных рычагов социальной защиты людей от безработицы является формирование инфраструктуры, направленной на помощь высвобождаемым работникам и безработным гражданам в условиях реформирования экономики. Составной частью системы регулирования занятости является инфраструктура рынка труда, призванная содействовать населению в профориентации, обучении и трудоустройстве. В ее задачи входит также достижение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, координация деятельности различных субъектов рынка труда посредством социального партнерства. Можно выделить три основных звена инфраструктуры рынка труда:
Ø государственные и частные службы занятости, управления (отделы) персоналом предприятий и организаций;
|
|
Ø система социального партнерства и взаимодействия
органов власти, представителей трудящихся и работодателей;
Ø учреждения, занимающиеся вопросами профориентации,
обучения и повышения качества рабочей силы на рынке труда.
Конвенция МОТ 1975 г. предписывает каждому члену организации принимать всесторонние и скоординированные программы профессиональной ориентации, подготовки и повышения квалификации, тесно связанные с занятостью (ст.1). Предлагается разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, профессиональной ориентации, подготовки и повышения квалификации, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее (ст. 2).
Выполнение этих функций обусловило необходимость создания в РФ соответствующей инфраструктуры. В большинстве субъектов РФ выделены площади для размещения служб занятости и их структурных подразделений (учебные центры, центры профориентации), а в ряде территорий построены компактные центры занятости, ежедневно обслуживающие по несколько сот человек.
Формирование инфраструктуры по профессиональному обучению и профориентации:
Главная составляющая инфраструктуры рынка труда — система профориентации и профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан — ориентирована на текущую и перспективную потребность в рабочих местах, адаптирует образовательный процесс к меняющемуся характеру предложений на рынке труда, способствует обеспечению эффективной, продуктивной и свободно избранной занятости, Удовлетворению потребностей незанятого населения в обучении, психологической поддержке, повышении профессионального мастерства.
При формировании сети учебных заведений и центров Профориентации необходимо руководствоваться принципом создания конкурентной образовательной среды, насыщения рынка разнообразными образовательными услугами. Поэтому отбор и формирование соответствующей инфраструктуры производится на конкурсной основе.
|
|
Основные требования к отбору:
- обеспечение дифференцированного подхода к безработным при высоком качестве услуг и гарантии трудоустройства;
- способность к инновациям и гибкое реагирование на состояние рынка труда. Чтобы гибко реагировать на состояние рынка труда, необходимо знать спрос на рабочую силу, тенденции изменения профессионально-квалификационного состава работников.
Конкурсный отбор образовательных учреждений строится на основе следующих критериев:
Ø ориентация на образовательные стандарты и наличие
лицензии;
Ø уровень квалификации и опыт педагогических работников;
Ø состояние учебно-материальной базы;
Ø оптимальная стоимость услуг по профориентации и
обучению;
Ø адаптированность учебных программ к потребностям
безработных и требованиям работодателей;
Ø применение новых технологий и интенсивных методов
обучения;
Ø стабильность связей образовательных учреждений с
предприятиями, предоставляющими рабочие места для прак
тики и последующего трудоустройства;
Ø транспортная доступность, возможность организации
питания.
При отборе учебных заведений учитываются их возможности по реализации профориентационных мероприятий. Образовательные учреждения представляют в конкурсную комиссию следующие документы:
- заявление об участии в конкурсе,
- копию лицензии на образовательную деятельность,
- учебные планы и программы по всем профессиям, по
которым предполагается обучать безработных,
- справку о наличии необходимой учебно-методической
документации,
- список преподавателей и мастеров производственного
обучения, привлекаемых для проведения занятий,
- калькуляцию стоимости обучения по каждой профессии,
- образцы выдаваемых документов.
В целом по РФ обучение безработных осуществляют 3 тыс. учебных заведений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, учебные центры службы занятости, учебно-курсовые комбинаты, в которых ежегодно обучается около 400 тыс. безработных.
При отборе инфраструктуры по профориентации максимально используются существующие учреждения органов образования и занятости (центры профориентации и психологической поддержки населения, лаборатории и отделы профориентации, учебные центры и др.).
Развитие вышеуказанной инфраструктуры предусматривает два этапа:
- опережающий, когда отбор учебных заведений и цент
ров профориентации производится до окончательного формирования служб занятости;
- параллельный, когда инфраструктура создается по мере
необходимости, развивается одновременно с развитием служб
занятости и полностью удовлетворяет растущие потребности
незанятого населения.
Проблемы общей и профессиональной педагогики достаточно глубоко и разносторонне разработаны в педагогической науке. В общем случае необходимо определить педагогические основы профессионального обучения безработных граждан (сущность, особенности, принципы, формы, методы, средства) для повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда, приведения в соответствие качества рабочей силы со спросом на нее.
Объективные условия развития и совершенствования системы профессионального обучения безработных характеризуются следующими противоречиями:
1) между потребностями высвобождаемых работников, не
занятого населения в профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации и отсутствием условий для
удовлетворения этих потребностей;
2) между профессионально-квалификационной структурой спроса на рынке труда и предложением рабочей силы по
профессиям, уровню квалификации;
3) между общественной потребностью в кадрах определенной квалификации и индивидуальными потребностями
безработных;
4) между структурой подготовки кадров в учебных заведе-лиях и профессионально-квалификационным спросом на рынке
труда.
Система профессионального обучения безработных сможет успешно выполнять функции образовательной и социальной реабилитации лиц, потерявших работу, оказания им широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда, содействия в трудоустройстве. Для этого должны быть обеспечены следующие организационные и педагагические предпосылки:
1) определены социально-экономические характеристики проблем, предпосылок и противоречий на рынке труда,
условий обеспечения занятости безработных граждан, основ
ных направлений повышения качества рабочей силы;
2) обоснована концепция формирования системы профессионального обучения безработных граждан, раскрывающая ее сущность, социально-педагогические функции, оптимальное сочетание всех характерных признаков образовательной системы, обеспечивающая гибкость, многофункциональность и многоуровневость системы и ее развитие с учетом
потребностей незанятого населения, работодателей и прогнозов развития рынка труда;
3) осуществлено обоснование целей, задач, принципов, со
держания обучения, комплектов учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки этой категории граждан;
4_ разработаны целевые программы профессионального
обучения и моделирования управления системой профессионального обучения безработных.
Перспективы развития системы профессионального обучения безработных граждан связаны с отражением новых тенденций в формировании рынка труда и развитием всей системы профессионального образования. Эта система, с одной стороны, — инструмент государственной политики и инфраструктура рынка труда, а с другой, — составная часть всей системы непрерывного образования. Необходимо создать методическую основу профобучения, которая должна включать следующие элементы:
1) обоснование социально-педагогических предпосылок
необходимости создания системы профессионального обучения безработных граждан в общей системе непрерывного
образования с позиций социально-профессиональной ситуации и особенностей положения на рынке труда этой категории населения;
2) концепцию формирования новой системы;
3) обоснование новых подходов к проведению активной
политики на рынке труда, направленных на развитие качества
рабочей силы, обеспечение трудоустройства и социально-профессиональной адаптации безработных граждан;
4) описание целей, задач, принципов, направлений и содержания профессионального обучения, комплекта учебно-
методических материалов, выражающих педагогические основы
профессионального обучения безработных;
5) структуру и составляющие целевых федеральной, региональных и территориальных программ профессионального
обучения безработных граждан;
6) модель управления системой, в которой определены
структурные элементы и обоснованы связи межведомственных компонентов.